Владимир Путин почему-то нервничает и обвиняет Госдеп

На модерации Отложенный В понедельник президент Путин обвинил США в попытке посеять сомнения в легитимности парламентских выборов в России, оказав давление на миссию наблюдателей. Для полновластного лидера Путин выглядит до странности отчаянно и испуганно, пишут наблюдатели, продолжая обсуждать воскресные аресты оппозиционеров и другие антидемократические шаги и реплики хозяина Кремля.

В понедельник, пишет The Washington Post, президент Владимир Путин обвинил Госдепартамент США в том, что это под его давлением Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) объявило, что не будет контролировать голосование 2 декабря, сославшись на "задержки и ограничения" со стороны российского правительства. Путин назвал данное решение попыткой подорвать легитимность голосования и предупредил, что подобный шаг может повредить и без того напряженным отношениям с Соединенными Штатами.

"По имеющимся у нас сведениям, в очередной раз сделано это по рекомендации Госдепа США, и это мы будем учитывать в наших межгосударственных отношениях с этой страной, – сказал Путин, находясь в Санкт-Петербурге. – Такие акции не могут сорвать выборы в России, целью является делегитимизация выборов. Но и этой цели они не добьются".

Указанная наблюдательная группа, входящая в состав Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая состоит из 56 государств, отвергла обвинения Путина, заявив, что это "нонсенс".

Кроме того, напоминает Питер Финн, на прошлой неделе Путин заявил, что "шакалы", которых готовят "западные специалисты", могут попытаться захватить власть, организовав уличные акции протеста наподобие тех, которые привели прозападные правительства к власти в соседних странах – в Грузии и на Украине. В прошедшие выходные милиция задержала сотни участников демонстраций в России, в том числе Гарри Каспарова – шахматного гроссмейстера и критика Путина. Он был приговорен к 5 суткам тюремного заключения за участие в нелегальном марше в Москве.

Лидеры российской оппозиции, сообщает московский корреспондент издания, обвиняют власти в ведении непримиримой борьбы с конкурентами с целью расчистить дорогу прокремлевской партии "Единая Россия" для победы на воскресных выборах с огромным перевесом.

Продолжает тему The New York Times в статье Клиффорда Дж. Леви "Путин говорит, что США вмешиваются в выборы". В последние недели заявления Путина становятся все более националистическими по тону, считает издание, поскольку он стремится завоевать поддержку для своей партии на воскресных выборах. В понедельник, беседуя в Санкт-Петербурге с журналистами, он вновь обрушился с критикой на вмешательство иностранных государств в дела России, как он это называет.

Он сказал, что согласно информации, которой располагает российская сторона, последние шаги вновь сделаны по рекомендации Госдепартамента США, и обещал учесть это при осуществлении межгосударственных отношений с данной страной. Он заявил, что цель этих сил – делегитимизация выборов, но подчеркнул, что этой цели они не достигнут. "Мы должны создать такие Вооруженные силы, чтобы не допустить, когда кто-то чужой хочет совать свой сопливый нос к нам", – добавил позднее Путин.

Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Чуров, назначенный на свой пост с одобрения Путина, указал, что директор БДИПЧ – Кристиан Строхал из Австрии – побывал в Вашингтоне незадолго до того, как было объявлено о решении отменить миссию. В аппарате Строхала говорят, что дата визита в Вашингтон и решение об отмене совпали случайно.

Автор также упоминает, что в минувшие выходные оппозиционная коалиция, возглавляемая экс-чемпионом по шахматам Гарри Каспаровым, провела митинги и марши, которые были разогнаны ОМОНом в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Сотни людей были взяты под стражу. Большинство позднее освободили. Сам Каспаров был арестован в Москве в субботу, когда пытался доставить в Центризбирком письмо с резкой критикой хода выборов, и был приговорен к пяти дням тюремного заключения.

Корреспондент приводит мнение представителей движения Каспарова "Другая Россия", которые утверждают, что Путин создает в России диктатуру по советскому образцу.

В редакционном комментарии The New York Times расширяет тему, дав ему заголовок "Прощай, российская демократия".

Для лидера, у которого есть все: контроль над армией, над правительством, над выборами и над СМИ, российский президент Владимир Путин накануне воскресных парламентских выборов выглядит до странности отчаянно и испуганно, полагает американское издание. Опросы общественного мнения указывают, что его партия "Единая Россия" одержит убедительную победу, дав ему возможность сохранить власть в том или ином виде. Однако то, как сильно он жаждет победы и как подавил серьезную политическую оппозицию, показывает, что эти выборы не будут свободными и честными, а Россия не является демократической страной.

Путин обвинил Америку, что под давлением США международные наблюдатели отказались от участия в российских выборах, желая подорвать доверие к ним. Но это он сам отнял легитимность у избирательного процесса, и если не произойдет изменений, то к президентским выборам 2008 года ситуация в России станет только хуже, делает вывод The New York Times.

Французская Le Monde в свете последних событий рассуждает о враждебности путинского режима демократии. Для бывшего офицера КГБ репрессии – вторая натура, говорится в редакционной статье. Владимир Путин ежедневно доказывает это с возрастающей интенсивностью по мере приближения парламентских выборов 2 декабря. В выходные милиция разогнала две манифестации оппозиции.

При этом нет никаких рациональных объяснений такой фундаментальной аллергии на любые публичные проявления несогласия с лидером, пишет издание. С самого начала его пребывания в Кремле популярность Путина неуклонно росла. В его распоряжении – все инструменты власти: милиция, правосудие, армия, телерадиовещание, крупные энергетические предприятия, наполняющие государственную казну. Он отменил выборы губернаторов регионов и мэров крупных городов. При его поддержке были приняты законы, гарантирующие его партии "Единая Россия" большинство в Думе и исключающие мелкие либеральные партии, возникшие при падении коммунизма. Оппозиция слаба, разобщена, лишена средств самовыражения.

Опасаясь выборов, даже таких, которые он не может проиграть, Путин возвращается к старым методам, испробованным в советские времена: пропаганде, репрессиям в отношении оппозиционеров, призванным запугать общество, и манипуляции правосудием, находящимся на службе у политической власти, заключает Le Monde.

Большой очерк Энн Эпплбаум в The Washington Post озаглавлен "Российские новые старые диссиденты".

В течение почти всего президентства Путина его "управляемая демократия" дозволяла много разновидностей политического инакомыслия при том условии, что они оставались чрезвычайно узкими по масштабу, указывает автор. Хотя большая часть телекомпаний тем или иным образом контролируется Кремлем, нескольким газетам с небольшим тиражом позволялось в определенной мере продолжать критику. Притом что всякого, кто имел реальный потенциал составить оппозицию Путину, разубеждали или уничтожали, кучке непопулярных в народе критиков, в том числе Каспарову, позволяли продолжать говорить. Клапан приоткрывали, выпуская немножко пара, а с настоящими вызовами режим никогда не сталкивался. За прошлый год ситуация изменилась, полагает корреспондент WP.

Если фотографии, сделанные на этой неделе, кажутся снимками 30-летней давности, это ничего не значит. В России их мало кто увидит. А большинство тех, кто увидит, наверняка сделают вывод, к которому их и подталкивают: когда в следующий раз на московской площади соберется толпа, стоит держаться от нее подальше.