Корни террора – в недрах КГБ
На модерации
Отложенный
Ровно год тому назад мой друг Александр Литвиненко умер в лондонской больнице, оставив после себя жену и сына-подростка. Саша был отравлен крохотным ядерным устройством, которое содержало полоний-210 – устройством, которое, по заключению Королевской прокурорской службы Великобритании, подложили ему российские тайные агенты. В определенном смысле убийство Литвиненко было террористическим актом, спонсором которого выступило государство.
Для России такое – далеко не новость. КГБ длительное время использовал тактику террористов и тесно сотрудничал с такими организациями, как ООП Арафата. За год до своей смерти, в июле 2005 года, Саша написал в конфиденциальном докладе, подготовленном для специальной комиссии итальянского парламента, которая расследовала деятельность КГБ в Италии: "До самого последнего времени КГБ руководил всем международным терроризмом". Обстоятельства смерти Саши указывают на то, что сегодняшняя Россия под руководством бывшего подполковника КГБ Владимира Путина вновь взялась за старое.
* * *
Организация – прародительница КГБ, под названием ЧК, а позднее НКВД, была создана Лениным и Феликсом Дзержинским специально для того, чтобы истреблять российскую аристократию, интеллектуалов и диссидентов – всех, кто угрожал советскому государству изнутри. При Сталине НКВД начал убивать своих противников за границей: Игнатий Рейс – под Лозанной в 1937 году, Евген Коновалец – в Амстердаме в 1938 году, Лев Троцкий – в Мексике в 1940. В 1953 году советские спецслужбы покушались на жизнь маршала Тито в Белграде.
Смерть Сталина не поубавила аппетиты Кремля в отношении международного терриризма. После убийства Литвиненко российская внешняя разведка заявила, что Россия с 1959 года не была причастна ни к одному убийству за границей. Это неправда. Лидер Афганистана Хафизулла Амин был вначале отравлен, а затем застрелен специальной группой агентов КГБ в Кабуле в 1979 году. В 2004 году в Катаре российские агенты подорвали бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева.
В 1964 году резидентура КГБ в Мехико создала разведывательно-диверсионную группу, которой командовал никарагуанец, агент КГБ Мануэль Андара-и-Убеда. С группой сандинистов он отправился на американо-мексиканскую границу для поисков возможных объектов – например, нефтепроводов – по которым могли бы нанести удары диверсионные группы КГБ. Андара-и-Убеда работал под кличкой Искра – в честь революционной газеты Ленина. КГБ также обучал и финансировал сандинистов, которые в 1978 году захватили в Манагуа Национальный дворец и взяли десятки заложников. Накануне налета они ознакомили со своим планом высокопоставленного офицера КГБ.
На Ближнем Востоке одним из самых "звездных" рекрутов КГБ стал Вади Хаддад, заместитель руководителя марксистско-ленинской организации "Народный фронт освобождения Палестины", курировавший в НФОП операции за границей. В 1970 году его завербовал КГБ, что явствует из материалов, предоставленных британской разведке Василием Митрохиным – бывшим работником архива КГБ, который в 1992 году бежал в Великобританию. Самым драматичным терактом, который организовал Хаддад, было нападение 6 сентября 1970 года на четыре авиалайнера, летевшие в Нью-Йорк. Попытка угона "Боинга-707" авиакомпании El Al, вылетевшего из Тель-Авива, сорвалась: охранник застрелил одного из двух террористов.
Три остальных борта были успешно направлены угонщиками на посадку в другие аэропорты. Пассажиры и экипаж "Боинга-747" авиакомпании Pan Am были эвакуированы, а сам самолет после этого взорван; в двух других случаях террористы договорились отпустить заложников в ответ на освобождение заключенных. (То были относительно невинные времена "до 11 сентября".) Благодаря материалам Митрохина мы знаем, что КГБ снабдил Хаддада оружием, и вполне логично предположить, что его кураторы были в курсе данных планов.
Офицер КГБ Василий Федорович Самойленко долгое время обхаживал Арафата. На фото 1974 года они изображены вместе на церемонии возложения венков в Москве; во время этого визита СССР назвал ООП единственным законным представителем арабского народа Палестины – в то время эта позиция вызывала весьма спорную реакцию и закрепила тесный альянс сторон. С тех пор КГБ обучал партизан ООП в школе подготовки специальных агентов в Балашихе, к востоку от Москвы, и предоставлял большую часть оружия, которое применялось при нападениях на израильские объекты. Сотрудники разведки ООП также проходили годичные курсы обучения в Андроповском институте КГБ; некоторые из них в итоге были завербованы КГБ.
Страны-сателлиты СССР тоже вносили свой вклад. В конце 1960-х Арафата обхаживал и каирский резидент внешней разведки Румынии (DIE) Константин Мунтяну, организовавший его визит в Бухарест. В 1972 году румынская разведка заключила союз с ООП, как утверждает бывший полковник КГБ Олег Гордиевский; по его словам, румыны снабжали ООП "чистыми бланками паспортов, электронными приборами слежения и оружием для операций. Чаушеску сказал исполняющему обязанности директора DIE (в будущем – перебежчику) генералу Иону Михаю Пачепе: "Москва помогает ООП накачивать мускулы. Я же питаю ее мозг". В своей книге "Красные горизонты", вышедшей в 1987 году, Пачепа пишет, что Арафат и его кураторы из КГБ готовили группу коммандос ООП во главе с правой рукой Арафата, Абу Джихадом, к операции по захвату в заложники американских дипломатов в Хартуме (Судан).
По данным ряда источников, Ильич Рамирес Санчес, более известный как "Карлос-Шакал" – самый печально прославившийся террорист 1970-х и начала 1980-х годов, – входил в число тех, кто проходил выучку в советских и кубинских учебных лагерях. Некоторое время он прожил в Восточной Германии.
* * *
Убийство Саши Литвиненко следует назвать его истинным именем: это террористический акт, совершенный на британской территории. Бесчисленное число людей подверглось риску радиоактивного облучения, следы которого были обнаружены в самолетах компании British Airways, в лондонских отелях и ресторанах. Тем временем подозреваемый в убийстве Андрей Луговой баллотируется в российский парламент на декабрьских выборах и открыто насмехается над попытками Великобритании добиться его экстрадиции для привлечения к судебной ответственности.
Саша был прав. Постсоветская Россия – такой же рассадник терроризма, как СССР в прошлом.
Борис Володарский, независимый аналитик по вопросам разведки, живущий в Лондоне – бывший офицер подразделения специальных операций ГРУ (советской военной разведки)
Комментарии