Дачный бум в России расширяет пропасть между богатыми и бедными
На модерации
Отложенный
Под Москвой шпили дворца в германском стиле высятся над грязной стройплощадкой словно загородный диснейлендовской замок, а по соседству теснятся римская вилла и поместье в духе Новой Англии.
Эти богатые дачи – загородные дома элиты – новейшие статусные символы для сверхбогатых москвичей.
Нависая над захудалым поселком, жители которого сами выращивают продукты питания и не имеют водопровода, эти дачи – наглядная иллюстрация ширящейся пропасти между богатыми и бедными в России.
"Сейчас Россия похожа на весь остальной мир", – говорит Арас Агаларов, один из самых амбициозных застройщиков; это он стоит за этими владениями. Он нажил состояние на продаже товаров роскоши первой волне российских толстосумов в начале 1990-х.
Агаларов контролирует "Крокус Сити Молл", престижный загородный торговый центр, и проводит ежегодную Millionaire Fair – выставку роскоши.
Он говорит, что будет жить в этом поселке с собственной многочисленной семьей, имеющей политические связи. Его сын женат на дочери азербайджанского президента.
"В других странах есть бедные и есть богатые, и в России сейчас есть бедные и богатые", – говорит он.
Мега-поместья совсем не похожи ни на скромные деревянные усадьбы, прятавшиеся глубоко в березовых лесах, которые в прошлом служили деревенским убежищем для российских аристократов, ни на почти не меблированные летние домики, в каких проводят выходные дни многие городские жители России.
Комплекс Агаларова может похвастаться 14 рукотворными озерами, тысячами свежевысаженных деревьев, площадкой для гольфа, отелями и спортивными сооружениями. Каждый из 150 домов стоит до 30 млн долларов.
Цена букета
Гигантский обнесенный стенами комплекс затмевает по амбициозности и по цене аналогичные новые поселения, растущие как грибы вокруг российской столицы.
В стране, где многие пенсионеры живут менее чем на 200 долларов в месяц, столько же может стоить шикарный букет цветов, который служба доставки везет в центр Москвы.
Хотя официальная средняя заработная плата составляет всего 500 долларов в месяц, немногочисленные счастливчики готовы, пуская пыль в глаза, вывалить намного больше за бутылку хорошего вина или заплатить 777 тыс. долларов за шикарный лимузин Maybach, последний предмет из списка обязательных для тех, кто хочет пощеголять своим богатством.
"Дело в том, что здесь огромные деньги словно с неба свалились, а обычно тем, кто был беден и выиграл в лотерею, хочется тратить, тратить, тратить", – говорит Крис Уифер, главный стратег банка "Уралсиб" в Москве.
"Мы должны помнить, что прошло всего 9 лет с тех пор, как эта страна формально стала банкротом и стояла на краю бездны, и за 9 лет произошла трансформация благодаря 800 млрд долларов дохода от экспорта газа и нефти", – сказал он.
Хотя Россия еще отстает от США и Германии, в стране уже есть 53 миллиардера, тогда как в 2006 году их было 19. В основном, по данным Forbes, они сделали свои состояния на нефти, горнодобывающей индустрии и металлах.
Журнал назвал самым богатым Романа Абрамовича, с состоянием в 18,7 млрд долларов, включающим нефть, сталь и футбольный клуб "Челси" – экс-чемпиона английской премьер-лиги.
Агаларов полагает, что новые богачи России будут платить за то, чтобы встречаться друг с другом на площадке для гольфа или беседовать за садовым забором.
"Покупателей будет так много, что мне будет проблематично решить, кому надо продавать, а кому не надо. Мы хотим гарантировать, что здесь будут жить нормальные люди, охранников с их семьями тут не будет. Это испортит атмосферу", – говорит он.
Пересаживаясь из "Мерседеса" с водителем на Land Rover, следом за которым едет второй внедорожник, полный телохранителей, Агаларов маневрирует по стройке с уверенностью и энергией.
Последние штрихи
Строители внесли последние штрихи во вдохновленный германскими мотивами замок. Римская вилла имеет куполообразный холл, низкий канделябр в столовой и изысканные ковры и занавеси. Всего тут будет около 150 домов, среди которых и скромные таун-хаусы по цене от 2 млн долларов. По оценке Агаларова, строительство обойдется примерно в 1 млрд, а общая сумма от продажи составит около 3 млрд, т.е. чистая прибыть получится немалой.
В то время как в новых домах мраморные полы и подземные кухни для работников, далее по дороге в поселке Воронино 60-летняя Наталья Андреевна вынуждена черпать воду из колодца в саду.
Большинство домов здесь маленькие, покосившиеся и остро нуждающиеся в покраске.
"Здесь становится как в тюрьме, – говорит Наталья Андреевна, которая живет в поселке большую часть года, но холодные зимы проводит у дочери в Москве. – Раньше можно было ходить по лесам, теперь нельзя. Там охрана, которая никого не пропускает".
Ее соседка говорит, что жизнь новых соседей ее не касается. "Мне все равно, что там происходит. Меня туда не пускают, – рассказала 70-летняя Галина Ивановна, которая пасла своих овец. – Я и не думаю особо о богатых людях – самой бы выжить".
Комментарии