Какого дизайнера выбрать при покупке квартиры?
На модерации
Отложенный
Покупка квартиры в новостройке превращает ее обустройство и ремонт в насущную необходимость. Кому-то грядущие хлопоты сулят множество приятных минут, для кого-то становятся поводом для сомнений и поисков. Если вы откроете глянцевые архитектурно-дизайнерские издания, то обязательно почувствуете, что оформление квартиры — по сути продолжение темы высокой моды. Даже когда предметом оформления является не дом или коттедж, а типовая квартира в обычном панельном доме, то и в этом случае фантазия дизайнеров не знает пределов.
Сдержанно-изысканный японский стиль или этнические мотивы разных племен и народов, ландшафтно-флористические находки или кислотно-урбанистические ассоциации — все эти изыски предлагается воплотить даже на площади 70–80 кв. м.
Снобизм — диагноз, а не профессия
Когда спадает первая волна вдохновения, хозяин новой квартиры спускается с небес на землю. И тогда возникают оправданные, теперь жизненно важные вопросы: во сколько обойдется рукотворный рай? Действительно ли нужен антикварный камин или кусочек оливковой рощи с водопадом в гостиной? А главное — кому доверить выполнение работ и как проверить профессионализм дизайнера?
У меня немало знакомых, переживших и период окрыленности, и времена тяжелого разочарования взаимоотношениями с доморощенными интерьерными «кутюрье». Став свидетелями неудачных ремонтов своих друзей, многие решают доверять лишь советам, но делать все самостоятельно. И лишь единицы благодарны профессиональным дизайнерам, которые сумели понять желание заказчика и довести проект до реального воплощения. Почему такое происходит?
Профессия дизайнера на Западе существует очень давно, их услуги так же востребованы, как и представителей других обслуживающих профессий: юристов, семейных психологов, стилистов. Высокий уровень жизни всегда предполагает цивилизованное, удобное решение всех бытовых проблем, поэтому работает правило «всегда и во всем советуйтесь с профессионалами».
В России, где рынок услуг лишь формируется, ситуация несколько иная. С первых лет рыночных преобразований отечественные дизайнеры отталкивались от вкуса элиты, располагающей большими возможностями. Специалисты утверждают, что у нас немало талантливых, самобытных и получивших европейское образование дизайнеров. Но запросы большинства потенциальных потребителей — владельцев типовых малометражных квартир — им чужды и непонятны.
Об этом можно судить по популярной передаче «Квартирный вопрос», которая весьма демократична. Например, показывают обустройство комнаты для четы ветеранов, выполненное в помпезном имперском стиле с обилием вензелей и позолоты. Да, это интересно, и вроде бы хозяева рады. Но представьте — это одно из двух помещений, в которых пожилая пара скорее всего проживет все оставшиеся годы. Так ли им будет комфортно и уютно в окружении агрессивных цветов? Неужели блеск золота действительно созвучен атмосфере спальни?
Те же претензии вызывают и новомодные помещения в этническом духе, слишком стилизованные, слишком колоритные, слишком перегруженные деталями, для того чтобы долгие годы служить небольшой гостиной семье из пяти человек.
Причины броских эффектных дизайнерских пристрастий понятны. Во-первых, именно такие интерьеры способны оправдывать высокие цены. Во-вторых, как уже отмечалось, внешние эффекты в чести у элиты, всячески стремящейся подчеркнуть свой высокий статус и покорить воображение гостей. Стремление к эпатажу, самобытности во что бы то ни стало — пропаганда искусства ради искусства — отличает и многих российских дизайнеров, которые стараются показать свою принадлежность к богеме.
Что на Западе здорово, то в России караул
Если вы решили обратиться к услугам дизайнеров, сначала попытайтесь завязать телефонное знакомство. Это очень просто: набираем телефонный номер любого дизайнерского бюро — на другом конце провода томный голос, паузы. Затем с оттенком легкой небрежности вам непременно поведают о том, что в агентстве оказывают весь спектр дизайнерских услуг — от составления первоначального эскиза до полного сопровождения ремонтно-оформительских работ.
«У нас работают самые опытные дизайнеры, которые способны предложить все самые модные стилистические решения…» Но все эти разговоры — лишь верхушка айсберга проблем, которые обнаружатся только после непосредственного общения. При этом всегда поражает неизменный снобизм «профи», чьи высокие эстетические устремления конечно же непонятны их необразованным клиентам.
Вместо вдумчивого и педантичного отношения к конкретным пожеланиям, как это принято в европейской практике, — менторский тон, парад амбиций. В результате квартира клиента рискует превратиться в полигон для испытания самых замысловатых, но оторванных от жизни фантазий. И если демократичный этикет западных дизайнеров у нас не в чести, то этого никак не скажешь о желании заимствовать некоторые популярные идеи.
Менталитет и возможности европейца существенно отличаются от российских реалий. Чаще всего жизнь европейца лишена тесноты и проблем проживания в многочисленной и разновозрастной семейной среде. Именно поэтому большие эффектные интерьеры, предполагающие максимально открытое пространство, удобное для приватного проживания, слишком часто не для нас. К сожалению, об издержках подобных решений заказчик узнает лишь впоследствии. Например, выясняется, что совмещенная кухня и гостиная или единый объединенный санузел — не самое удобное решение для большой семьи, вынужденной ютиться в двухкомнатной квартире.
Столь же сомнительно выглядит преимущество просторных холлов, окруженных эффектными застекленными дверями и наддверными витражами, фактически исключающими звукоизоляцию. Разумеется, подобных просчетов можно избежать, если грамотно сориентироваться заранее. Но в этом и заключается проблема: многие дизайнеры одержимы модными идеями, а не изучением индивидуальных особенностей и запросов своих клиентов.
Ни один дизайнер не станет действовать против воли своего заказчика. Опасность заключается в неправильном профессиональном влиянии. Нужно правильно сформировать собственную планировочную и художественную концепцию, а профессионалу доверить проработку деталей.
О стилях спорят
Какие стили, по мнению экспертов, сегодня в моде, почему им отдают предпочтение дизайнеры?
Одним из ведущих и самых востребованных по-прежнему остается классика. Возможно, причина — в привычности и универсальности этого стиля.
Вам он кажется немного скучным? Возможно, но мягкое, неброское оформление со временем надоедает менее других, более агрессивных стилей. Кроме того, оно служит удачным фоном для других стилевых вкраплений.
Как известно, обустройство помещения требует значительного вложения средств. Еще недавно на ремонт уходило до 50% стоимости квартиры. После лавинообразного роста цен на недвижимость затраты на дизайн уже не кажутся столь огромными. Тем не менее лишь немногие способны позволить себе тратить $20 тыс. на обновление интерьера каждые три–четыре года. Поэтому, какими бы соблазнительными и оригинальными ни казались веяния современной моды, предпочтение уравновешенной классике абсолютно оправданно.
Другое востребованное направление в современном отечественном дизайне — фьюжн. Основной его признак — совмещение разнородных элементов в едином пространстве. Это эклектика, компромисс с прихотливым, жаждущим всего и сразу вкусом. Дизайнеры утверждают, что в принципе можно сочетать несовместимые вещи. Современное кухонное оборудование способно «подружиться» с традиционным русским самоваром, а изысканный французский гарнитур совершенно неожиданно оказывается созвучен этническим украшениям из Египта. И все-таки подобные эксперименты опасны: они требуют чувства меры и продуманного освещения.
Беспроигрышными кажутся решения в скандинавском стиле — лаконичном, функциональном, без всяких излишеств. Отчасти его популярность связана с появлением сети магазинов ИКЕА. Кстати, расхожее мнение, будто бы только здесь реально приобрести все самое модное и недорогое, не соответствует действительности. Дешевы здесь различные уцененные мелочи, чего не скажешь о мебели — многочисленных кроватях и комодах, столиках и креслах. Тем не менее наши дизайнеры не в состоянии предложить такого же обилия готовых, удобных и необходимых находок. Наверное, подобное явление временно, и скандинавская мода все-таки пройдет. Но пока ее веяние актуально.
Дизайн-проект: цена вопроса
На сегодняшний день не существует дефицита информации. Во-первых, есть масса изданий, предлагающих конкретные инженерные и эстетические решения. Во-вторых, дизайнерские консультации оказывает множество фирм, занимающихся изготовлением отдельных элементов интерьера: кухонных гарнитуров, встроенной мебели, дверей и т. д. Если идти по пути получения частных консультаций, то главная проблема заказчика сводится к синтезу отдельных элементов внутри единого пространства.
Например, при обустройстве встроенной мебели не исключена проблема ее стыковки с дверными наличниками, а при монтаже оконных откосов — некоторые несоответствия с отделочными элементами на стенах. Все это надо предусмотреть заранее. Словом, предварительный проект нужен всегда. Технически грамотный, да и просто образованный человек в состоянии составить его самостоятельно. Но если возникают сомнения, обратиться к помощи дизайнера все-таки стоит.
Самый распространенный вариант дизайнерской услуги — составление дизайн-проекта. В зависимости от его проработки дизайнерские агентства предлагают несколько вариантов сотрудничества. Один из самых простых сводится к созданию плана — чертежа различных помещений с учетом возводимых (или сносимых) стен, рекомендациям по зонированию и расположению мебели, указаниям по системе освещения и отделочным материалам.
Заметим, хороший грамотный дизайнер, как правило, составляет не один, а несколько вариантов каждого решения, а затем только один из них утверждается заказчиком. За такую типовую услугу придется заплатить от $10 до $30 за 1 кв. м помещения. Соответственно, если площадь квартиры составляет около 100 кв. м, то стоимость проекта составит от $1 тыс. до $3 тыс. в зависимости от сложности решения.
Более конкретный, часто называемый эксклюзивным дизайн-проект предполагает разработку более детальных и подробных эскизов. В этом случае составляется детальная развертка стен, потолков, систем освещения и пр. Дизайнер занимается подбором конкретной отделки и мебели, вникает в тонкости установки сантехнического и электрического оборудования. Минимальная стоимость услуги равняется $50 за 1 кв. м. Впрочем, эта сумма исключительно ориентировочная: оплата происходит по договоренности. По имеющимся данным, «потолок» — около $300 за 1 кв. м.
При выполнении эксклюзивных работ, не часто заказываемых для типовых квартир, возникает вопрос о так называемом авторском надзоре. Зачем он нужен? Предположим, все планы утверждены и нанятая заказчиком бригада приступила к выполнению работ. Как показывает практика, путь от рисунка до конкретного интерьера непрост.
Иногда рабочие просто не в состоянии понять «великого» дизайнерского замысла — есть постоянная необходимость в каких-либо разъяснениях. Случается, возникают непредвиденные инженерные сложности, не исключен вариант и откровенной строительной халтуры. Словом, авторский надзор требуется для контроля и решения всех возникающих в процессе ремонта проблем. Как правило, дизайнер проверяет объект раз в неделю, стоимость подобной услуги — в пределах $40–50 за посещение.
Бороться и искать, найти и не сдаваться
Так стоит или нет обращаться за помощью к дизайнеру? Ответ не может быть однозначным. Многие действительно умеют обходиться собственными силами. Если точно понимают свои эстетические запросы. Если владеют информацией о принципах грамотного планирования помещений, а также о технических возможностях и отделочных материалах. Если, наконец, обладают воображением, чтобы представить, как будут выглядеть воплощенные в жизнь идеи. Если способны избежать самого большого соблазна — объять необъятное, который приводит к нарушению гармонии пространства, перегрузке и эклектичности интерьера.
Это занятие можно сравнить с работой портного. Есть образ, который несложно позаимствовать на страницах модных журналов; конкретные выкройки и чертежи, при помощи которых совершают раскрой. Нет проблем с материалами. Но как бывает обидно, когда готовое изделие совершенно не соответствует первоначальному замыслу!
Приглашенный дизайнер тоже не застрахован от неудач. К сожалению или к счастью, эта профессия предполагает очень многое: умение понять желание клиента и его реальные потребности; способность найти оптимальное решение и объяснить его преимущества; осведомленность, позволяющую заранее оценить целесообразность использования конкретных материалов и оборудования. Более того, такому человеку клиент должен доверять: он не только полагается на вкус дизайнера, но и предоставляет ему доступ в свой дом, доверяет деньги.
Поэтому хороших дизайнеров ищут и ждут. Не доверяйте случайным объявлениям, не полагайтесь на «авось». Шанс встретить непрофессионала на отечественном рынке услуг очень высок, велики и издержки инженерно-оформительского эксперимента.
Если рекомендованного специалиста у вас нет, стоит прислушаться к полезным советам журналов, специалистов-консультантов профильных магазинов и компаний. Но главное — полагаться на себя: на собственный вкус, здравый смысл и эстетические пристрастия — это надежнее застрахует от тотальной неудачи и поможет сэкономить значительные средства.
Комментарии