Сборку BMW и Hummer в России могут закрыть
На модерации
Отложенный
Подключение депутатов ГД, налоговой инспекции и Генеральной прокуратуры – все, чем традиционно пользуются российские бизнесмены при переделе рынка, уже пошло в ход в автобизнесе. Иностранные компании, которые успели вложить деньги в автоотрасль, в шоке наблюдают за событиями. В любой момент они могут потерять свои деньги.
Скандальная ситуация вокруг калининградского автосборочного предприятия «Автотор» продолжает развиваться. Предприятие, начавшее собирать иномарки еще около 10 лет назад на льготных условиях, собираются лишить всех льгот вопреки действующим законам. В правительственных ведомствах считают, что это необходимо для развития автоотрасли в целом и сохранения новых инвесторов, среди которых: Toyota, Nissan, Volkswagen, Volvo, Suzuki и другие.
«Отверточная» сборка началась в Калининграде в 1999 году с марки BMW, хотя первые опыты по изготовлению автомобилей здесь были и раньше. «Автотор» стал одним из пионеров молодой российской автопромышленности и сумел привлечь внимание крупных инвесторов к российской площадке. Сегодня завод собирает уже 25 моделей (включая возможные модификации) по 7 брендам: это BMW, Chevrolet, Cadillac, Hummer, Kia, Chery и Yuejin. На сегодняшний день «Автотор» - это единственное автопредприятие в России, которое осуществляет сборку автомобилей методом крупноузловой сборки (SKD). Все остальные автопроизводители работают по постановлению правительства РФ № 166 « О промышленной сборке», которое предусматривает локализацию производства и не дает аналогичных таможенных льгот.
Напомним, что Калининград является частью “Особой экономической зоны” по закону РФ № 13-ФЗ, принятому еще в 1996 году, который предполагает ряд налоговых и таможенных льгот резидентам, внесенным в единый реестр ОЭЗ. Согласно закону “Об Особой экономической зоне”, инвестор имеет право беспошлинного ввоза комплектующих для дальнейшего производства продукции, а также ряд других преференций. Для поддержки иностранцев в 1999 году был принят федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» (№ 160-ФЗ от 09.07.1999), который предоставлял иностранным инвесторам государственные гарантии от неблагоприятного изменения законодательства
С улучшением экономического климата в регионе закон об ОЭЗ видоизменялся. В прошлом году в законе были прописаны изменения: таможенные льготы для некоторых отраслей пошли на сокращение (№16-ФЗ от 10.01.20). Однако, согласно этому документу, государство гарантировало неизменность условий реализации инвестиционных проектов, начатых до принятия закона, на переходный период сроком 10 лет. Это означает, что, теоретически «Автотор» имеет право собирать иномарки с условиями льготного ввоза комплектующих и без локализации производства (по сравнению с другими автопроизводителями, практически бесплатно) до 2016 года!
Разумеется, такой подход не мог устроить автомобильных инвесторов, которые, начиная с прошлого года, прочно обосновались в России. По сравнению с десятилетней давностью, рынок радикально изменился и, с точки зрения разумности, было бы правильно уравнять инвесторов в правах. «Автотор», опираясь на законодательную базу и справедливо аргументируя своим участием в ОЭЗ, сдавать льготы категорически отказался. Однако летом объединение автопроизводителей России (ОАР), куда входят такие компании как АвтоВАЗ, ГАЗ, КаМАЗ, Северсталь-Авто, Иж-Авто и ЗИЛ направили в правительство РФ письмо с просьбой уравнять условия для всех производителей и отменить льготы для калининградского "Автотора".
«Не одна самая крупная мировая корпорация не ведет речь о предоставлении себе каких-то исключительных условий. Соблюдая единые правила, работают: Toyota и Ford, Nissan и Renault, ГАЗ и Северсталь-Авто и многие другие, - комментирует начальник управления по связям с общественностью группы СОК Дмитрий Румянцев. - Однако, только "Автотор" по непонятным причинам поставлен в исключительно привилегированные условия по отношению к другим производителям и постоянно "жалуется" на неравные правила игры».
Между тем, понятно, что просто так взять и отменить льготы «Автотору» только потому, что сейчас изменилась ситуация на рынке, тоже нельзя, поэтому началась проработка различных вариантов. Весной был подготовлен и согласован со всеми министерствами и ведомствами проект постановления, отменяющий крупноузловую сборку как таковую. Он должен был перевести «Автотор» на режим промсборки и уравнять его с другими проектами. Но фактически когда проект приняли (ПП РФ №317 от 24.05.2007), оказалось, что требования по окраске и сварке коснутся только новых проектов «Автотора».
Заводу оставили право собирать иномарки крупноузловой сборкой в виде исключения – каким образом это произошло, для всех осталось загадкой, а само постановление, таким образом, оказалось просто бесполезным – ведь сборку SKD больше никто не практикует.
Оппоненты продолжили лоббировать свои интересы. Некоторые депутаты сделали запросы в Генпрокуратуру на предмет уклонения предприятия от налогов и таможенных пошлин - у компании сразу начались проблемы с таможенным оформлением. Калининградская таможня, десять лет исправно служившая предприятию, заявила, что при подаче грузовой таможенной декларации «Автотор» заявлял недостоверную информацию (номенклатурные коды), и предъявила претензии заводу размером на 5 млрд. рублей недособранных налогов. В это же время в правительстве рассматривается вопрос о принятии поправок к ПП РФ № 184 от 31.03.2006, которое регламентирует перечень так называемых «простых операций», не изменяющих состояние конечного товара и недостаточных для того, чтобы считать товар произведенным в Калининградской области. В случае, если поправки примут, это будет означать, что «Автотор» ввозит «готовые» автомобили – а значит, и таможенные пошлины будут совсем другие, что в свою очередь приведет к закрытию производства как минимум по премиум-брендам.
Кроме того, в ближайшее время в Правительстве РФ должны рассмотреть проект постановления правительства об отмене всех индивидуальных льгот автопроизводителям, работающим в Калининградской ОЭЗ, начиная с 1 января 2008 года. В случае, если он пройдет, г-н Щербаков уже пообещал судиться с правительством РФ: во-первых, с точки зрения технологии просто невозможно наладить сварку и окраску за столь короткий срок. Во-вторых, Щербаков считает, что это будет явное противозаконное действие
Внезапно обрушившиеся неприятности на «Автоторе» объясняют происками конкурентов. В качестве главных заинтересованных лиц «дела» председатель совета директоров группы компаний «Автотор» Владимир Щербаков называет группу СОК. Сегодня компания с мощным лобби в правительстве имеет лишь одну более или менее интересную сборочную площадку, в Ижевске, где собирает Kia Spectra, Kia Rio и Kia Sorrento. В ближайшее время Kia должна определиться с эксклюзивным дистрибьютором в России, поэтому группа СОК, заинтересована в том, чтобы эта роль досталась ей.
«Эти люди, с одной стороны, говорят вроде о социальной справедливости, а с другой толкают правительство на прямое нарушение законодательства, - комментирует В. Щербаков.– Они требуют, чтобы правительство вопреки всем законам вывело автоотрасль из условий ОЭЗ, плюнуло на все гарантии, выданные государством и подписанные двумя президентами (Ельциным и Путиным) и сделало то, что они хотят».
С «Автотором» в любом случае будут что-то делать, оппонентов слишком много и они сильны. Только вот на какие меры пойдут власти и какими методами будут действовать? «Автотор» бодрится и обещает своим партнерам, что все у него будет хорошо. Между тем, предприятие постепенно готовит себе пути отступления: начиная с 2008 года, здесь будут налаживать линии сварки и окраски кузова, это значит, что со временем предприятие, скорее всего, перейдет на работу по ПП №166 о промсборке.
В это время неоднозначность и непредсказуемость российской действительности ставят в тупик инвесторов, которые уже либо вложили деньги, либо собираются увеличить инвестиции. Такие уважаемые компании как BMW и General Motors в шоке наблюдают за ситуацией и понимают, что рискуют понести миллионные убытки, а также рынок в премиум-классе, ведь если у «Автотора» отберут льготы, сборка премиум-класса станет здесь невыгодной. Официальных комментариев на эту тему иностранцы не дают, но в частных беседах высказывают озабоченность сложившейся ситуацией. Если, например, у GM и Kia в России есть другие площадки, то у BMW либо Chery их нет.
Становится понятно, что никаких гарантий наше государство вобщем-то не дает, а правительство всегда может заняться переписыванием законов в зависимости от лобби. Даже г-н Щербаков (который, к слову, занимал должность заместителя премьер-министра СССР, а затем главы Министерства экономики СССР), вынужден признать, что на законы надеяться в России все-таки не стоит. «В России возможно все, - признает Владимир Щербаков. - У нас главный принцип - революционная целесообразность: нужно - значит, будет».
Комментарии