Рейтинг «Единой России» падает на 3% в неделю

На модерации Отложенный

Подведены итоги свежих социологических опросов, проведенных 10-11 ноября Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Оба опроса показали падение популярности «Единой России» за неделю на 2-3%. Если снижение рейтинга «Единой России» в предыдущем опросе ВЦИОМ было объяснимо увеличением доли не определившихся и в связи с этим давало единороссам надежду на новый рост их рейтинга на этой неделе, то сейчас всё намного серьезнее.

Теперь доля неопределившихся снизилась, но рейтинг «Единой России» всё равно упал. Если считать в % от россиян, собирающихся голосовать, то за последние три недели доля неопределишихся выросла лишь на 3,5% (с 10,4% до 13,9% – см. таблицу 3), то есть практически не изменилась. А вот рейтинг «Единой России» снизился с 66,1% до 58,9% или на 7,2%. То есть падение рейтинга на этой неделе, в отличие от прошлой, уже не может быть объяснено случайностью или погрешностью измерения. Реальное снижение популярности «Единой России» – налицо, ведь его подтверждают и данные ФОМ, по которым доля сторонников партии власти снизилась за неделю с 56% до 53%, хотя до этого всегда росла, либо оставалась неизменной.

При этом «Единой России» не стоит надеяться даже на прибавку 1% от числа неопределившихся. Как показали выборы марта-апреля 2007 года, «Единая Россия» всегда получает лишь голоса «твердых» сторонников и никогда не получает «добавки» от изначально не определившихся избирателей. И это вполне закономерно: когда избиратели по ТВ день и ночь видят одну лишь «Единую Россию», она заранее имеет максимально возможные показатели и те, кто мог за нее определиться, сделал это задолго до выборов. Более того, когда процент неопределившихся слишком мал, единороссы зачастую набирают на выборах даже меньше своего твердого рейтинга.

Так, в Чувашии, по данным крупнейшей в республике социологической компании «Социс-М» с конца июня по середину сентября 2006 года рейтинг «Единой России» вырос с 46,5% до 54,5%, а неопределившимися остались лишь 17% (в большинстве других регионах неопределившиеся составляли перед выборами 30-50%). На выборах же 8 октября 2006 года «Единая Россия» набрала лишь 51,5%, то есть на 3% ниже твердого рейтинга. Близкая к единоросской ситуация и у ЛДПР: она, конечно, никогда не получает результатов ниже твердого рейтинга, но и от неопределившихся обычно ничего не получает, за исключением редких случаев, когда либо этих неопределившихся слишком много (и их на всех хватает).

У КПРФ же ситуация, ровно противоположная «единоросской»: ее ТВ замалчивает, поэтому часть ее потенциальных сторонников, не видя своей партии в информационном поле, относят себя к числу не решивших, за кого голосовать. И проявляют свои симпатии лишь, когда им вновь напоминают о существовании близкой им партии, то есть зачастую на самом избирательном участке. Поэтому результат у КПРФ почти всегда соответствует не «твердому», а «мягкому», то есть максимально возможному рейтингу. Близкая ситуация и у «Справедливой России»: во-первых, она новая партия, с еще не сформировавшимся твердым рейтингом. Ведь популярность таких участников первых для них выборов, как СПС-1999, «Родина»-2003 и «Справедливая Россия»-2007, можно реально оценить только по их «мягкому» рейтингу, то есть показывающему долю положительно относящихся к партии россиян, а не только твердо решивших за нее голосовать.

Поэтому «эсеры» также зачастую получает максимально возможные показатели на выборах… Наибольшую прибавку от неопределившихся получал на мартовских и апрельских выборах СПС, причем итоговый результат «правых» почти всегда превышал не только «твердый», но даже и первоначальный максимально возможный рейтинг. Например, в Красноярском крае за три недели до выборов СПС по ФОМ имел твердый рейтинг в 0,35%, а «мягкий» – 1%, в итоге же партия получила 7,25%. Причина такого «невероятного» роста рейтинга всего за три недели заключается в технологиях и лозунгах, автором которых является глава штаба СПС Антон Баков. Именно его идеей было идти на выборы не под «традиционными», но далекими от нужд простого человека призывами, а под лозунгами «повышения зарплат и пенсий до европейских стандартов» и т. д. Мол, если в ЕС пенсии составляют 12% ВВП, то почему у нас – только 4,6%? Приведем наш ВВП в соответствие с «евростандартом» и пенсии у нас вырастут в 2,5 раза даже при нынешнем уровне ВВП.

Неудивительно, что такая агитация приводила к тому, что за СПС голосовали даже те избиратели, которые изначально не только не собирались отдавать голоса «правым», но и даже не допускали такой возможности… Впрочем, сейчас повторение мартовского-апрельского молниеносного роста рейтинга СПС почти невероятно: Кремль отрубил «правым» все источники финансирования, и они просто не смогут донести до избирателей свою новую программу.

Желающих же голосовать за «традиционно правую» программу в РФ почти не осталось. Но всё равно, с учетом того, что до части россиян новая программа СПС доведена, даже у таких лишенных финансирования «правых» следует ожидать результата, близкого к их максимально возможному рейтингу. Как и у КПРФ, СР и СПС, обычно ближе к «мягкому» рейтингу и итоговые проценты, получаемые на выборах Аграрной партией и семигинскими «Патриотами России». А вот у «Яблока» и остальных мелких партий итоговые проценты на выборах – это обычно нечто среднее между «твердым» и «мягким» рейтингом.

Только у «Единой России» и ЛДПР их результаты соответствуют «твердым» рейтингам. Как видно из приводимой ниже таблицы 1, «твердый» рейтинг «Единой России» до лидерства в ней Путина составлял 47-51% от собирающихся голосовать, после же прихода Путина он колеблется в пределах 52-56%. Причем по данным последнего опроса – 53%.

Таким образом, Путин повысил рейтинг партии власти примерно на 5%, а сейчас и эта прибавка обратно улетучивается. Логично предположить, что на выборах 2 декабря «Единая Россия» получит максимум 52-53%. Всерьез увеличить этот процент может только устранение с выборов целого ряда других партий. Ведь когда приводят пример получения Путиным в 2004 году 71% на выборах, необходимо учитывать, что в тех выборах участвовало всего 6 кандидатов (против 11 партий сейчас), причем все они были не первыми, а вторыми-третьими (Харитонов от КПРФ или Миронов от блока Селезнева-Миронова) или даже тридцатыми (Малышкин от ЛДПР) лицами своих партий, либо даже преданными анафеме собственными однопартийцами «отщепенцы» (Глазьев, снятый за две недели до выборов со всех постов в «Родине» и даже исключенный из партии; Хакамада, от которой открестился СПС).

Сейчас ситуация совсем другая: все списки возглавляют первые лица своих партий. «Мягкий» рейтинг КПРФ до возглавления Путиным списка «Единой России» колебался на уровне 12-15%, после – в пределах 12-18%. То есть, как и предсказывали многие, приход Путина в список «Единой России» дал толчок к консолидации оппозиционного электората вокруг КПРФ. Прогнозируемый результат КПРФ в связи с этим на выборах 2 декабря, очевидно, составит 15-18%. «Мягкий» рейтинг «Справедливой России» до «судьбоносного» решения Путина колебался в пределах 11-14%, после – те же 8-14% (поначалу - с небольшой тенденцией к снижению). С учетом того, что на региональных выборах процент «эсеров» обычно оказывался ближе к «мягкому» рейтингу, но все же не дотягивал до него, СР может рассчитывать на получение на выборах 2 декабря 10-12%.

«Твердый» рейтинг ЛДПР до «судьбоносного» решения Путина держался на уровне 7%, после – сохранился на том же уровне с тенденцией к снижению (6-7%). ЛДПР вполне могла бы оказаться 2 декабря буквально «на грани» 7%-го барьера, однако и ВЦИОМ, и ФОМ демонстрируют рост рейтинга ЛДПР на 1-1,5% за последнюю неделю. Похоже, недавно развешанные по всей стране рекламные щиты Жириновского с тюремным слоганом «не врать и не бояться!» подействовали на ранее судимый электорат (который в РФ составляет, по разным оценкам, 10-20% населения).

В связи с этим ЛДПР может надеяться 2 декабря на 7-8%. «Мягкие» рейтинги СПС, аграриев и «патриотов» составляли соответственно 4%, 5% и 2%. Таким образом, общий прогноз результатов выборов в Госдуму 2 декабря, сделанный на основе «твердых» и «мягких» рейтингов ФОМ, у нас получается следующий: ЕР – 52-53%, КПРФ – 15-18%, СР – 10-12%, ЛДПР – 7-8%, АПР – 4-5%, СПС – 3-4%, «Патриоты России» – 2-3%, «Яблоко» – 1-2%, остальные партии – заметно ниже 1%. За то, кто окажется на «почетном» последнем месте будут конкурировать «Гражданская сила» Барщевского-Рявкина и Партия соцсправедливости Подберезкина. Кстати, наш прогноз на основе данных ФОМ, очень сильно напоминает недавний прогноз ВЦИОМ, сделанный его социологами на основе результатов опроса 27-28 октября и в сопоставлении результатов собственных опросов марта-октября с реальными итогами мартовских выборов. Прогноз ВЦИОМ, опубликованный 1 ноября, давал партиям следующие ожидаемые результаты на выборах 2 декабря: "Единая Россия" – 52,7%, КПРФ – 15,6%, "Справедливая Россия" – 9,3%, ЛДПР – 7,5%, СПС – 5,2% голосов, Аграрная партия России - 3,2%, "Яблоко" - 2,3%.