В Тегеране преследуют за ношение сапог и шляп
На модерации
Отложенный
Арестованная за аморальное поведение девушка умерла в тюремной камере.
Она была врачом. По тесту на прием в Тегеранский университет она была 26-й в списке из сотни кандидатов. После завершения обучения она добровольно работала в самых неблагополучных районах Хамадана, провинции, расположенной к западу от Тегерана. 12 октября, в 10 часов утра ее "застукали" в парке, где она прогуливалась с молодым человеком по имени Хамид. Захра Бани-Амери, 27 лет, была арестована за "аморальное поведение". Через 24 часа ее обнаружили мертвой в камере.
Смерть Захры, произошедшая месяц назад, стала событием. Самоубийство, как утверждают власти, или все же убийство? Этот случай пришелся на самый разгар правительственной кампании, одобренной верховным духовным лидером Али Хаменеи, направленной на то, чтобы с беспрецедентной для этого десятилетия жестокостью покончить с "аморальными" поведением и одеждой. В то время как пресса реформаторов и семья девушки продолжают настаивать на расследовании, вчера консервативное издание Jomhouri Eslami опубликовало новый "устав", составленный полицией и направленный на то, чтобы умерить привычки граждан, как в поведении, так и в одежде.
12 октября Захра была доставлена в провинциальную тюрьму. Спустя 10 часов родители были проинформированы об этом, но им не разрешили увидеться с ней. Ее нашли повешенной через несколько часов, ночью 13 октября. Причина смерти: "сдавливание горла".
"Это самоубийство", по словам тюремных властей. Но семья в это не верит, не верит в это и пресса реформаторов. Отец рассказывает в письме, как его и его дочь унижали в полиции. Отец возмущается, почему Хамид, в отличие от его дочери, был отпущен под залог: его отец будто бы чиновник в правительстве, а сын, кажется, работает на государственном ТВ. Газеты пишут о том, что девушка, чтобы повеситься, воспользовалась "пропагандистским постером": и возникает вопрос, как он мог у нее оказаться, если она была заперта в камере? Некоторые предполагают, что Захру изнасиловали полицейские, и поэтому она покончила с собой.
"Это все предположения, но есть один факт: Захра была очень образованной, очень интеллигентной девушкой, она не была слабой личностью. Она бы не покончила с собой, если бы не экстремальная ситуация, сложившаяся в тюрьме. Пытки, а возможно, и изнасилование", – сказала Corriere иранская адвокат Мехрангиз Кар.
Бежав из Ирана после того, как побывала в тюрьме в 2000 году, она узнала об этой истории в Бостоне и писала о ней. Студенты университета Хамадан выступили с протестом и потребовали у властей объяснений по поводу смерти Захры. Депутат Хамид Реза Хаджи-Бабай сказал на сайте реформаторов Asr: "Она была несправедливо арестована. Я буду заниматься этим делом, чтобы все выяснить". Однако Кар не может не думать о том, чем закончились предшествующие истории: "Убийства 90-х годов и история с иранско-канадской журналисткой Захрой Каземи в тюрьме потрясли общественность. Но службы безопасности и иранская прокуратура проигнорировали призывы общественности к проведению расследований".
Иранская полиция не отступает: вчера она предупредила, что будет продолжать морализаторскую кампанию, начатую в апреле, направленную против женщин, которые не закрываются покрывалом с головы до ног в общественных местах. Полиция объявила и о новых мерах. В "коллекции осень-зима" тегеранских цензоров под запрет, помимо облегающих платьев и бермудов, попали "сапоги, если они не прикрыты брюками", "шляпы, береты или шали вместо платков, если они не покрывают полностью голову и шею", а также "слишком яркий макияж". В новом распоряжении не позабыли и про мужчин: им запрещено "носить откровенные модели одежды и одежду западных производителей с лейблом или символами фирмы-производителя на видных местах".
В течение 8 лет правления реформиста Мохаммада Хатами, пришедшего к власти в 1997 году, ограничения были ослаблены. Многие иранские девушки привыкли к узким пальто, красивым шейным платкам, фирменным очкам и высоким каблукам. Но ультраконсерваторы Махмуда Ахмадинежада перешли в контратаку. На прошлой неделе Хаменеи стимулировал полицию к продолжению подавления "общественных пороков", поддержав, таким образом, нынешнюю кампанию. За шесть месяцев только лишь в Тегеране получили предупреждение, были оштрафованы или арестованы 180 тысяч "западных куколок", как их называют власти. Около двух десятков молодых людей, арестованных за аморальность, в том числе два гомосексуалиста, были повешены. Депутаты-ультраконсерваторы требуют закрытия магазинов Benetton, Dolce&Gabbana, Vuitton и Dior. А полиция взялась за парикмахеров, которые делают западные прически.
Комментарии