Новые правила авиаперевозок не слишком-то помогли пассажирам
На модерации
Отложенный
Две недели назад государственное агентство Росавиация уверяло, что с халатным отношением авиакомпаний к пассажирам навсегда покончено. В новых авиационных правилах записано, что во время задержек рейсов пассажиры должны быть обеспечены гостиницами, водой, горячей едой и иметь возможность два раза позвонить по телефону - и все за счет перевозчика.
Возможность проверить, как работают эти правила, представилась на прошлой неделе. В Москве и центральных регионах, окутанных туманом, на несколько дней были нарушены расписания полетов многих авиакомпаний. Пассажиры так и не дождались обещанного сервиса. И даже у тех, кто был сыт, нервы не выдержали. Пассажиры рейса Франкфурт - Москва побили представителя авиакомпании S7.
Кто виноват?
Кто перегнул палку? Росавиация, придумавшая заведомо невыполнимые правила, или авиакомпании, не желающие терпеть дополнительные убытки по прихоти чиновников? Глава ведомства Евгений Бачурин открыл прием жалоб у пассажиров задержанных рейсов и готов наказать виновных перевозчиков.
"На неделе сложилась абсолютно аномальная ситуация, - протестует представитель S7 Игорь Волков. - Густые продолжительные туманы в Москве совпали со сложными метеоусловиями в регионах". Редкий самолет на прошлой неделе вылетал или приземлялся по расписанию. Туман локализовался в позапрошлую пятницу на юге столицы, поэтому сначала "Домодедово", затем "Внуково", а потом уже и "Шереметьево" работали по фактической погоде. За формулировкой "по фактической погоде" скрывается следующее. Аэропорт не закрыт. Но решение о взлете и посадке и ответственность за его последствия экипаж принимает на себя.
Решение будет положительным, если категория пилота совпала с категорией аэропорта. Но часто они не совпадают. Например, уровень пилота позволяет посадить самолет при видимости 300 метров, но категория аэродрома ему этого сделать не позволяет. Еще чаще бывает наоборот: аэропорт может отправить или принять самолет при плохой видимости, но пилот не имеет на это права. Так вышло в этот раз: рейсы задерживались десятками, хотя "Шереметьево" и "Домодедово" сертифицированы по третьей - самой высокой категории.
Самолеты, летевшие в Москву, десятками отправлялись на запасные аэродромы в европейской части России. Но туман добрался и туда - в Волжский регион и на Урал, поэтому аэропорты Казани, Нижнекамска, Саратова, Абакана, Краснодара, Самары, Екатеринбурга тоже работали с перебоями. Но если самолет все-таки вылетит из Москвы, не факт, что он приземлится именно в пункте назначения. Пассажиры, направлявшиеся из туманной Москвы в не менее туманную Казань, могли запросто оказаться в Самаре - типичная ситуация для полетов в сложных метеоусловиях.
В аэропортах происходило столпотворение. Залы ожидания были полны уставших, голодных и злых пассажиров, по 16-18 часов ждавших вылета рейсов.
Кто сидел на чемоданах, а кто прямо на полу. Больше всего не повезло тем, кто ждал вылета по несколько часов уже в самолете. Пассажиры рейса S7 в Римини - в основном дети, - ждавшие в "Домодедово" вылета самолета около 10 часов, уверяют, что не получили от перевозчика обещанного Росавиацией сервиса. А где же гостиницы, ну или хотя бы еда с водой? Такой сервис предоставили далеко не всем пассажирам, и в Росавиации об этом знают из жалоб, поступивших на горячую линию ведомства.
Что делать?
К четвергу задержек уже стало меньше, авиакомпании потихоньку возвращались к своему регулярному расписанию. Ну и уже начали подсчитывать убытки. Дело в том, что любое отклонение от расписания чревато дополнительными расходами. А учитывая масштабы произошедших задержек, суммы набегут немалые. Если авиакомпания воспользовалась услугами резервного аэропорта, то ей придется оплатить по полной программе услуги по взлету-посадке, по обслуживанию пассажиров в аэровокзале, заправке самолета топливом. А тут еще, как назло, эти новые правила.
В авиакомпаниях пока не готовы оценить свои затраты на исполнение новых правил. "Можно, конечно, говорить, что не налили пассажирам воды, не дали перекусить, но если самолет ждет вылета в любой момент, как можно предоставить этот сервис? Не говоря уже о том, что не в каждом региональном аэропорту есть гостиницы и комнаты матери и ребенка", - негодует представитель S7 Игорь Волков. "Туман есть туман, не может аэропорт его разогнать, пассажиры должны относиться с пониманием к происходящему", - считает представитель "Трансаэро" Сергей Быхал.
Глава Росавиации Евгений Бачурин заявил, что не позволит ни аэропортам, ни авиакомпаниям обвинять в произошедшем туман, снег и вообще непогоду. Бачурин настроен решительно: всех нарушителей авиационных правил, включая тех, на кого пожалуются пассажиры рейсов, задержанных из-за туманов, он собирается строго наказывать.
До отзыва сертификата эксплуатанта, конечно, не дойдет. Но воспитательная методика Бачурина просматривается достаточно четко. Он пригрозил "Домодедово" снизить пропускную способность за то, что в первый день аэропорт не успевал обрабатывать самолеты противообледенительной жидкостью. Пример "ВИМ-Авиа", "КрасЭйр" и "Оренбургских авиалиний" тоже весьма показателен - за систематическую задержку чартерных рейсов ведомство согласовало их программы на зимний сезон лишь частично.
Очевидно, что авиакомпаниям придется либо копить деньги на обслуживание пассажиров в таких вот экстренных ситуациях, либо готовиться к тому, что на их место придут более обязательные перевозчики.
Комментарии