Автомобильный сепаратизм торжествует
Программа по стимулированию продаж российских автомобилей на Дальнем Востоке провалилась
Правительственная программа по стимулированию продаж российских машин на Дальнем Востоке, где традиционно все ездят на «японках», с треском провалилась. Ее не спасло даже субсидирование железнодорожных перевозок автомобилей из центральной части России в дальневосточную. Из 1,4 млрд рублей, выделенных для этого из бюджета, использовано лишь 34,8 млн рублей. Но в Минпромторге не унывают: дескать, на самом деле ничего страшного не произошло – действие программы продлят и на следующий год.
ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ
Запретить праворульные машины, заполонившие Дальний Восток, первым пытался еще премьер-министр Виктор Черномырдин. Но президент Борис Ельцин отменил подписанное им постановление, очевидно, опасаясь народных волнений на Дальнем Востоке. Подобные опасения и вправду справедливые. Очередную «антиправорукую» правительственную кампанию, уже в 2005 году, сопровождала-таки серия акций протеста. До прямого запрета праворульных машин дело снова не дошло. Но сейчас даже организаторам общественного сопротивления очевидно, что дни праворульных машин в России сочтены .
Федеральные власти будут упорствовать, потому что не готовы оставить большой кусок стратегически важного автомобильного рынка перегонщикам. Ведь в 2008 году жители Дальнего Востока купили около 400 000 машин (это чуть менее половины продаж в Москве в 2008 году), причем 95% этих покупок пришлось на подержанные праворульные автомобили из Японии. И это не считая Восточной и Западной Сибири, где такие автомобили тоже популярны. Этот рынок нужен местным производителям, в том числе «дочкам» иностранных автоконцернов, которым правительство предоставило беспрецедентные льготы, не говоря уж о многострадальном «АвтоВАЗе».
В декабре 2008 года правительство повысило пошлины на ввоз подержанных иномарок. Дальний Восток встретил эту новость очередной серией пикетов. В выражениях бастующие особо не стеснялись: в ход шли не просто требования оставить пошлины в покое, но и призывы отправить Путина в отставку. Затем в марте 2009 года премьер подписал постановление о субсидировании железнодорожных перевозок автомобилей российского производства на Дальний Восток. На эти цели в бюджете зарезервировали 2 млрд рублей. Под льготы подпал практически весь модельный ряд машин, выпускающихся в России.
НЕУДАЧНЫЙ ЛОКОМОТИВ
Но вскоре после старта программы глава РЖД Владимир Якунин честно признался: предназначенные для его компании средства пока не на что тратить. И, как показывают первые результаты действия правительственного постановления, этот тренд сохранился. В сентябре первоначальную сумму субсидий сократили до 1,4 млрд рублей. Но и ее железнодорожники израсходовать не смогли. За апрель – октябрь 2009 года за перевозку автомобилей на Дальний Восток им заплатили всего-навсего 34,8 млн рублей.Автомобильный грузопоток в дальневосточном направлении оказался пренебрежимо мал. По данным «РейлТрансАвто», туда ушло всего 265 ее вагонов с машинами «АвтоВАЗа», УАЗа и Toyota – в них помещается около 2 500 автомобилей. Еще какое-то количество продукции УАЗа переправлялось вагонами других компаний, но очевидно оно было небольшое.
Докладывая в четверг Путину об итогах программы субсидирования перевозок, министр транспорта Игорь Левитин назвал ту же цифру – перевезено было чуть более 2 500 машин.
Итог истории очевиден - провал, по крайней мере на данный момент. Особенно если учесть, что «чистых» продаж и того меньше: ведь УАЗы по большей части переправлялись по программе госзакупок, и эти объемы поставок к рыночным причислить нельзя. Маловероятно, что за оставшиеся до конца года полтора месяца РЖД выберет всю сумму, выделенную под проект. Да и заявок на автомобилевозы до конца года поступило не так уж много – от «АвтоВАЗа» и УАЗа, а поставщикам иномарок программа вообще оказалась неинтересной. Но почему предпринятые меры не помогли простимулировать продажи леворульных машин в праворульном регионе?
ЛЕВШИ ПОНЕВОЛЕ
Внутреннее сопротивление жителей Дальнего Востока нельзя недооценивать. Для того, чтобы убедительно донести до них преимущества покупки продукции отечественного автопрома, недостаточно сделать привычные «японки» дороже, а российские машины дешевле за счет транспортных издержек (которые, кстати, все равно остаются, и немалые, – грузоотправители по-прежнему оплачивают станционные сборы, которые не включены в тариф на перевозку). Дилеры считают, что продвижение леворульных машин требует дополнительных инвестиций. Но не факт, что и они принесут результат: на дальнем Востоке плохие дороги, и 95% машин, поставленных там на учет в 2008 году, были полноприводными. А внедорожником наш автопром производит не так уж много, если не считать «Нивы».
Введение заградительных пошлин и кризис притормозили продажи «японок», но лишь на какое-то время. Уже с середины года спрос начал восстанавливаться, и объемы продаж стабилизировались. За многие годы продажа подержанных праворульных машин стала серьезной отраслью, и официальные дилерские сети просто не могут развиваться на Дальнем Востоке. Перегонщики, столь непопулярные у федеральных властей, зато имеют влияние на региональные власти, указывает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Как иначе объяснить тот факт, что Приморский край – единственный в России регион, где транспортный налог для автомобилей старше пяти лет ниже, чем для новых автомобилей?
На «АвтоВАЗе» говорят, что переломить ситуацию на Дальнем Востоке можно только комплексными мерами. Их в Москве готовят. Во-первых, премьер Путин подписал техрегламент о безопасности колесных транспортных средств, который хоть и не содержит прямого запрета на праворульные автомобили, но косвенными мерами сводит возможность приобретения таких машин к нулю. Техрегламент вступит в силу в следующем году, а это значит, японский импорт доживает в России последние месяцы. Во-вторых, Sollers планирует развернуть на востоке страны сборку иномарок.
Ну и, наконец, действие программы по субсидированию перевозок автомобилей на Дальний Восток будет продлено и на будущий год. Льготы распространят на коммерческие автомобили и спецтранспорт. Замглавы Минпромторга Андрей Дементьев уверен, что в этом случае выделенных 2 млрд рублей может даже не хватить. Возможно, если спрос среди частных покупателей так и не сформируется, можно наверстать упущенное за счет госзаказа.
Комментарии