В Минобороны вскоре ожидаются новые отставки высокопоставленных генералов
На модерации
Отложенный
В частности, Главное военно-медицинское управление (ГВМУ) может лишиться своего руководителя — генерал-полковника Игоря Быкова. Как утверждают его подчиненные, рапорт Быкова с просьбой об отставке сейчас находится в Управлении кадров Минобороны. Следом за ним туда же может отправиться и генерал армии Анатолий Гребенюк — начальник Службы расквартирования и обустройства войск Минобороны.
Что стоит за возможными отставками, выяснял “МК”.
Кадровые перемещения в военном ведомстве давно уже не афишируют. Обычно все делается тихо, без каких-либо объяснений сверху, а потому вызывает массу слухов. Подчиненным остается лишь гадать и высказывать версии, которые часто оказываются куда более правдоподобными, чем причины отставок, указанных в официальных приказах по военному ведомству.
По поводу возможной отставки начальника ГВМУ Быкова, который, кстати, в этой должности не прослужил и двух лет, сами военные медики говорят следующее:
Версия №1. Во время недавней поездки президента Путина на Дальний Восток его сопровождал министр обороны Сердюков. Во Владивостоке он посетил санаторий, принадлежащий Тихоокеанскому флоту, где поинтересовался у моряков, как им отдыхается. Те якобы показали министру боулинг, компьютерные и тренажерные залы, сообщив при этом, что все это предоставляется им за дополнительную плату. Затем министр уточнил: “А лечат вас тут хоть чем-то?” В ответ он услышал только смех.
Рассказывают, что по прилете в Москву к министру был вызван начальник ГВМУ генерал Быков. Результатом встречи стал его рапорт об отставке. Сейчас Быков отстранен от должности, а обязанности начальника ГВМУ исполняет его заместитель — генерал-майор Шапо.
Версия №2. Около месяца назад ГВМУ проводило крупный тендер на закупку всевозможного медоборудования для госпиталей. Как проводятся подобные тендеры и кто в них побеждает — известно всем. Говорят, что в данном случае торги выиграли фирмы, близкие к генералу Быкову. Проигравшим это не понравилось. Среди них оказались люди, представляющие интересы некоторых советников министра обороны. Говорят, начальник ГВМУ, поняв, что вызвал неудовольствие “людей министра”, и теперь “с его карьерой покончено”, решил написать рапорт.
Версия №3. В нынешнем руководстве Минобороны появились люди, которые давно искали предлог, чтобы убрать генерала Быкова и поставить на этот пост своего человека. Должность начальника ГВМУ стала особенно привлекательной после того, как недавно военную медицину от тыловиков переподчинили непосредственно командирам частей.
С одной стороны, для войскового звена это, безусловно, стало прогрессивным решением. Здравый смысл подсказывает, что именно врач должен контролировать тыловика, отвечающего за санитарно-эпидемиологическое состояние столовых или продуктовых баз, а не наоборот.
С другой стороны, такая мера сильно ударила по статусу службы тыла: меньше подчиненных — ниже должности, а соответственно, и круг тех материальных вопросов, которые тыловики ранее держали в поле своего зрения.
Зато это стало большой победой для тех людей из числа советников министра обороны, которые сами хотели бы контролировать распределение материальных ценностей.
К примеру, после переподчинения медслужбы все военные санатории, госпитали, профилактории, ранее принадлежавшие видам и родам Вооруженных сил, перешли под начало ГВМУ. Не секрет, что земли, на которых стоят эти военные объекты — а многие находятся в Москве, Подмосковье, Сочи или Санкт-Петербурге, — давно уже рассматриваются некими фирмами как прекрасные площади под застройку. В случае если на месте начальника ГВМУ появляется “свой человек”, с ним будет проще определить эти земли как “нерационально используемые”, а значит, “подлежащие отчуждению” от Минобороны. Хотя бы частично.
И тогда уже ни тыловик, ни главком не сможет помешать ГВМУ разобраться со строптивым начальником госпиталя, который вздумает противиться “отчуждению”. Благо сделать это легко — нарушений во всех госпиталях полным-полно. Медсестер не хватает — в военных медучреждениях они получают раза в два меньше, чем в гражданских, — а потому за них повсеместно работают солдаты. По документам бойцы якобы лечатся, а на самом же деле ухаживают за больными. Так что поймать начальника госпиталя на незаконном использовании солдат в качестве рабсилы проще простого. Или можно, к примеру, заняться проверкой средств, которые госпиталь имеет от платных больных (медучреждениям Минобороны разрешено зарабатывать). Чтобы здесь обнаружить нарушения, сильно напрягаться тоже не придется.
А если территория особенно приглянется строителям, “свой человек” может госпиталь и сократить. Сначала под предлогом неукомплектованности кадрами уберет пару-тройку отделений, оставшиеся превратит в чей-нибудь филиал, а затем переведет его, окончательно освободив нужную территорию.
…Как утверждают наши источники в Минобороны, каждая из трех версий по поводу возможной отставки генерала Быкова имеет под собой основу, так как отражает ту картину коммерциализации, которая сложилась в военном ведомстве. Правда, некоторые считают, что рапорту Быкова “хода” могут и не дать. Если, например, генерал сумеет правильно понять, что именно от него требуется.
* * *
Примеров подобных кадровых бизнес-решений в последнее время в военном ведомстве немало. Например, недавняя отставка замминистра обороны генерала Белоусова, которая, как обычно, произошла без объяснений причин.
Рассказывают, что в 2004 году о назначении Белоусова в руководство Минобороны ходатайствовал Вагит Алекперов, глава крупнейшей частной нефтяной компании “ЛУКОЙЛ”. До этого такой должности 1-го зама министра вообще не существовало, но ее ввели, обосновав это необходимостью реформы. И, к большому удивлению многих военачальников, назначили на нее генерала Белоусова, который не командовал ни одним крупным соединением, а занимал совершенно незначительную должность замкомандующего Северо-Кавказским округом по чрезвычайным ситуациям.
Круг обязанностей новому заму был определен довольно расплывчатый. Однако в него вошла боевая подготовка, на которую в то время как раз пошли большие средства, в том числе и деньги на закупку топлива.
Естественно, что они в основном осуществлялись из запасов “ЛУКОЙЛА”. Теперь, когда руководство военного ведомства сменилось, поменялись и коммерческие приоритеты. Поставками топлива для Минобороны скорее всего будет заниматься уже другая компания. Видимо, поэтому прежнего генерала-куратора отправили в отставку, снова объяснив это необходимостью реформ.
Судя по всему, аналогичные “реформы” вскоре грядут и в руководстве Службы расквартирования и обустройства войск Минобороны, возглавляемой генералом армии Анатолием Гребенюком. Это ведомство планируют расчленить на два: функции строительства отдать одной структуре, а задачи по эксплуатации объектов Минобороны — другой. “Пока, — сообщают наши источники, — этот вопрос окончательно не решен. Сейчас над ним как раз работают советники министра обороны”.
После того как вопрос решится, Гребенюк видимо будет вынужден уволиться. Вряд ли четырехзвездный генерал согласится на должность, которая станет намного ниже той, что он занимает сейчас. Рапорт об отставке, говорят, он пока не написал. Только привыкает к этой мысли.
Интересно, что одна из основных задач Службы расквартирования и обустройства войск, сформулированная на сайте Минобороны, звучит так: “осуществление правомочий собственника недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также правомочий в отношении природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам”.
Можно предположить, что именно “правомочия в отношении природных ресурсов” — то есть возможность распоряжаться землей Минобороны — и стали главной причиной реформ в этой структуре.
Только представьте, какие широкие перспективы открывают подобные “правомочия”, если, например, будет реализовано предложение председателя Госдумы Бориса Грызлова о переводе Главкомата Военно-морского флота из Москвы в Санкт-Петербург, которое он озвучил 4 октября. Спикер только заикнулся, а уже через пару недель стало известно, что на переезд Главного штаба ВМФ из бюджета планируется выделить 15 миллиардов рублей.
* * *
Весь прошлый месяц военные моряки гадали: предложение Грызлова — это что: очередной прожект или факт, имеющий под собой реальную основу? И вот теперь выяснилось: факт. Что же еще, если Минобороны поручило командованию ВМФ уже подготовить план переезда, который намечен на апрель 2008 года?
Главной причиной переезда Борис Грызлов назвал то, что штаб ВМФ изначально, еще до революции, базировался в Санкт-Петербурге. Однако при этом спикер почему-то не упомянул, что тогда же в этом городе находились и Генеральный штаб, и все военное руководство, а также правительство и Дума, так как Санкт-Петербург был столицей России.
Флот — это непременный атрибут государственности, и его командование, оторванное от главных институтов власти, просто не сможет полноценно обеспечивать управление подчиненными ему силами и средствами. Но кто станет беспокоиться о таких пустяках, как управляемость и боеготовность флота, если впереди маячит многомиллиардный бюджетный куш, который можно “пилить и пилить”? Причем большая часть этих средств пойдет на приобретение жилья для офицеров штаба. Для фирм-застройщиков — верная прибыль!
Кроме того, в центре Москвы и в ближайшем Подмосковье освободятся особняки, командные пункты с подземными сооружениями, многочисленные здания частей центрального подчинения, госпитали, поликлиники…
Все это — не просто объекты, а в первую очередь земля, которую при наличии “своих людей” в армейском руководстве можно практически даром заполучить под застройку!
Причем питерские застройщики в внакладе тоже не останутся. Здания Адмиралтейства, куда планируют перевести Главный штаб ВМФ, морякам явно не хватит. Придется строить новые административные объекты, командные пункты, протягивать к ним коммуникации, оснащать системами связи и управления. Все это — огромные финансовые вливания, курировать которые тоже смогут “свои”.
В общем, бюджетные 15 миллиардов окажутся в надежных руках. Хотя, по расчетам независимых экспертов, 15 миллиардами этот переезд никак не обойдется. На него нужно никак не меньше 22—25 миллиардов рублей. Для сравнения: на эти деньги можно было бы построить подводные лодки для двух стратегических дивизий ВМФ.
…Но сейчас лодки, видимо, не главное. Главное — “правомочия в отношении недвижимого имущества и природных ресурсов”. За них сейчас и идет рубка, которая и сопровождается в армейском руководстве бизнес-реформами, бизнес-отставками и бизнес-назначениями.
АНЕКДОТ ДНЯ
Армейский парадокс: солдат мечтает стать генералом.
Лейтенант — полковником.
А капитан — майором.
Комментарии