Преступникам предлагают сотрудничать с прокурорами

На модерации Отложенный

Обвиняемый в совершении тяжкого преступления сможет вскоре существенно смягчить положенное ему наказание, заключив так называемую сделку об оказании содействия следствию. Соответствующие поправки в УПК внесены в Госдуму. Авторы документа уверены, что таким образом можно будет эффективно раскрывать заказные убийства, бороться с наркобизнесом и терроризмом — у самых низших звеньев преступной цепи появится стимул рассказывать след-ствию о своих боссах. Юристы опасаются, что внедрение нового института на российской почве не обойдется без определенных издержек.

По признанию инициатора законопроекта, независимого депутата Александра Лебедева, документ был готов уже давно, однако авторы внесли его лишь тогда, когда получили положительный отзыв правительства за подписью вице-премьера Александра Жукова. Законопроект дополняет Уголовно-процессуальный кодекс понятием «досудебное соглашение об ответственности», подразумевающее соглашение между прокурором и обвиняемым или подозреваемым, утверждаемое судом. В соглашении должны быть указаны «действия, которые обвиняемый обязуется выполнить», а также «смягчающие обстоятельства, подлежащие применению в случае вынесения приговора в отношении обвиняемого по уголовному делу, в случае если соблюдены условия и выполнены обязательства, указанные в данном соглашении».

Эффективность сделки с правосудием подтверждает зарубежная практика: к примеру, в США до 90% тяжких преступлений раскрывается благодаря именно этому институту. Похожая юридическая практика существует также в Казахстане и Белоруссии. Однако эксперты сомневаются, что на российской почве все будет работать так же гладко.

Ходатайство о заключении подобного соглашения подается обвиняемым и его адвокатом на имя прокурора. По усмотрению суда подсудимому может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, применено условное осуждение, либо он может быть вообще освобожден от отбытия наказания.

В России уже сейчас существует так называемый упрощенный порядок рассмотрения дела в суде для обвиняемых, полностью признавших свою вину и сотрудничавших со следствием. Такой порядок действует уже 4,5 года, и именно по такому принципу рассмотрено в 2006 году около 40% уголовных дел, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Однако такой порядок применяется в ходе рассмотрения дел, наказание по которым не превышает пять лет лишения свободы. Кроме того, отсутствие строгого законодательного регулирования подобных случаев создает возможности для произвола: следователь может пообещать обвиняемому смягчение приговора, а затем запросто «кинуть» его.

В условиях беспредела, который царит в органах МВД, нововведение может еще увеличить уровень жестокости, считает директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин. «Подозреваемый сдаст кого угодно, в том числе наговорит на себя, если его прикуют к батарее, как это часто практикуется к нас в СИЗО, — говорит г-н Абрамкин. — Это называется «доить корову до посинения». Однако даже несмотря на то что принятая в большинстве западных стран норма у нас будет работать с «российскими особенностями», адвокаты считают, что подобные поправки в УПК давно пора вносить. «Я предлагал это в 2003 году, во время дела ЮКОСа, и тогда представители власти мне сказали, что «с правосудием не торгуются», — вспоминает руководитель адвокатского бюро «Александр Добровинский и партнеры» Александр Добровинский. По его мнению, существующий сегодня упрощенный порядок рассмотрения дел «ничего не дает». А с возможными злоупотреблениями при желании можно будет справиться. «Нужно видеть практику и тогда вносить коррективы», — уверен г-н Добровинский.