Польский цирк \"стабильной демократии\"
На модерации
Отложенный
В Польше во всю кипят предвыборные страсти. Выборы оказались досрочными, поэтому предвыборная гонка получается короткой и интенсивной. На польских избирателей, и так не избалованных спокойствием и политической стабильностью, сейчас обрушивается настоящий шквал информации, связанной с грядущими выборами. СМИ заполнены бесконечными новостями о взаимных обвинениях политиков, их порой весьма странных избирательных акциях и заявлениях, известиях о переходе из одного политического лагеря в другой. Бывший премьер Лешек Миллер достаточно точно сравнил творящийся ныне избирательный бедлам с цирком. Действительно, серьезно воспринимать происходящее сложно.
И вновь на арене польского цирка – два брата-акробата, один из которых — пока еще премьер-министр Ярослав Качиньский в очередной раз решил напомнить избирателям о «русской угрозе» в ее шпионском варианте. Он заявил, что бывший министр обороны в его правительстве Радослав Сикорский, недавно переметнувшийся к конкурентам Качиньских – партии «Гражданская платформа» – назначал на ответственные должности людей, которые проходили стажировку в ГРУ или КГБ. В современной Польше иметь какое-то отношение к спецслужбам ПНР (Польской народной республики) – уже несмываемое пятно, не говоря уже о связях с советской или российской разведкой. Поэтому к словам Качиньского отнеслись с большим вниманием. По телевизору прошли специальные сюжеты, один из которых особенно запомнился. Он начинался с панорамы Лубянки. Во время демонстрации этой «обители зла» голос за кадром с замогильными нотками поведал телезрителям о страшной сущности этого места и о том, что, действительно, многие члены бывших спецслужб бывали там с целью «повышения своей квалификации». Наверное, не один из смотревших этот сюжет обывателей поежился, подумав о нависшей над польской демократией опасности.
Однако Ярослав Качиньский, обвиняя им же самим назначенного министра обороны, никаких имен не назвал: просто в присущем близнецам стиле сделал очередное громкое голословное заявление. Обвинение вышло смехотворным, так как кого-кого, а Радослава Сикорского трудно заподозрить в какой-либо симпатии к агентам спецслужб ПНР, СССР или современной России. Сикорский в 1980-е в качестве журналиста был в Афганистане, освещая борьбу моджахедов «за свободу». Впоследствии был связан с консервативным American Enterprise Institute. Он прославился своими заявлениями о необходимости использования партизанских формирований в случае войны с Россией и сравнением СЕГ с пактом Молотова-Риббентропа. Словом, Сикорский – типичный польский консерватор, из тех, как и близнецы, кто до сих пор борется с «красной угрозой» и просыпается среди ночи в холодном поту от собственного душераздирающего крика «Русские идут!». И вот такому человеку Ярослав Качиньский отвел роль проводника влияния советских/российских спецслужб в польском правительстве! В общем, слабоватый ход получился у пока еще премьер-министра.
Правда, у некоторых польских политиков «русская тема» прозвучала в еще более жалком исполнении. Ян Мария Рокита – польская версия Михаила Боярского от политики (никогда не появляется на людях без шляпы) и еще совсем недавно второй человек в оппозиционной «Гражданской платформе» – разродился неожиданным заявлением по случаю своего ухода из политики. Сообщая о своем решении в прямом эфире одного из польских каналов, в самом конце передачи он вдруг заявил: «Граждане, наши мысли должны концентрироваться вокруг судьбы чеченского народа. Те трое детей, найденных сегодня в Бещадах, — это жертвы русского геноцида. Будем помнить об этом». И покинул студию.
Его слова относились к трагическому случаю с чеченской женщиной (которой, кстати, уже предоставили политическое убежище): она нелегально перешла польско-украинскую границу вместе с 4-мя детьми, из которых в итоге выжил один.
Тела трех остальных нашли недалеко от польского городка Бещады. Совершенно непонятно, при чем здесь «русский геноцид»: конечно, ни у кого в Польше нет сомнений, что при желании «длинная рука Москвы» способна дотянуться и до польско-украинской границы, но совершенно непонятно, какое это имеет отношение к истории с чеченкой. Но давно уже замечено, что логическое мышление уверенно превращается в рудимент для польских политиков: логики нет, преобладают эмоции.
Тот же Рокита свой уход из политики попытался представить в лучших традициях мелодрамы: как жест во имя любви. Дело в том, что его жена – Нелли Рокита – неожиданно для всех приняла предложение президента Леха Качиньского стать его советником по делам женщин. Сделав это, она также дала согласие на то, чтобы пойти на выборы в парламент от партии Качиньских, поставив мужа-оппозиционера в глупое положение.
Поведение Нелли Рокиты – весьма характерно. Польскую политическую сцену просто захлестнула практика политических переходов. Здесь уже не цирк, не мелодрама, а просто какая-то кадриль: так быстро польские политики меняют свою политическую ориентацию. Отмечая это, Роман Гертых (бывший министр образования) объявил о том, что готов заплатить 10 тысяч злотых тому, кто найдет отличия в программах правящей партии «Право и справедливость» и оппозиционной «Гражданской платформы», после того как они обменялись сразу несколькими ключевыми политиками. Обещанные деньги едва ли кто-то получит: разницу заметить трудно. При чем это касается не только программы, но и предвыборной тактики.
Стремясь заработать политические очки, польские политики активно обвиняют друг друга во всех смертных грехах. Анджей Леппер, жертва провокации Качиньских, не долго оставался в долгу и выступил с обвинениями в адрес Ярослава Качиньского, поставив ему в вину махинации с финансированием политической деятельности близнецов в первой половине 1990-х гг. Обвинения были неплохо аргументированы, но большого скандала не получилось: уже не в первый раз обращаются к этому сюжету, но «предъявить» близнецам ничего не могут. В свою бытность министром юстиции в 2000 году Лех Качиньский изменил законодательство таким образом, что по этой афере близнецы оказались неподсудны.
Зато скандал удался с бывшим президентом Александром Квасьневским, который в случае победы блока ЛиД (объединенные левые), может быть выдвинут на пост премьера. Выступая недавно перед студентами в Киеве, он вел себя не очень адекватно: у Квасьневского заплетался язык, и он как-то неуверенно держался на ногах. Все польские СМИ написали о том, что Квасьневский был выпивши. Сам бывший президент даже как-то и не отрицал этого, сказав, что выпил он один бокал вина или десять – это его личное дело.
Однако весь этот цирк не мешает польскому политикуму считать Польшу образцовой демократией. Когда ОБСЕ предложила прислать на парламентские выборы своих наблюдателей, Качиньские, серьезно обидевшись, отказались. По заявлению министра иностранных дел Польши, в стране – стабильная демократия, и наблюдатели на выборах здесь ни к чему. Чиновник из канцелярии президента Михал Каминьский заявил: «Польша в вопросе демократии и выборных процедур не может поставить себе ничего в вину. К Польше нельзя применять такой же подход, как к Азербайджану». В ОБСЕ решение польских властей назвали беспрецедентным.
До выборов еще почти месяц, так что «беспрецедентных» решений и заявлений будет еще много. «Стабильный польский демократический цирк любит удивлять зрителей...
Комментарии