Игра на климатических катастрофах может оказаться высокодоходным предприятием

На модерации Отложенный Изменения климата требуют новых финансовых инструментов по управлению рисками. Игра на климатических катастрофах может оказаться высокодоходным предприятием для инвесторов, а также помочь компаниям, работающим в нестабильных регионах, застраховаться от природных катаклизмов — если и те и другие не заиграются.

«Возможности мировых страховых компаний по страхованию климатических рисков близки к исчерпанию, – говорит «Эксперту Online» аналитик Deutsche Bank Research Кристиан Вайстроффер. – Только в прошлом году по страховым случаям, вызванным климатическими аномалиями, включая ураганы, наводнения, засухи и т. д., было выплачено свыше 22 млрд долларов. Огромные выплаты привели к банкротству восьми страховых компаний. Рынок страховых услуг больше не может принимать на себя климатические риски в таком концентрированном виде, как было возможно до сих пор, когда климатические катастрофы случались достаточно редко. Встает вопрос о диверсификации ответственности за риски, и рынок капитала может предложить подходящие решения».

По прогнозам Deutsche Bank Research, в ближайшие годы климатические катастрофы могут стать причиной потери от 5% до – в экстремальных случаях – 20% мирового богатства в год. Негативной стороной изменения климата становится также то, что страховые компании все более неохотно заключают договоры страхования новых проектов, предполагающих работу в климатически нестабильных зонах, а инвесторы в таком случае предпочитают даже не приступать к вложению средств.

«Единственной возможностью разорвать этот заколдованный круг является распыление рисков, передача их не одной страховой компании, а многим частным инвесторам, – продолжает Кристиан Вайстроффер. – Таким образом, каждый отдельный институт или частное лицо, участвующее в торговле рисками, несет на себе лишь малое бремя возможных катаклизмов, а в итоге экономика становится куда более устойчивой к будущим потрясениям».

На сегодняшний день на финансовых рынках разработано несколько механизмов распыления климатических рисков. Первым и наиболее широко распространенным являются так называемые катастрофные облигации, Cat-Bonds. Компания, заинтересованная в страховании своих рисков, выпускает Cat-Bonds – своеобразные долговые расписки, гарантирующие инвестору доход в размере LIBOR плюс устанавливаемая отдельно дополнительная премия за риск. Проценты по Cat-Bonds перестают выплачиваться в случае наступления климатического «страхового случая». С помощью Cat-Bonds компании, работающие в зонах климатических рисков, могут распылить свои риски среди практически неограниченного количества инвесторов, каждый из которых, в свою очередь, может не рисковать большими суммами, вкладываясь в страховку той или иной компании. Финансовый рынок предлагает и другие финансовые инструменты для управления климатическими рисками. Например, Cat-Risk CDO (Collateralized Debt Obligation) определяет страховой случай лишь при одновременном наступлении сразу нескольких климатических катаклизмов.

Так называемые Sidecars, чей рынок в настоящий момент оценивается в 2,5 млрд долларов, предполагают покрытие лишь определенной фиксированной доли ущерба. Наименее часто используемой, но тем не менее успешно работающей является схема свопирования климатических рисков между различными компаниями, работающими в разных регионах и потому практически не имеющими шансов пострадать от одной и той же катастрофы. Впрочем, именно рынок Cat-Bonds является на сегодня самым развитым. Его объем оценивается в 8,5 млрд долларов (в 2006 г. рынок оценивался в 4,7 млрд долларов). «Рынок Cat-Bonds – это высокодоходный, хотя и высокорискованный рынок, и можно сказать, что сегодня спрос на Cat-Bonds превышает их предложение на рынке», – резюмирует Кристиан Вайстроффер. Уже сегодня различные типы климатических бумаг торгуются на нью-йоркской NYMEX и чикагской CME. Швейцарские банки Clariden Leu и AIG Private Bank, а также ряд американских инвестфондов предлагают частным клиентам напрямую вложиться в климатические облигации. С сентября этого года Deutsche Bank также включает климатические бумаги в портфели своих клиентов.

Между тем, главной проблемой при торговле Cat-Bonds является сложность при оценке того, какой именно ущерб нанесен компании, выпустившей Cat-Bonds, и затронута ли она вообще климатической катастрофой, произошедшей в регионе ее активности. Разумеется, компания-эмитент заинтересована в максимализации показателей по своему ущербу, и в случае достаточно вольных оценок этого ущерба инвестор может оказаться в заведомо проигрышной ситуации вкладчика, не имеющего шансы на получение прибыли.

Особенно сложной становится оценка ущерба при эмиссии климатических бумаг государственными фондами по борьбе с последствиями катастроф, например, мексиканским FONDEN, эфиопской страховой компанией по борьбе с засухой или французским фондом по борьбе с природными катаклизмами NatCat. В случае наступления страхового случая такие фонды сталкиваются с практически неограниченными расходами, что наверняка приведет к колоссальным убыткам инвесторов в случае нечеткого определения их ответственности.

Поэтому для большей прозрачности и прогнозируемости рисков при покупке климатических облигаций финансовые рынки предлагают несколько видов бумаг с разными принципами классификации нанесенного ущерба. Самым выгодным для компаний, выпускающих климатические облигации, и невыгодным для инвесторов методом является оценка ущерба по непосредственным убыткам компании, включая упущенную прибыль. Именно так чаще всего оцениваются выплаты по Cat-Bonds. Фактически, любое серьезное климатическое происшествие, произошедшее в регионе активности компании ведет к прекращению премиальных выплат инвесторам по Cat-Bonds. «Здесь мы сталкиваемся с проблемой моральной ответственности эмитента, – поясняет «Эксперту-Online» главный экономист Deutsche Bank Research Норберт Вальтер. – В случае, если эмитент понимает, что его убытки в любом случае будут покрыты, он перестает действовать осторожно, и шансы инвестора потерять свои деньги существенно увеличиваются».

Для уменьшения рисков инвесторов, вкладывающихся в климатические бумаги, разработаны другие принципы оценки степени нанесенного ущерба, которые могут быть применены для определения объема выплат по Cat-Bonds, Sidecars и т.д. Так, чуть более щадящей по отношению к инвестору является «модельная схема» оценки рисков. Для каждого возможного катаклизма разрабатывается модель, позволяющая приблизительно оценить возможный ущерб, и в случае возникновения такого катаклизма выплаты осуществляются на основании принятой сторонами модели. Другим, еще более щадящим методом оценки ущерба, является использование американского отраслевого индекса. Так, при нанесении ущерба нефтяной платформе в Мексиканском заливе, степень ущерба рассчитывается на основании всего отраслевого индекса. Проблема с применением такой методики оценки заключается в том, что, например, в Евросоюзе не существует отраслевых индексов, и потому применение такой модели оценки ущерба в Европе невозможно – и тем не менее, больше половины объема сделок по покупке климатических бумаг, заключаемых в мире, ориентируются именно на отраслевой индекс. В первую очередь, это вызвано тем, что одним из основных эмитентов Cat-Bonds являются американские энергетические компании, желающие застраховаться от зимних температурных колебаний. Наконец, самой дружелюбной по отношению к инвестору методикой оценки ущерба является подробное фиксирование того, каков возможен максимальный ущерб при различной скорости ветра, температурных колебаниях, росте паводка, длительности засухи и т.д.

По мнению главного экономиста Deutsche Bank Research Норберта Вальтера, главной задачей стоящей перед рынком климатических бумаг, является повышение его прозрачности. «Рынок должен стать прозрачными, оценка рисков должна стать прозрачной, – заявил Норберт Вальтер Эксперту-Online. – И я уверен, что рынок капитала может помочь достичь этой прозрачности куда лучше, чем традиционный страховой рынок. Рынок капитала обладает лучшими механизмами оценки рисков, а банки располагают лучшими специалистами по оценке перспектив отраслей».

Впрочем, как и в случае с любыми другими высокодоходными спекуляциями, речь идет о бизнесе высоких рисков. То, что на данный момент является главным достоинством рынка – высокая распыленность рисков (объем климатических бумаг, выпущенных во всем мире, не превышает пока 5% от общего объема заключенных в мире страховых договоров по климатическим рискам) – может быстро исчезнуть, если на рынок придет достаточное количество инвесторов, и наблюдаемый в настоящий момент рост объема торгов по Cat-Bonds (двукратный ежегодный рост начиная с 2004 года) дает основания считать именно так. Каковы могут быть убытки мировой экономики в случае ряда крупных климатических катастроф, сравнимых по ущербу с ураганом «Катрина» (объем страховых выплат по нему достиг 66 млрд долларов) – можно только гадать. Вероятно, в таком случае последствия могут достичь и даже превысить урон от кризиса рынка американской недвижимости, также считавшимся надежным и высокодоходным способом вложения денег.