Чего мы боимся больше всего. Рейтинг страхов
На модерации
Отложенный
Чего боятся россияне? Журнал The New Times проанализировал динамику страхов сограждан за последние 15 лет. Чего мы боялись, боимся и будем бояться, а главное, кому наши страхи могут быть выгодны - об этом рассказали ведущие социологи и специалисты по психологии масс.
Человек существо стадное и несамостоятельное. Как существо несамостоятельное, он зависим и беззащитен. Поэтому он боялся, боится и будет бояться всегда", - уверен доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ Александр Донцов. Данные социологических опросов, проводимых с конца 1980-х годов, подтверждают слова ученого. Эти же цифры говорят: с момента распада СССР и по сей день российское население едва ли стало бояться меньше. Как в 1991 году, так и сейчас шкала страхов обычного россиянина не изменилась, налицо лишь незначительная динамика в цифрах.
Чего страшатся больше всего?
Как и 15 лет назад, наибольший страх вызывают потеря близких, война, нищета, старость, болезни, беспомощность, произвол властей, голод, физическое насилие, гнев Божий, собственная смерть и публичные унижения. Ничего не боялись тогда и не боятся сейчас всего 5% населения - в основном это мужчины до 29 лет, не получившие высшего образования. Наиболее острый на сегодняшний день страх - потери близких - за последние 15 лет прибавил почти 9%. Если в 1991 году этого опасались 45% населения, то к концу прошлого года уже 54%.
"Такая картина характерна для обществ с очень простой и неразвитой социальной структурой. Это, если хотите, некий признак примитивизма, - рассказывает директор Левада-Центра Лев Гудков. - На Западе страх потери близких в разы меньше. Это не значит, что они меньше любят своих детей или родителей, но общая тревожность там ниже. Семья не является единственным пристанищем для человека и единственной для него защитой: в такой роли там также выступают разные объединения и общественные организации. В конце концов, со своей проблемой человек может обратиться в суд, у нас же доверие к институтам государства крайне низкое и все, что остается, это обращаться за помощью к самым близким людям, к родственникам".
Война и Божья кара
Следующий по значимости страх - войны - заметно потерял в весе, уступив лидирующую позицию страху потери близких. С 53 до 43% (в 1991 и 2006 годах соответственно) сократилось число тех, кто опасается войны или массовой резни. По мнению социологов, это легко объяснимо тем, что советская идеология постоянно убеждала граждан в существовании угрозы агрессии со стороны вражеских государств. "Советские люди почти все время жили в этом страхе, - говорит социолог Левада-Центра. - Страх постепенно начинает уходить, но процесс слишком долгий, потребуется смена нескольких поколений, а не просто уход тех, кто еще помнит Вторую мировую". На фоне ослабевания страха войны заметно возрос страх нищеты, прибавивший целых 11%. Также возросла боязнь старости и беспомощности. Лев Гудков уверен: "Оба страха имеют исключительно социальную природу - у людей нет надежды на институты, которые могли бы обеспечить нормальные условия жизни". Однако на этом фоне заметно уменьшился страх голода - с 32 до 22%, что является результатом адаптации населения к изменившимся после распада СССР условим жизни. Как 15 лет назад, так и сейчас эти три страха наиболее актуальны для людей наименее обеспеченных и пожилых.
Страх Левиафана
Растет страх перед произволом властей - с 16 до 22%. "Рост в 5% достаточно существенный. Это выражение кризиса неконтролируемости власти, - считает социолог. Когда мы задаем вопрос о конкретных случаях административного, бюрократического или милицейского произвола, получается, что больше половины населения страны - около 60% - чувствуют себя незащищенными от произвола чиновников, причем в большинстве своем это наименее защищенные слои и наиболее активные люди среднего возраста. Одним словом, те, кого больше "доят". Далее в иерархии страхов обычного россиянина следует страх физического насилия. Его чаще испытывают молодые женщины в возрасте до 29 лет. Меньше стали бояться Божьего гнева. Почти так же, как и раньше, россияне боятся собственной смерти (8%) и публичных оскорблений (9 и 7% в 1991 и 2006 годах соответственно).
Россия, как Китай
"Шкала страхов российского человека достаточно хорошо характеризует все наше общество, - говорит Лев Гудков. - Глубоко укорененный страх перед государством и одновременно надежда на то, что помочь смогут только самые близкие тебе люди, характерны для посттоталитарных и авторитарных режимов. Такое сочетание страхов характеризует человека пассивного, а не деятельностного. Человек терпит жизнь, но не утверждает себя через достижения, через реализацию себя". В этом смысле Россия наиболее близка к Китаю, считает социолог. "Люди переживают страх за близких именно потому, что семья для них - единственное прибежище.
Вся социальная жизнь сводится к семейным проблемам. Человек не включен в гражданское общество, в политическую жизнь. Он ни на кого не может рассчитывать - ни на суды, ни на профсоюзы, ни на партии, ни на благотворительные общества. На Западе боятся в первую очередь безработицы. Потеря работы - потеря статуса, социального обеспечения. Если человек имеет работу, он включен в систему социальных институтов, которые гарантируют ему жизнь, социальную страховку. Человек там не чувствует себя уязвимым. В России все наоборот", - резюмирует Лев Гудков.
Предвыборные страхи
Среди специалистов по социальной психологии идет дискуссия о природе страхов: они насаждаются или же укоренены в человеке? "Действуют оба механизма - страхи одновременно и насаждаются сверху, и изначально укоренены в человеке. Вопрос только в том, кем они насаждаются, кто нас систематически запугивает и с какой целью", - говорит Александр Донцов. "Чувство страха выгодно, потому что человек в таком состоянии более внушаем и менее способен принимать самостоятельные решения, он теряет способность думать и нормально ориентироваться, способность спокойно и логично рассуждать, умение точно опознавать события, которые происходят вокруг. Аффект - а страх, безусловно, таковым является - и интеллект связаны обратно пропорционально, - продолжает психолог. - Человека в состоянии страха легче мобилизовать, что позволяет в большей степени контролировать его поведение". Механизмы насаждения страха достаточно просты, уверен Александр Донцов: "Возьмите хотя бы сенсационный принцип построения новостных и любых других программ на телевидении - они сплошь и рядом начинаются с новостей о несчастьях. Это наиболее простой и эффективный способ аккумуляции любого рода страхов".
"В преддверии грядущих парламентских выборов, естественно, каждая из политических сил будет использовать страхи. Кто-то будет преднамеренно насаждать страхи, кто-то будет, наоборот, стараться их погасить своими предвыборными программами, - уверен президент Международного союза боевых искусств Иосиф Линдер. - Столько, сколько существует государство, столько же и существует система управления массами. В том числе и при помощи страха" .
От тюрьмы и от сумы не зарекайся
В отличие от других эмоций, человек не может игнорировать тревогу и страх. Это как голод. Нужны или нарушения психики, или очень специальная ситуация, чтобы человек игнорировал голод и довел себя до голодной смерти. Так же и с тревогой. С ней нельзя не считаться. Если человек чувствует тревогу, он старается ее уменьшить, избежать страха. Страх - физически неприятное чувство. Пот, сердцебиение, нарушенное дыхание, чувство бессилия и паника. Многим кажется, что они умирают. Ничто так не истощает человека, ничто так не вредит его здоровью, как страх. Его трудно забыть. В коллективной памяти сохраняются поведенческие стратегии, направленные на уменьшение тревоги и на избегание таких ситуаций, которые могут вызывать страх. Известны предписания национальной культуры, позволяющие как-то снижать страх.
Например, "от тюрьмы и от сумы не зарекайся": каждый может попасть в тюрьму или обнищать и пойти по миру с сумой за подаянием. Эта поговорка работает по принципу "кто предупрежден, тот вооружен".
Сценарии выживания
Внешняя среда существования людей в России практически во все времена была опасной, угрожающей. Семьи вырабатывали многообразные сценарии выживания. Самые популярные сценарии недавнего советского прошлого - делать продовольственные запасы. До конца 50-х годов многие образованные семьи направляли детей на обучение в медицинские вузы, потому что в лагере (посадить могли любого) врач вернее выживал, чем человек другого профессионального опыта. Сегодня многие семьи работают над сценариями финансового поведения: доверять сбережения государству - не доверять. Куда их вкладывать, как бы за границу детей отправить. Моделируя сценарии выживания, родители создавали и создают определенную картину мира - картину, полную опасностей, а она, в свою очередь, порождала страх уже у следующего поколения.
Так образовалось "тревожное кольцо" и создалась особая культура - травмоцентрическая: "мы те, кто пережил страх, беду и горе (голод, войну, коллективизацию и т.п.)". Бояться не стыдно. Собак, темноты бояться, конечно, взрослому человеку неловко, а вот опасных людей, американцев за океаном, завистников за соседней дверью, подсиживающих тебя коллег опасаться мудро. Кто не боится, тот дурак недальновидный. А кто боится, тот развивает систему защиты: посылает летать по свету стратегические бомбардировщики, перед соседями прибедняется, за мужем-женой нет-нет да и последит - вдруг измена на пороге.
Комментарии