Восточные земли Германии – пустеют и деградируют

На модерации Отложенный Уполномоченный правительства Германии по делам восточных земель Вольфганг Тифензее представил в Берлине доклад о социально-экономической ситуации в бывшей ГДР. Опубликованные прогнозы неутешительны: даже в самом лучшем случае восточные территории смогут подтянуться до уровня западных не раньше, чем через 15−20 лет.

Спустя 17 лет после объединения Германии ситуация на востоке страны оставляет желать лучшего. «Положение на Востоке остается крайне проблематичным, – заявил Вольфганг Тифензее во время представления своего доклада. – До сих пор мы не смогли создать там стабильную, самоподдерживающуюся экономику». Производительность труда на востоке страны все еще катастрофически отстает от показателей «старых земель» – в среднем восточный рабочий производит на 30% меньше продукции, чем его западный коллега – впрочем, и получает он в среднем лишь 77% от аналогичной зарплаты на западе страны. Средний уровень безработицы в бывшей ГДР составляет 14,7% – это почти втрое выше, чем уровень безработицы в целом по стране. В отдельных депрессивных регионах, например, в сельских районах земли Мекленбург-Передняя Померания, уровень безработицы достигает 25%.

По мнению Тифензее, единственным решением проблемы остается продолжение политики субсидирования восточных регионов, налоговый потенциал которых до сих пор из-за слабого развития экономики составляет лишь менее 40% от аналогичных показателей западных федеральных земель. До сих пор основой финансовой поддержки восточных регионов был так называемый «налог солидарности», введенный на волне энтузиазма западных немцев в 1991 году. На сегодняшний момент каждый немец, проживающий на западе страны, облагается дополнительным налогом в 5,5% от общей суммы подоходного налога, выплачиваемого им государству – эти деньги идут в специальный федеральный фонд, субсидирующий развитие восточных регионов страны. Также 5,5% от суммы налога на прибыль платят в фонд поддержки восточных земель и зарегистрированные на западе страны компании. Всего с помощью налога солидарности немецкое государство ежегодно собирает чуть больше 10 млрд евро, которые тратятся в основном на крупные инфраструктурные проекты в Восточной Германии.

То, что такая практика сохраняется и сегодня, спустя почти 20 лет после объединения страны, вызывает крайнее раздражение у жителей западных регионов – 72% из них, согласно социологическим опросам, выступают за отмену налога солидарности. Союз налогоплательщиков Германии даже обратился с иском в федеральный конституционный суд с требованием признать налог незаконным, поскольку он, хотя и является федеральным налогом, действует не на всей территории ФРГ. Особое раздражение налогоплательщиков вызывает тот факт, что значительные суммы из фонда поддержки восточных земель тратятся на реализацию экономически бессмысленных проектов, призванных удовлетворить тщеславие восточных политиков. Например, почти миллиард евро был потрачен превращение бывшего военного аэродрома в крохотном тюрингском городке Нобитц в гражданский аэропорт – и сегодня аэропорт Альтенбург-Нобитц обслуживает лишь один рейс в сутки, да и тот выполняется дисконтным авиаперевозчиком RyanAir.

Тем не менее, несмотря на сильнейшее противодействие избирателей, Тифензее настаивает на продлении практики взимания налога солидарности вплоть до 2019 года. Также по меньшей мере на год должна быть продлена политика предоставления льгот в 30% от подоходного налога для компаний, переводящих свое производство на восток страны – согласно прежним планам, эта налоговая льгота, ежегодно обходящаяся немецкому бюджету в 600 млн. евро, должна была быть упразднена уже в 2007 году.

Крупнейшей проблемой Восточной Германии остается депопуляция. Отсутствие перспектив работы вынуждает жителей восточных регионов менять место жительства и переезжать в Западную Германию. За прошедшие 17 лет население восточных земель уменьшилось на 11%, или на 1,7 миллиона человек, и составляет на сегодняшний день 13,5 миллиона граждан. По прогнозам экспертов, если эта тенденция сохранится в ближайшие десятилетия, к 2050 году на территории бывшей ГДР будет жить лишь 12,2 миллиона человек. Чтобы понять, насколько серьезна эта ситуация, достаточно вспомнить, что причиной возведения Берлинской стены в 1961 году стала именно массовая миграция немцев на запад: с 1949 по 1961 г. из ГДР сбежало 2,6 миллиона человек, или 13% населения.

Самым опасным в депопуляции является тот факт, что первыми на Запад уезжают молодые и высококвалифицированные немцы – в итоге восточные регионы теряют инвестиционную привлекательность, а налоговая база сокращается до минимума, не позволяющего выплачивать социальные пособия оставшимся в восточных городах безработным и пенсионерам.

Кроме того, непропорционально большую долю – свыше 60% – среди покидающих восток страны составляют молодые женщины. Уже сегодня население бывшей ГДР состоит преимущественно из мужчин. В некоторых регионах здесь на 10 мужчин приходится менее 8 женщин. Кое-где положение достигло настолько критической точки, что местные власти обещают выплачивать премии женщинам, переселяющимся в их город. Так, женщина, приезжающая в саксонский городок Фрайталь и заключающая договор аренды жилья сроком на три года, получает от властей 2000 евро. Тюрингский город Йена, который может похвастаться более стабильной демографической ситуацией, выплачивает премию в 120 евро гражданину любой страны, приехавшему в город даже на пару месяцев – главное, чтобы новый житель был моложе 30 лет. «Отсутствие на востоке Германии женщин – это крайне опасная ситуация. Сегодня там появляются целые регионы, переполненные мужчинами, и эти мужчины понимают, что никогда, никогда в жизни не будет женщины. У них может быть временная подружка, но постоянной женщины не будет никогда. Это страшная ситуация, необыкновенно опасная. Потенциал агрессии, аккумулирующийся в этих регионах, может сравниться с тем, что привел в свое время к власти нацистов», – делится с «Экспертом Online» своими опасениями издатель FAZ и автор книги «Минимум», посвященной проблемам немецкой демографии, Франк Ширрмахер.

Опасения Франка Ширрмахера имеют под собой все основания. Хотя доля иностранцев, проживающих на территории бывшей ГДР, существенно ниже аналогичных показателей в западных регионах (так, в Мекленбурге-Передней Померании доля иностранцев составляет не более 1,5% от населения, в то время как во Франкфурте-на-Майне или Штутгарте иностранцы составляют 30% населения), праворадикальные настроения здесь крайне популярны. Праворадикальная Национал-демократическая партия (НДП) даже входит в парламенты двух из шести восточных федеральных земель: Мекленбурга-Передней Померании и Саксонии. По данным правоохранительных органов, на территории бывшей ГДР существуют целые населенные пункты, куда не рекомендуется вход лицам с неарийской внешностью: так называемые No-Go-Areas, «зоны-сюда-не-ходи». «На востоке страны для иностранца с темным цветом кожи риск подвергнуться нападению значительно выше, чем на западе», – подтверждает в своем докладе председатель парламентской комиссии по вопросам внутренних дел Себастиан Эдати. В конце августа всю Германию потрясла новость из саксонского городка Мюгельн: во время народного гуляния около 50 пьяных немцев, выкрикивавших лозунги «иностранцы – вон!», набросились на восьмерых индусов и жестоко избили их. Неонацисты преследовали жертв по улицам города, пока те не забаррикадировались в пиццерии, после чего разгоряченные неонаци разгромили витрины нескольких магазинов и разбили припаркованные машины. Хотя происшествие в Мюгельне не является обыденным событием для Германии, оно отлично показывает, какой потенциал ксенофобии и агрессии скрывают в себе маленькие депрессивные восточнонемецкие городки.

Тем не менее, по мнению Вольфганга Тифензее, в отдаленной перспективе восточные регионы страны могут стать вполне привлекательными и достичь уровня запада страны. Уже сегодня экономический рост на Востоке составляет 3%, что на 0,3% превышает аналогичные показатели западных регионов. «Я полагаю, мы просто должны думать в категории десяти, пятнадцати, двадцати лет. Разрыв между востоком и западом сокращается, и это хорошая новость. Плохая новость – он сокращается слишком медленно», – заявил Тифензее. В любом случае, сегодня стало совершенно очевидным: объединение Германии оказалось несравнимо более сложным и дорогим проектом, чем было обещано в начале 90−х правительством Гельмута Коля. Восточные регионы действительно интегрированы в немецкую экономику, однако эта интеграция еще долгие годы будет нуждаться в постоянной поддержке и тщательном уходе – иначе на востоке страны в любой момент может начаться реакция отторжения.