\"Игры с вентилем\" в ущерб репутации
На модерации
Отложенный
Немцы традиционно настороженно относятся к периодически возникающим энергетическим «войнам» между Россией и странами-транзитерами – Украиной и Белоруссией. Стоит очередному российскому представителю выступить с заявлением о том, что российские компании-поставщики готовы «прикрутить кран» — и сразу начинаются взволнованные запросы о поставках в Европу и, в частности, в Германию. Со стороны восточного соседа следуют традиционные заверения в надежности России как поставщика... И на этом все успокаивается – до лучших времен. Однако события, произошедшие 23 августа на нефтепроводе «Дружба», опять посеяли в душах пугливых покупателей из ФРГ сомнения: так ли уж все надежно?
Почти восемь месяцев прошло с тех пор, как в связи с аварией на нефтепроводе «Дружба», по которому в Германию поступает российская нефть, европейские поставки были ненадолго приостановлены: тогда основной немецкий нефтеперегонный завод в Шведте на трое суток остался без «черного золота» и был вынужден компенсировать недостачу из собственных запасов. Немецкие клиенты не обиделись на российских партнеров: форс-мажор есть форс-мажор, а нефтедобывающие компании из России сразу после ремонта трубопровода перегнали по нему в Шведт недостающие объемы.
Но в августе ситуация оказалось иной. Труба» не ломалась, никаких видимых причин ожидать перебоев не было, но нефтперегонному заводу в Шведте опять пришлось расходовать свой НЗ. Виной тому оказался российский концерн «Лукойл» — именно он недодал нефти в трубопровод. Причем, как разобрались позже российские и немецкие специалисты, подобная практика оказалась для фирмы привычной. Так, вице-президент АК «Транснефть» Сергей Григорьев подтвердил факт недопоставок и сообщил, что НК «Лукойл» в течении последних двух месяцев сократила подачу уже оплаченной немецкой стороной нефти на треть. Так что в июле и августе 2007 года объемы поставок сырья на нефтеперерабатывающий завод в Шведте были ниже предусмотренных контрактом. «Таким образом, — подчеркнул Сергей Григорьев в своем интервью газете Sueddeutsche Zeitung, — «Транснефть» не несет ответственность за инцидент. Компания свои обязательства выполняет четко, а все вопросы – к «Лукойлу».
Представители компании «Лукойл» до сих пор предпочитают отмалчиваться, по крайней мере – официально. «Интерфакс» со ссылкой на анонимный источник в правлении фирмы сообщил, что снижение поставок объясняется ростом цен на транзит, последовавшим за российско-белорусским конфликтом в начале года.
Понятно, что в качестве официального такое объяснение «не прокатит». Европейцы, в особенности немцы, – большие поклонники одного из основных положений римского права: Pacta sunt servanta («Договоры должны выполняться»). Компании BP, Shell, Agip и Total, совместно владеющие нефтеперегонным заводом в Шведте, платят за российскую нефть вперед, так что деньги «Лукойлом» были получены и недопоставленная нефть, по сути, принадлежит покупателям.
«Транзитные войны» с Белоруссией в отличие от поломок трубопровода не входят в перечень форс-мажорных обстоятельств. Так что по-человечески понятное нежелание «Лукойла» платить лишние деньги за транзит, увы, не является легитимной причиной для невыполнения этой компанией своих обязательств. Специалисты полагают, что данный инцидент станет предметом судебного разбирательства, однако где оно будет проходить и насколько затянется – неизвестно.
Следует заметить, что особых проблем «недоимка» в Германии не вызвала. НПЗ в Шведте ежегодно перерабатывает порядка 10 млн тонн сырой нефти. Это примерно 10% совокупных нефтеперерабатывающих мощностей Германии. По нефтепроводу «Дружба» в страну поступает примерно одна пятая всей импортируемой нефти. Недостающие объемы завод компенсировал из собственных, довольно крупных, запасов, а также из Ростокского нефтепровода.
Однако определенный ущерб был нанесен не только Германии, но и России. И если немцы вынуждены были потратить какое-то количество нефти «из заначки», то российская сторона может потерять гораздо больше. В зависимости от исхода всей этой истории европейские покупатели сформируют свое отношение к фирмам-поставщикам из России. Речь идет о том самом доверии, которое так стараются завоевать российские компании на европейском и, в частности на немецком, рынке. Данный инцидент не несет ни единого признака политического конфликта, все остается на бытовом, коммерческом уровне. Провинившаяся компания должна тем или иным способом компенсировать убытки и уплатить штраф. Повинную голову, как известно, меч не сечет. А вот если «Лукойл» будет продолжать отмалчиваться, да еще и, чего доброго, продолжит свои «игры с вентилем» – вот тогда проблема надежности российских партнеров встанет во весь рост. И любые заверения официальных российских представителей любого уровня потеряют часть своей убедительности.
Комментарии