Колобок помог ученым раскрыть природу страха
На модерации
Отложенный
Легендарная игра Pac-Man сыграла важную роль в изучении деятельности мозга. Благодаря этой компьютерной игре, ученые выяснили механизмы реагирования мозга на внешнюю угрозу.
Суть старого доброго Pac-Man'a заключается в том, что вы - беззащитный желтый колобок - путешествуете по лабиринту, собирая загадочные белые точки. Игровой процесс осложняет то, что за вами по пятам несутся привидения, столкновение с любым из которых приводит к гибели колобка.
Исследователи из Университетского колледжа в Лондоне чрезвычайно заинтересовались тем, как геймер реагирует на угрозу виртуальной гибели. Ученые пожелали выяснить, есть ли разница в реакции мозга на опасность в зависимости от того, насколько близки к жертве коварные призраки.
Излюбленные подопытные научных светил всего мира в данном случае, конечно же, не подходили. Поэтому крыс оставили в покое, а людей, согласившихся на участие в эксперименте, облепили проводами и усадили за мониторы. Задача добровольцев была проста - играть в Pac-Man до посинения. Бедолаги, не сумевшие улизнуть от компьютерных привидений, получали электрический разряд.
В ходе немудреного опыта выяснилось, что реакция человеческого мозга на опасность зависит от близости к объекту, таящему в себе угрозу. Если преследователи колобка находились достаточно далеко, то "обрабатывали информацию" лобные доли мозга, отвечающие, помимо прочего, за стратегическое планирование.
Соответственно, геймер, располагавший некоторым количеством времени, детально продумывал маршруты следования своего персонажа.
В случае же, если виртуальное чудовище резко сокращало дистанцию, "в бой" вступала область мозга, ответственная за примитивные механизмы самозащиты. Непродуманность действий здесь компенсировалась скоростью реакции человека. Набор "реактивных" приемов мозга невелик: вступить в драку, смыться или впасть в ступор. Выбор наиболее эффективной стратегии выживания при данном развитии событий диктовался уровнем нависшей угрозы.
Доктор философии и нейрологии Дин Моббс, руководивший экспериментом, подводя итоги исследования, заявил: "Чем ближе к вам угроза, тем быстрее вы на нее реагируете. Но за скорость вы расплачиваетесь свободой выбора".
Компьютерные игры, к сожалению, далеко не всегда служат на благо человечеству. Так, по некоторым данным, обычный авиасимулятор несказанно помог террористам, осуществившим 9/11. К счастью, общение людей с ЭВМ не ограничивается развлечениями. Гораздо более серьезное программное обеспечение помогло отделить душу от тела.
Комментарии