Сегодня — День российского триколора
На модерации
Отложенный
Каждый год 22 августа мы с друзьями отмечаем День государственного флага. Полтора десятилетия прошли, с тех пор как российский триколор сменил красный серпасто-молоткастый советский флаг, но россияне к новому государственному символу, похоже, если и привыкли, то не совсем. Да и с гимном у нас за последние годы чехарда была, да и только. Хотя что там удивляться — в странах с более старыми символами тоже не все так гладко.
Слова забыл. И музыку…
Лишь 55% российских граждан могут назвать цвета триколора да еще в правильном порядке: белый, синий, красный. Как показали опросы ВЦИОМ, треть опрошенных (34%) цвета флага знают, но как они расположены — нет. Двуглавому орлу, изображенному на российском гербе, повезло больше — с ним знакомы 84% граждан РФ.
А вот третьему государственному символу — гимну — не везет совсем. Лишь треть граждан знает его слова (правда, тут еще прогресс наблюдается: в 2004 году слова главной песни страны знали всего 19% россиян).
Почти столько же россиян слова, написанные Сергеем Михалковым для нового гимна, знают — да не те (видимо, путают со старым). А 35% и вовсе слов не знают. Зато у 53% опрошенных россиян гимн вызывает гордость и восхищение.
Если учесть, что новому тексту советско-российского гимна лет всего ничего, то ситуация не столь скверная.
Ведь почти 61% граждан США не знают написанные в 1814 году Фрэнсисом Скоттом Ки слова американского гимна The Star-Spangled Banner полностью. Голландцам тоже стоит обратить внимание на знакомство с национальными символами — только 15% жителей Нидерландов знают слова гимна.
Гимн знать надо — иначе можно поплатиться в прямом смысле слова. Так, в Мексике женщина, исполнявшая национальный гимн перед футбольным матчем, была оштрафована на кругленькую сумму за то, что забыла слова. Незнание гимна может здорово подпортить и репутацию политика. Месяц назад в национальный праздник Бельгии главу Партии фламандских христиан-демократов Ива Летерма (самого вероятного, между прочим, претендента на пост премьер-министра!) спросили, знает ли он слова бельгийского гимна “Брабансонны”. “Чуть-чуть”, — был ответ. И Ив Летерм запел. Но не бельгийскую национальную песнь, а французскую “Марсельезу”...
Ошибочка вышла
Кстати, о Бельгии. Флаг этого королевства состоит из трех полос — черной, желтой и красной. В той же цветовой гамме выдержан и государственный символ Германии. Правда, в бельгийском случае полосы расположены вертикально, а на черно-красно-золотом немецком триколоре — горизонтально. Подумаешь, континентальные тонкости! Видимо, так, с чисто британским снобизмом, рассудили протокольщики Тони Блэра в ноябре прошлого года в преддверии визита Ангелы Меркель.
К приезду фрау Меркель на Даунинг-стрит рядом с британским флагом вывесили бельгийский флаг. Так бы оно и обошлось без шума, но “накладку” заметил один из немецких дипломатов, сопровождавших бундесканцлера.
Конфуз английских протокольщиков объяснили очень неуклюже: мол, германские канцлеры редко появляются на Альбионе, вот люди с непривычки и перепутали Германию с Бельгией.
Европейскими чемпионами по путанице могут считаться Словакия и Словения. И по-русски названия этих восточноевропейских молодых государств звучат похоже, а на языке оригиналов сходство вообще потрясающее: Republika Slovenija (Словения) и Slovenska Republika (Словакия). Мало того — флаги обеих стран тоже похожи, как однояйцевые близнецы: бело-сине-красные триколоры (как и у России), но со своим гербом.
Издали, да еще неискушенным взором, не отличишь.
У Буша-сына с географией вообще нелады, а тут еще такие нюансы, как Словакия и Словения. Он не был еще президентом, а лишь техасским губернатором, когда ему пришлось встретиться с премьер-министром Словении Янезом Дрновшеком. Его Буш назвал “высоким представителем Словакии”. Ладно, Буш — Америка от Восточной Европы далеко. Зато из Италии — рукой подать. Но это не мешало синьору Берлускони в бытность премьером называть соседнюю Словению все той же Словакией. Или прилетел, скажем, в 2002 году в Румынию с визитом президент Словении Милан Кучан. Его встретили, слава богу, словенским флагом. Но зато гимн в его честь исполнили словацкий: дирижер перепутал.
Что делать в такой ситуации? Не менять же название страны.
Но зато флаг как часть государственного имиджа сменить можно. И несколько лет назад в Словении задумались над вопросом о разработке нового флага. Даже конкурс объявили — выиграл проект флага из 11 узких горизонтальных полос синего, красного и белого цветов.
Правда, 70% словенцев оказались против замены нынешнего флага.
Как цвета делить будем?
А как быть, если сходство между флагами не просто большое, а практически полное? Именно в такой ситуации оказались вдруг Румыния и африканская Республика Чад. У обеих стран одинаковые флаги с вертикальными сине-желто-красными полосами.
До 1989 года проблем не возникало — отличительным признаком служил расположенный в центре полотнища герб социалистической Румынии. Но вот Чаушеску расстреляли, а из полотнища вырезали символ коммунистического прошлого. Получилось в точности как у Чада, хотя кое-кто из экспертов и утверждает, что синий цвет у африканцев на флаге темнее, чем у европейцев.
И вот закипели страсти: румынская пресса писала, что африканцы решили апеллировать к ООН, чтобы разобраться, кто имеет больше прав на триколор. Тогдашний румынский президент Илиеску заявил, что его страна не откажется от своего национального флага. По правде, румынам было не о чем беспокоиться, поскольку Чад является независимым государством лишь с 1960 года.
Очень схожими были и национальные цвета Сербии и Черногории: красный, синий (или голубой у черногорцев) и белый. То есть практически как у России, только в обратном порядке. Когда Югославия прекратила существование, а на ее обломках возникла недолговечная конфедерация сербов и черногорцев, возник вопрос о флаге для нового государственного образования. Логично было бы воспользоваться сходством полотнищ. Но возник спор: а какой оттенок синего выбрать — темный, как у сербов, или посветлее, как у черногорцев? Пока спорили, решили оставить старый флаг Югославии, а там и конфедерации конец пришел.
Оттенок имеет значение
В Италии премьер Берлускони из-за проблем с оттенками государственного флага был вообще обвинен в “цветовом государственном перевороте”. Каша заварилась после того, как кто-то заметил, что новый итальянский флаг на здании римского кабинета “кавальере” малость отличается от тех, что висели там прежде.
Зеленый цвет триколора стал более темным, красный начал отливать рубиновым, а расположенный между ними белый стал цвета слоновой кости.
В конце концов не такая уж это проблема — глубина цвета. У итальянского флага есть проблемы и посерьезнее.
Одну из этих “проблем” зовут Умберто Босси. Это лидер сепаратистской партии “Северная лига”, выступавшей за отделение от Италии богатого Севера и создание государства Падания. Во время одного из митингов близ города Комо в 1997 г. он увидел даму, размахивавшую итальянским триколором, и сказал, что место этому флагу в сортире. Более того, он дал понять, что использовал триколор в качестве туалетной бумаги. В итоге Босси был обвинен в оскорблении итальянского флага и приговорен условно к 16 меcяцам заключения.
Да гори они огнем!
Трудно поверить, но в США можно безнаказанно жечь флаги страны. Странное все-таки у американцев представление о патриотизме. Оказывается, в 1989 и 1990 годах верховный суд США постановил, что сжигание звездно-полосатого флага есть вид самовыражения и защищается американской конституцией. А в прошлом году сенат США не принял предложенную республиканцами поправку к конституции страны, предполагающую запрет на оскорбление флага страны. Республиканцам не хватило лишь одного голоса, чтобы набрать необходимое большинство в две трети голосов. Противники запрета сожжения флага утверждают, что такая поправка к конституции противоречила бы первой поправке, гарантирующей свободу слова.
Да и просто демонстрировать свой патриотизм при помощи флага американцам бывает проблематично. И где?
У себя дома. Вспомним хотя бы недавнюю нашумевшую историю, когда миллиардер Дональд Трамп был оштрафован судом города Палм-Бич во Флориде на $1250 за то, что высота флагштока со звездно-полосатым полотнищем возле усадьбы Трампа почти вдвое превышает максимально положенную по закону (24 м у Трампа против разрешенных 12,8 м). Трамп флаг снимать не стал, а пошел в контратаку — затеял судебное дело, обвиняя своих обидчиков в нарушении его конституционных прав…
Комментарии