Простая арифметика: мигранты приносят России вчетверо больше денег, чем получают
На модерации
Отложенный
Услышав слово "мигранты", люди ведут себя по-разному. Одни, подобно ненавистнику культуры доктору Геббельсу, едва ли не хватаются за пистолет. Дескать, эти инородцы наводняют Россию криминальным элементом, да еще и работу у коренных жителей отбирают. Другие, напротив, уверены, что гастарбайтеры - благо для нашей экономики. Ведь кто, если не они, будет работать дворником, строителем, водителем маршрутки, наконец, продавцом в палатке по 20 часов в сутки семь дней в неделю? Россияне на кабальные условия и низкую зарплату не согласны.
Наконец, к чему привело законодательное изгнание граждан бывших советских республик с наших рынков? Жители солнечного Закавказья так и остались на своих торговых точках, наняв общения с покупателями и инспекторами россиянок и заплатив соответствующую мзду руководству рынка. Только вот затраты на эту маскировку они возложили на нас с вами. Июньская инфляция, по признанию официальных властей, впервые за несколько лет преодолела обычный для лета уровень, сделав 8-процентный план по итогам года более чем сомнительным.
Чтобы разобраться, нужны ли мигранты России, нужно сначала оценить, что они дают нашей экономике. Ведь с одной стороны они вывозят немало средств, но с другой и производят немало. Для начала - немного статистики. По оценке директора ФМС Константина Ромодановского, только таджикские гастарбайтеры зарабатывают сумму, равную двум бюджетам этой небогатой страны. А грузинские мигранты ежегодно переводят на родину сумму, равную 20% ВВП Грузии. Объем ежегодно выводимого из России мигрантами денежного потока оценивается экспертами в 13 млрд долл. И, по оценке ФМС и Росфинмониторинга, половина этих денег "грязная", то есть, заработана незаконно.
Но зарубежные "гастролеры" не только "растаскивают" российский бюджет, но и немало в него привносят. Вклад мигрантов в ВВП России, по расчетам К.Ромодановского, оценивается примерно в 50 млрд долл. Так что, как ни крути, трудовая миграция - дело для страны довольно выгодное. Осталось лишь упорядочить ее так, чтобы гастарбайтеры работали легально, отчисляли в бюджет налоги, жили хотя бы в относительно цивилизованных условиях, и были подконтрольны правоохранительным органам.
Цели, конечно, благие, но на первый взгляд отдают "маниловщиной". Как прикажете легализовать эту многомиллионную армию - а, по словам Ромодановского, сейчас в России нелегально работает около 10 млн мигрантов? При этом "львиная доля" этих людей трудится на стройках, у частных "маршруточников", на рынках. Можно, конечно, применив тактику "штурм унд дранг", заставить их либо работать легально, либо убираться восвояси. Но кто от этого пострадает в первую очередь? Мы с вами, вынужденные нанимать на постройку дачи не Мустафу за 500 долларов в месяц "за все и без питания", а Васю из Нижнего Тагила, который "меньше, чем за штуку пахать не станет". Пример, конечно, банальный, но вполне доступно разъясняющий, чем чреваты для нашей экономики гонения на таджиков и украинцев.
Поэтому драконовские меры тут неуместны. Упорядочивать нужно, но с умом. Это уже давно, но безуспешно пытается сделать ФМС. Теперь к ней намерен присоединиться Росфинмониторинг. Эти ведомства подписали на днях соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия незаконной миграции и борьбы с легализацией преступных доходов. Особое внимание, по мнению руководителя Росфинмониторинга Виктора Зубкова, следует уделять подлинности и сроку действия документа, подтверждающего право мигранта на пребывание в России. Все эти данные, согласно подписанному документу, ФМС будут передаваться Росфинмониторингу. Тот, в свою очередь, поделится с миграционной службой данными о банковских операциях по паспортам мигрантов, коих в России проводится немало. Это поможет ФМС быть в курсе относительно числа лиц, реально пребывающих в стране.
Это лишь часть глобальной системы по обмену информации, которую планируют организовать ведомства. В частности, ФМС пообещала открыть свои базы для Росфинмониторинга даже в режиме онлайн.
По специально проведенным выделенным каналам финансовая разведка сможет четко и оперативно получить необходимую информацию и полное досье на каждого мигранта. Открыта будет и база данных по утерянным паспортам - всего их порядка 22 млн - ибо именно на них нередко оформляются заведомо невозвращаемые кредиты и открываются мошеннические фирмы. Росфинмониторинг, в свою очередь, планирует открыть для ФМС свои базы данных. Ведь 13 млн долларов, ежегодно переводимых за границу - достаточно крупная сумма, чтобы наладить за ней контроль. Все операции с нелегально заработанными в России деньгами, проводимые гастарбайтерами, можно квалифицировать, как отмывание средств, полученных преступным путем, считает Зубков. И если ФМС получит от Росфинмониторинга данные о работе предприятий и их отчетности, то это поможет ей в отслеживании фирм, берущих на работу сотрудников-нелегалов.
Решение ужесточить политику в отношении нелегалов во многом политическое. Все помнят, какую роль сыграли специалисты ФМС в период обострения российско-грузинских отношений. Тогда они способствовали закрытию бизнеса и депортации из страны десятков граждан страны, в одночасье ставшей "неугодной". Подписанное соглашение позволит поставить эту практику на поток. Жаль только, что не в наших интересах.
То, что жизнь мигрантов лучше не станет, мало кого волнует. Но если россиянам не жалко гастарбайтеров - дескать, так им и нужно, пусть едут к себе на родину, то при здравом размышлении пожалеть следует себя. Ведь если власти будут и дальше руководствоваться той логикой, что любой доход, полученный с минимальным нарушением действующего законодательства, является незаконным, то недолго и до того, чтобы объявить вне закона аналогичные доходы резидентов России. А, положа руку на сердце, кто из нас не грешит "не совсем белой" зарплатой, сдачей квартиры без уплаты налога, да и просто "левой" подработкой, с которой в бюджет государства, понятно, тоже ничего не идет? Кроме того, не секрет, что предприятия используют труд нелегалов отнюдь не для того, чтобы заниматься криминалом, торговлей оружием или организовывать наркотрафик. Бизнес, особенно мелкий или находящийся в стадии становления, таким образом, попросту экономит на зарплатах и налогах. Не будь мигрантов, в целом ряде сфер, например, в общепите или торговле, резко упадет конкуренция. Ведь тогда на рынке останутся лишь крупные игроки, которые смогут диктовать цены нам с вами.
С точки зрения юристов, между тем, закон по борьбе с отмыванием денег распространяется лишь на обращение денежных средств или другого имущества, полученного в результате совершения преступления. И ни в коем разе он не распространяется на налоговые правонарушения. Так что инициатива Росфинмониторинга, мягко говоря, незаконна. Получается - хотели, как лучше, а вышло, как всегда?
Единственное, чего реально могут добиться финансовые инспекторы - выдворения за пределы страны граждан, пребывание которых в России признано нежелательным. Ранее этим правом практически не пользовались, однако сейчас, по словам В.Зубкова, Росфинмониторинг может задействовать этот рычаг, предоставляя в ФМС сведения о "персонах non grata" из Украины и Средней Азии. "А уж там пусть смотрят, насколько стране нужны эти люди", - добавил глава ведомства.
Между тем, эксперты не склонны считать цифры, данные ФМС, реальными. По их мнению, миграционные службы склонны завышать число нелегально работающих мигрантов - может быть, для того, чтобы лишний раз подчеркнуть эффективность и необходимость своей деятельности. На самом деле, нелегалов в России не более 5 млн человек, а с учетом того, что они в основном занимаются неквалифицированным трудом, их экономическая отдача невелика. На самом деле, нужно не хвататься за дубинку, а добиваться повышения роли мигрантов в российской экономики. Для этого, в первую очередь, необходимо перевести их на легальное положение. Как сделать это, чиновники не знают. Поэтому пытаются применить заведомо неэффективные карательные меры.
Комментарии