Как России доказать свои права на Арктику
На модерации
Отложенный
У нашей страны есть все основания заполучить арктический шельф, представив в ООН результаты исследований по итогам недавней экспедиции на Северный полюс. В этом уверен президент Ассоциации морского права, судья Международного трибунала ООН по морскому праву Анатолий Колодкин. В четверг на пресс-конференции в Медиа-центре "Известий" юрист пояснил, за что именно мы боремся и какие конкретные шаги должно предпринять наше государство, чтобы добиться суверенных прав пользования арктическим шельфом.
Успех российской экспедиции вызвал раздражение наших соседей по Арктике. США и Канада немедленно ответили конкретными действиями. Американцы спешно направили в Северный Ледовитый океан военный ледокол "Хили", а канадцы пошли еще дальше: в четверг в трехдневное турне по Арктике отправился их премьер-министр Стивен Харпер. "Суверенитет Канады над землями и водами Арктики является давним, хорошо установленным и основывается на историческом праве", — гневно заявляют в окружении премьера.
Все это объяснимо. Речь идет о том, что за Россией может быть закреплена находящаяся сейчас в общем пользовании территория более 1 млн квадратных километров с огромными запасами ископаемых: по некоторым оценкам, от 5 до 10 млрд тонн нефти и газа. Это произойдет, если Россия докажет "непосредственную континентальную связь" находящихся в океане хребта Ломоносова и поднятия Менделеева с шельфом возле наших территориальных вод.
Впрочем, Колодкин предостерегает от истерик по поводу того, что "территория России расширяется": "Господа, мы не захватываем никаких территорий! А то, что мы флаг положили... Госдепартамент сказал, что флаг никакого правового значения не имеет, а мы и не говорим, что имеет! Просто "Артур был здесь" — вот и все дела!"
Шельф действительно не входит в состав территории государства, как и исключительная экономическая зона. Согласно Конвенции ООН по морскому праву прибрежные государства обладают не суверенитетом над шельфом, а "исключительными суверенными правами" в особо точно обозначенных конвенцией целях: разведка и разработка естественных ресурсов. Именно за эти права и борется Россия: впервые представление с доказательствами "континентальной связи" было направлено в ООН еще в декабре 2001 года. Тогда доказательства были признаны недостаточными, и заявку отклонили.
— С нашей новой заявкой, думаю, будет по-другому, — предположил в беседе с "Известиями" Колодкин.
Эксперт намекнул, что, конечно, в этой комиссии ООН по границам континентального шельфа не все свободны от политической предвзятости, однако безоговорочные доказательства нашей правоты не позволят отказать России повторно.
— Думаю, что шансы на поддержку в комиссии у нас высоки, — подчеркнул Колодкин.
Бурить шельф начнем уже через полтора года
Не дожидаясь, пока ООН примет какое-либо решение по арктическому шельфу, в России уже вовсю строят планы по разработке новых месторождений. На днях гендиректор Мурманского морского пароходства Александр Медведев заявил журналистам, что у России есть реальные технические возможности уже в ближайшие полтора года начать разведочное бурение нефтяных и газовых скважин в шельфовой зоне российского сектора Арктики.
Предлагается переоборудовать имеющееся в составе пароходства атомное ледокольно-транспортное судно "Севморпуть", способное самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 метра, в плавучую ледостойкую буровую платформу.
Судно будет готово начать работу в Арктике через 18 месяцев, сообщил Медведев, добавив, что после реконструкции мир увидит первый в истории атомоход, обслуживающий нефтегазовую отрасль. Все строительные работы будут проводиться на заводе "Звездочка" в Северодвинске.
Хребет Ломоносова и римское право
Петр Образцов
Как выяснили "Известия", претендовать на разработку арктического шельфа Россия сможет только в том случае, если докажет свои права на него до конца текущего года.
История исследований арктического шельфа такова. В 1948 году советская арктическая экспедиция открыла подводный хребет Ломоносова, который поднимается от дна океана на 3,5 км. А в 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, которую в 1997 году ратифицировала Россия. Конвенция подтверждает право государства единолично распоряжаться континентальным шельфом или зоной шириной 200 миль (экономическая зона), если шельф окажется "уже". В этой зоне только данное государство может эксплуатировать минеральные ресурсы на дне моря и ловить рыбу. По определению, шельф — это "материковая отмель, прилегающая к берегам суши и имеющая общее с ней геологическое строение".
Однако хребет Ломоносова простирается в сторону Гренландии на расстояния, значительно превышающие 200-мильную зону, и, казалось бы, вопрос о правах России на этот хребет полностью снят. Однако в статье 76 п. 5 Конвенции записано: (ограничения) "не применяются к подводным возвышенностям, которые являются естественными компонентами материка, таким, как его плато, поднятия, вздутия, банки и отроги". И если хребет Ломоносова является таким естественным компонентом, то при трактовке "хребта" как "поднятия" весь хребет Ломоносова — наш.
Поэтому для установления приоритета России на этот хребет в первую очередь надо бы тщательно изучить строение морского дна в районе, где шельф Новосибирских островов переходит (или не переходит) в хребет Ломоносова. Если переходит — следующие поколения россиян могут переходить на двухдневную рабочую неделю, а остальные пять дней проводить на Лазурном Берегу, потому что шельф и хребет представляют собой кладезь минеральных ресурсов. Времени осталось немного — Конвенция установила, что государства должны определить границы своего шельфа в течение 10 лет после момента ратификации. Срок истекает в этом году!
Что касается Северного полюса, который находится вне хребта Ломоносова, установка флага на морском дне, разумеется, не устанавливает приоритета России на эту подводную местность. Однако все-таки имеет некоторые юридические последствия. Еще в римском праве было записано, что если два гражданина Рима одновременно увидели ничейный кошелек с сестерциями, но быстрее поднял его один из них, то он имеет большие права на эти сестерции — и, в частности, он и должен заплатить соответствующий налог в казну императора.
Комментарии