Российские города переживают очередной бум переименований
На модерации
Отложенный
Этим летом страну захлестнула новая волна акций по переименованию населенных пунктов, улиц и других объектов. За последнюю неделю в Иркутске на сотнях домов рядом с официальными табличками с названиями улиц и площадей появились «альтернативные». Власти таблички решили не срывать: пусть иркутяне сами решат, на какой улице живут. С оригинальной инициативой выступили и в Санкт-Петербурге. К середине августа один из центральных мостов, носящий имя лейтенанта Шмидта, станет Благовещенским. Увы, в подобных случаях не учитывается общественное мнение. А глас народа чаще против такого «восстановления исторической справедливости».
Вновь, впервые после начала 90-х, Россию охватил «топонимический синдром». Но если тогда переименования диктовались желанием поскорее отречься от старого мира, отряхнуть с ног прах рухнувшей советской империи, нынешние акции по переименованиям носят популистский характер. И, увы, все чаще новые (старые) названия даются без каких-либо предварительных консультаций с местными жителями, а подчас и вопреки их воле.
Так, в этом году новые названия получили около 50 центральных улиц Новосибирска. Переименовали и несколько площадей Казани: Ленина – в Трубную, Кононова – в Лихачеву. В минувший вторник в центре Иркутска было переименовано несколько центральных улиц и площадей. Представители общественной организации «Союз русского народа» приколотили таблички с новыми названиями улиц на домах и магазинах. Прежние таблички, впрочем, остались на месте, и улицы теперь имеют двойное название. «Карла Маркса мы переименовали в Большую, Марата – в Луговую, Свердлова – в Баснинскую, – сообщили патриоты. – Летопись нашего города не ограничивается лишь годами советской власти. Мы хотим добиться того, чтобы администрация пошла нам навстречу». В планах организации переименование еще около ста улиц и площадей.
Местные власти пока не спешат поддержать инициативу.
«Вся наша жизнь регулируется законами, а не минутными пожеланиями, – пояснил «НИ» сотрудник пресс-службы администрации Иркутска Александр Погорелов. – Переименование – сложная и очень дорогая процедура, которая заметно скажется на бюджете города. База для этого еще не подготовлена». При этом в администрации не отрицают того, что исторические названия весьма интересны, и срывать таблички пока не собираются.
Зеркальная картина – в Санкт-Петербурга. На днях одному из центральных мостов города – лейтенанта Шмидта – будет возвращено его прежнее название. «Мост будет называться Благовещенским, – пояснил вице-губернатор города Александр Вахмистров.– Сейчас завершается реконструкция моста, ему возвращают дореволюционный облик, и будет справедливо, если заодно мы вернем ему и историческое название».
Мост был построен во времена правления Николая I. Первоначально его назвали Благовещенским в честь собора, находящегося неподалеку. После смерти императора мост переименовали в Николаевский, а в середине XX столетия он был назван в честь героя революции 1905 года.
В администрации города утверждают, что толчком к переименованию послужили многочисленные обращения граждан. Однако проведенный по заказу той же администрации социологический опрос показал, что большинство населения все-таки против. «Мы уже так привыкли к старому названию, что не обойдется без путаницы, – рассказала «НИ» жительница Петербурга Ольга Мещерюк. – На мой взгляд, название не потеряло своей актуальности, оно характеризует наш город, это исторический объект, и даже туристы знают, что мост напротив Русского музея – не Благовещенский».
Эксперты считают, что подобные акции сегодня выглядят странно. Если в мятежные 90-е это было еще как-то объяснимо, сегодня люди таким образом просто хотят «пропиариться».
Комментарии