Законотворчество Рахмона: есть ли в законах логика? А перспектива?
На модерации
Отложенный
В Таджикистане последние полгода - год ознаменован и проходит под знаком новшеств и нововведений. Президента Таджикистана будто прорвало на почве общественно-политической деятельности: после долгих лет молчания и пассивного барражирования в водоворотах внутренней политике он словно былинный Илья Муромец рванулся брать одну высоту за другой. Только здесь необходимо одна небольшая, но существенная оговорка - у Ильи Муромца-то дела последовали добрые, на пользу народу, отчего и слава по сей день. А вот с президентом Э.Рахмоном посложнее будет, если будет вообще.
Идея главы государства об изменениях фамилий граждан республики, резкая смена, вернее труднообъяснимый обмен постами руководителей ранга не ниже городского главы, решение о реконструкции столицы и т.д. Даже в названом списке трудно угадывается какая-нибудь линия, налицо попросту резкие скачки из стороны в сторону. Не внесут ясности в данную картину и последние предложения президента. Студентам запрещено приезжать на собственном автомобиле в ВУЗ, где он обучается, пользоваться сотовым телефоном. Нельзя отныне и родителям привозить в школу своих детей на автомобиле.
Такое, в свою очередь создается впечатление, что руководству страны только и осталось, что контролировать личную жизнь каждого гражданина, а если выражаться точнее - формировать стиль и образ жизни. Именно такое и приходит в голову, когда знакомишься с последними указами Президента Таджикистана.
В ходе недавней очередной ежегодной встречи с интеллигенцией страны Э.Рахмон выступил с инициативой принятия закона об упорядочении проведения национальных обрядов и религиозных традиций. Основная часть его 10 и 11 статьи. В них конкретно прописаны условия проведения тех или иных мероприятий.
Так, согласно статьи 10 закона предписывается, свадебные мероприятия провести в один день с правом приглашения не более 200 человек. При этом следует оговорки: во-первых, все затраты должны быть поделены между сторонами. Во-вторых, в свадебном картеже можно будет использовать только четыре автомашины.
11 статья, её содержание, касается проведения похоронных и траурных мероприятий. Согласно положению, не ограничивается количество участвующих в похоронных церемониях. Ограничения начинаются далее. Так поминальные церемонии на третий день должны будут проходить без накрытых столов. На 40 день после похорон поминальную церемонию можно будет проводить с участием лишь 80-100 человек, и подавать тогда должны будут лишь одно блюдо. Проведение же поминальных церемоний на 1,2,6,7,20 дни, а также полугодовые поминания с денежными затратами запрещаются.
Более того, как утверждают источники в правительстве, имитируются также поправки в Кодекс «О правонарушениях», следуя которым власти будут наказывать нарушителей вышеназванных статьей закона. Называются даже суммы штрафов - простых граждан 2 тыс. сомони, чиновников 5 тыс., а юридических лиц - 10 тыс. сомони.
Административные усилия президента Таджикистана Э.Рахмона, его энергичное законотворчество в последнее время, по большому счету объяснимо. Нет в том большого секрета, что ситуация внутри страны - социальная, экономическая - не самая благоприятная на сегодня. Не контролируемый размах коррупции в высших эшелонах власти, бессилие властей в решении актуальных, злободневных проблем, касающихся местного населения, низкий уровень жизни в стране активно способствует недовольству внутри народа. А при таких обстоятельствах вполне реальна возможность проявления различных форм протестов, вплоть до самых крайних случаев.
Тому поводом может стать и факт проведения шикарных свадеб, юбилеев из числа представителей верхушки властей, фактор наличия у них же предметов роскоши, те же дорогие иномарки. Словом этот ряд можно продолжить, объединив одним понятием «активный раздражитель».
Таким образом, четко «фильтруя» обстановку, президент Таджикистана идет на явно попустительские меры, издавая законы, ограничивающие действия в той или иной сфере. Следует череда встреч с общественностью, выступления перед народом, где он громогласно критикует моменты проявления расточительства и активно продвигает свои идеи «пропагандирующие» скромность. Словом все старания на то, чтобы приглушить в народе ропот недовольства.
Вместе с тем небезынтересно слушать президента Таджикистана. Его аргументы в пользу своих предложений взять хотя бы к примеру общий смысл их. Он сводится вроде бы к благой цели, уменьшить ненужные затраты местного населения на всякие там мероприятия. Но вот парадокс. Стоит ли напрягать себя и свой народ столь изощренным словоблудием и разработкой разных схем на тему. Может попросту поработать извилинами в другом направлении и изыскать возможность поднять жизненный уровень в стране: увеличить зарплату, усилить социальную программу и т.д. Тогда ведь и народ будет доволен, и праздники у тех же детей и школьников отбирать не пришлось бы, лицемерно оправдываясь столь необоснованную меру доводом «....родители учащихся подрывают семейный бюджет широким празднованием таких мероприятий...»?!
И на всем этом фоне следует еще одно предложение Э.Рахмона. Президент Таджикистана, озвучивая свой очередной шаг, отмечает, что все закоты (отчисления, в определенной пропорции, от крупных доходов в пользу общества) и пожертвования, осуществляемые гражданами необходимо упорядочить и централизовать в одной структуре. Для чего необходимо создание общественного благотворительного Фонда Таджикистана.
Идея его заключается в следующем: Фонд по необходимости и усмотрению, а также согласно представителей общества будет распределять средства пожертвований: куда-то будут направлены продукты питания, медикаменты (детские дома, больницы и т.д.), какая-то часть направлена на покрытие задолженностей малоимущих семей за коммунальные услуги, строительства коммуникаций по снабжению население водой и электроэнергией, прокладку дорог, мостов, строительство школ, детских домов и т.д.
Опять же цели и задачи на первый взгляд благие. Однако при ближайшем рассмотрении нетрудно сделать вывод - все вышеперечисленные являются первостепенной задачей государства. В случае же принятия данного предложения государство с его обязанностями будет подменено общественным органом. А государству, как таковому достается в свою очередь почетная роль распределителя средств. Довольно ловкая рокировка ни чего не скажешь. Что на это народ скажет?
Анализируя происходящее в Таджикистане, ловишь себя, и не раз, на мысли о том, насколько все это жизненно необходимо. Будет ли в обществе мало-мальски положительный эффект? Здесь скорее другое. Общественное мнение народа, его необходимо увести в сторону, направить в направлении надуманном, не актуальном, но отвлекающем. Как никак оттого, что волнует. Только вряд ли подобное можно назвать мерой. Ситуация, к сожалению, так и остается в состоянии крайнего воспаления.
Комментарии