"Закрытые Инновации" в СССР
На модерации
Отложенный
Просмотрел сейчас удивительно умный доклад Медведева на форуме « Открытые Инновации».
И вспомнил, как с инновациями было в моей практике.
Вот один из примеров.
В нашей разработке (условно - ВКУ) мы могли использовать наиболее качественную советскую комплектацию, которую поставлять на гражданку запрещалось. За качество труда платили дополнительную дифференцированную прогрессивку: еще 20-50 халявных процентов к нормированному по стране окладу. Естественно, на нашем низовом уровне под качеством по-советски понимали своевременную сдачу разработанной документации (в моей группе это были электрические схемы ВКУ) и отсутствие ошибок, преимущественно в начертании этих документов. Для этого на уровне предприятия было предусмотрено специальное контролирующее подразделение судьбоносных дам, каждая из которых хоть и не смыслила ничего в электронике, но прекрасно умела подсчитывать количество отклонений от норм выполнения документов по так называемому ЕСКД. Априори считалось, что мы создаем самую современную технику, а что-то исследовать, изыскивать или изобретать - излишне.
Однако, не всегда так получалось.
Так, в нашем ВКУ необходимо было разработать узел растровой строчной развертки. Обычные схемные решения, заимствованные из телевизионной техники, не подходили в связи с жесткими требованиями по климатике, механической прочности и другим причинам. Особенно неприятным оказалось отсутствие возможности реализации в диапазоне необходимых температур одной паршивой детальки, которая в телевизионных приемниках называется регулятором экспоненциальной коррекции линейности строк (РЛС), служащей для компенсации паразитных активных потерь, и представляет из себя регулируемый нелинейный дроссель на феррите. В других областях преобразовательной техники уже давным-давно отказались от подобных решений путем умного использования новых полупроводников. Поэтому очень хотелось и здесь как-то использовать в качестве нелинейного элемента диод. Порывшись в Патентном фонде Михайловского замка, нашел решение PatUSA№3795835., в котором реализована такая замена, но получить приемлемую линейность для ВКУ не получилось из-за того, что она принципиально корректируется только на половине растра. Пришлось серьезно повозиться, прежде чем удалось устранить этот недостаток, причем было найдено решение, в котором нелинейным элементом достаточно качественной экспоненциальной коррекции является обычный кремниевый диод, а ее регулировка осуществляется простым потенциометром.
Если читателю когда-либо приходилось рассматривать электрические схемы старых телевизоров, возможно, он (как, в свое время, и я) был возмущен нечитабельностью схем строчной развертки. В действительности же в данном случае нет никакого злого умысла, а схемотехническая сложность связана с весьма значительной функциональной и регулировочной загруженностью узла.
Поэтому само по себе новое решение строчной развертки требовало громадной адаптационной привязки.
На эту работу, требующую добросовестности в сочетании с тонким творческим чутьем, мало кто способен. Я знал только одного способного на это человека.
Это был Васильев Сергей Александрович. Мы с ним вместе работали ранее во ВНИИ Коминтерна. За глаза и в глаза, всегда и везде все его звали Сережа. По моей просьбе и благословению руководства он быстренько перешел в «Р» и стал доводить новую строчную развертку до ума.
. Сережа взялся за адаптацию новой схемы развертки и через несколько месяцев ее завершил. Неплохо. Наиболее полное решение в авт. свид. СССР №894885. Решение нам понравилось, после публикации изобретений заинтересовались сторонние разработчики, которые вышли на нас через патентные службы. Мы не делали секретов. Делились ноу-хау с разработчиками из других городов. Кое-кто внедрил, но также, как и у нас в ограниченной спецтехнике. И мы решили, что в бытовых телевизорах наши решения можно тоже недурно использовать.
Стал я донимать телевизионщиков. Но на Козицкого, где изготавливали ленинградские телевизоры «Радуга», заявили, что они лишь изготовители, а не разработчики. Разработчикам все до фени. Не до нас - у них другие большие задачи. Поехал в Москву на самый большой завод телевизоров в СССР. Поговорил с явно не дегенеративным техническим начальником. Он хоть выслушал. Ничего не ответил, но указательным пальцем поманил - пойдем, мол, покажу. Привел в цех изготовления этих самых моточных РЛС и сказал великое: «Вы что, предлагаете мне ликвидировать этот участок? А что на этом месте будет? А куда я дену этих намотчиц? Выгнать? Щаас!». На мои дальнейшие нападки он авторитетно заявил, что, по его опыту, все подобные потуги бессмысленны.
Я и заткнулся!
А как же наше родное руководство? За все время моей работы оно не разу не интересовалось и не обсуждало да, думаю, и при желании не смогло бы понять сущность наших технических решений. И не потому, что номенклатурные начальники «Р» в отличие от нас – разработчиков - фатально были отпетыми тупарями. Отнюдь! Просто они легче других усекали, что - не фиг выпендриваться - свят лишь План!
Был гигантский параллелизм разработок не только на уровне предприятия, но и на уровне его подразделений, и это считалось нормой: платили инженерам гроши, а за воротами «Р» стояла куча наштампованных советских спецов, желающих также получать упомянутую дополнительную халяву.
Унификация и стандартизация требовалась в основном на уровне ЕСКД и комплектующих изделий. Сплошь и рядом в двух смежных комнатах разрабатывали с нуля одинаковые узлы, и в результате такой информационной изолированности изделие местами напоминало лоскутное одеяло, но Режим категорически запрещал специалистам общаться по тематике разработок и даже заходить в соседнюю комнату своего же НИО. Доступ к профессиональной отечественной и иностранной информации ограничивался незначительной библиотечной периодикой. Правда, можно было заказать копию журнальной статьи или патента по межбиблиотечному абонементу (МБА). Эта служба была не перегружена и работала медленно, но добросовестно и доброжелательно.
К тому времени железный занавес уже изрядно подгнил, и у нас в Ленинграде изредка стали происходить международные выставки. Однажды я даже попросил отправить ведущих специалистов на одну из таких открытых выставок, напрямую касающейся нашей тематики. Но не то что группу, а даже меня, единственного, не только не отпустили, но и осмеяли как слабака, не верующего в собственные радиолюбительские силы. Зато во первых строках судьбоносной аттестационной характеристики - то ли в дурацкую шутку, то ли по злому умыслу - отметили мою главную особенность - «…посещает международные выставки».
Впрочем, был один - единственный случай, обсуждения наших технических решений, когда техсовет формально обязан был дать отзыв на внедрение результатов моей диссертации в разработки ОКБ. Обсуждение, в основном, свелось к тому, что секретарь несколько раз остроумно произнес слово репукерация вместо поразившего его в заглавии работы - рекуперация. Вероятно, на этом основании, нисколько не стыдясь, научно-технический совет Объединения "Красная Заря", в котором формально считалась выполненной диссертация, не постеснялся объявить себя некомпетентным даже в той части, которая внедрена в собственную продукцию.
Но зато маленький человечек - начальник отдела (кем-то не без юмора означенного номером 1), бдительно защищая Родину, в течение двух месяцев наотрез отказывался подписать разрешения на выпуск диссертации: "Вот такие, как вы, пишут-пишут, а потом вдруг Государственные секреты оказываются у Наших врагов".
Как сейчас представляется, главной функцией Отдела была репрессивность по отношению к нашему брату - ИТРовцу: только он по собственному усмотрению мог выдать или, наоборот, не выдать обязательные Справки с печатью, в которых указывалось лишь две вещи: во-первых, что ты - Товарищ, а во-вторых, что допущен к работе. Оказаться в то время нетоварищем было несоразмерно драматичнее, чем сейчас негражданином в Прибалтике. Отчетливо припоминаю свои кошмарные сны тех времен о возможной потере этой Справки.
Но в тот раз на Красной Заре в конце концов все обошлось благополучно: по рекомендациям опытных товарищей я поставил начальнику Первого отдела поллитру. Ознакомившись с надписями на бутылке на чешском языке, он пришел в благодушное состояние, и, ни минуты не медля, разложив все мои бумаги лесенкой, тут же подписал их демонстративно без прочтения. Oh, yes! До чего ж добрый мужчина: всего-то за 0,5 да вовсе не читая ..!
Оно, конечно, не этично с моей стороны, но оправдываюсь тем, что при пробивании диссертации эта взяткодача была единственной. Только начальнику Первого отдела, а больше – никому.
надеюсь, что Вас могут заинтересовать и мои «Разноцветные воспоминания»
www.proza.ru/2010/01/09/225
Буду «счастлив вдвойне», получив на них Ваши критические замечания.
В поисках лучшей доли лично я много попрыгал по разным конторам. Количество авторских свидетельств и патентов у меня приближается к сотне. Думаю, что трудно найти такой отечественный городок, в котором сейчас не фурычило бы какое-нибудь из моих изобретений.
Комментарии
И думаю, почему других нет.
Наверное, что не нравятся оценки и тем и другим.
Хотя пожалуй они верны по сути..
Вероятно прикрывали некоторые проекты, но в целом не получалось увеличить производство. Причин много от энерговооруженности, до населенности с территориями и холодом.
Брежневское руководство и пришедшие им на смену перестройщики не знали, что делать с массовой безработицей, которая в СССР была неминуемой при массовом внедрении НТР. Поэтому искусственно сдерживали технический прогресс.
............
И не заметил, что уже В.Данченко.
Коменты выше у В.Данченко , думал вы были.
Царь и приспешники контролируют ТВ пространство.
Да, статью данную и ссылку не читал ( мельком).
\
короче - коды нет управы на управу
то кырдык приходит справно
=
слава 20-му съезду кпсс !
Хорошо, что сейчас неприятности в РКТ не вызваны советскими недоработками.
Скорре, наоборот.
Но тут наступила власть Ельцина, после окончания ВУЗа моя зарплата МНС стала меньше стипендии, голодные обмороки были через день, дочке нечего было надеть на ноги чтобы весть в садик и т.п. Зарплата была 11$ и её не платили по 4 месяца и я пошла халтурить к геохимикам на хроматограф. И там рассказала зав.лабу про то, что у нас было в ГИПХе. Он понял как это классно, но сразу сказал, что не это нельзя, потому что тогда всех 4-х тётенек уволят, а они все матери-одиночки, а безработных тогда были толпы.
Может хоть после этого вы перестанете мерять свою обиду недополученным куском колбасы... Которую Вы ныне имеете в изобилии но увы сомнительного Качества...
Или Вы только за счастье для себя любимого, но категорически против аналогичного счастья для других???
Спасибо за статью, улыбнуло!
-------------
Т.е. херню разработали в срок и сдали документацию без ошибок - халявная прогрессивка в кармане? А вы часом не звиздите?
Фундаментальное и нарочито замалчиваемое (чиновниками) отличие России от "остального" мира состоит в пренебрежении к наиболее продуктивному ресурсу – интеллектуальной собственности. Статья 769-4 Гражданского Кодекса РФ гласит: "Условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности)". Если для художественных, музыкальных и т.п. произведений права на интеллектуальную собственность хоть как-то соблюдаются, то для инженерного корпуса её как бы и нет! В массе случаев это требование многочисленными посредниками, экспертами и конкурсными комиссиями попросту "не замечается", идея автора считается как бы "ничьей" и её можно произвольно показать где угодно (на презентации, на выставке, по телевизору, в газете и т.п.) и обсудить и использовать кем и как угодно без участия автора).
Техническая документация охраняется не менее строго, чем плановая и финансовая. Документация передаётся не по расписке техархива “передал- принял”, а только на правах ноу-хау, по лицензионному договору, в котором оговаривается вознаграждение (роялти) автору (авторам) документации в течение всего срока реализации разработанных новшеств (это может быть и десять, и двадцать лет, возможна единовременная выплата, а размер роялти - до 10% прибыли от продажи).
эту работу. Американцы были удовлетворены. Внедрять разработку уже пару раз летал не руководитель, а молодой инженер.
За рубежом ни на одной фирме не допускается свободное посещение производственных цехов работниками других цехов даже этой же фирмы, не говоря уже о представителях других фирм и тем более зарубежных! В работающий цех не пойдёт даже президент страны. Объяснение простое: в его свите может оказаться опытный специалист, который, попав на работающее производство, моментально определит перспективный или вчерашний уровень технологии и, если он связан с конкурентами данной фирмы, то сообразит, как реализовать полученные сведения и впечатления.
Любые переговоры о каком- либо техническом или экономическом проекте не начинаются без предварительной проверки статуса и намерений собеседника (которая проводится разными способами) и без подписания “протокола о намерениях” и “протокола о конфиденциальности”. (Конечно, можно подписать что угодно и не выполнять подписанное. Но в “остальном мире” подобные случаи строго отслеживаются и “потерявший лицо” рискует навсегда вылететь из приличного общества).
За рубежом на межгосударственном и государственных уровнях введены унифицированные руководства, справочники, инструкции и методики по оформлению и представлению заявок на проведение НИР и ОКР по госзаказу (как гражданскому, так и по линии МО и специальных ведомств) или грантам. Методические материалы и формы (в том числе в электронном виде) общедоступны, изложены простым языком, доступны любому желающему – будь то учёный, студент или даже школьник.
Требования к новизне и полезности разработки должны быть сформулированы Госзаказчиком уже в извещениях о конкурсе.
Все члены конкурсной комиссии и привлекаемые к рассмотрению заявок посредники (консультанты, эксперты, референты, советники и пр.) должны дать письменную расписку о персональной ответственности за преждевременное разглашение (передачу третьим сторонам) сущности рассматриваемых заявок/работ – как это практикуется в работе патентных поверенных.
Общедоступность и равноправность участия в научно-технических конкурсах обеспечивает талантливым людям прозрачные социальные лифты.
Ну и брехлив автор....
Ф2. выдавалась ВСЕМ допущенным, а номерок человек получал ДО приема на работу....И не выдать Ф2 нач отд.1 просто НЕ ИМЕЛ ПРАВА....
--------------------------------------
Когда ум гаранта и модернизатора отказывается понимать как "объять не необъятное", остается одно, надкусить все яблоки призвав жаждущих.
Ни чего в РФ, после СССР не изменилось, как раньше не могли управлять, так и сегодня не могут править и что ещё хуже, каждого безработного не смотря на его возраст и заложенный в него объём знаний, на правительственном уровне принято считать дураком.
Был в мой жизни один случай. Работая в Калининградском ЦУПе (делали монтаж "сотки"), я изобрел способ уменьшения времени поиска не маркированных кабелей в несколько десятков раз. Бывало в помещении Главного Управления под паёлами лежали до трех сотен кабелей на дусяти -пятнадцати у которых была сорвана маркировка. Ну, бывает. То ботинком заденешь, то при укладке. Ну, а потом бегаешь по этажам и комнатам и шукаешь. иногда целый день на один кабель уходит. Ну, а сделал эдакую "искалку" по типу генератора частот и кабель в антенну. На поисковике резонансный контур и все. 5 минут и кабель найден. Все офигели. Давай, говорят рационализацию. Подал, а мне отказали. Мотив - не хрен при маркировке кабеля нарушать технологию. Я не в обиде. Подумал—и всё правильно.
--------------
Тогда тем более правильно, что не приняли "рацуху". Однако, если честно, я её "продал"-таки. Подошли как-то ко мне два местных инженера и предложили "загнать" им механизм по сходной цене. Знать прознали, что у меня не получилось. Ну, а я чего? Ничего. Два "пузыря" водки и "уважуха" бригады за "халяву". А они, как потом оказалось, протолкнули ее у себя. Фантастика!
---------
Одно я могу сказать. Наша монтажная организация была настолько мощная, что если бы такой прибор существовал, то он обязательно был бы на вооружении наших монтажников.
----------
Честно можно сказать , мы занмались herney .
---
Вполне возможно, что вы этим и занимались вместо работы. Только не могу себе представить, чтобы в советские времена были такие условия у кого-то. Контроль-то был четкий и ведомственность присутствовала.
----------------
Если честно, то мне как-то по этому прибору сомнительно стало. Я так понял, что это прибор переносной и у него обработка сигнала шла через осциллограф, вернее, на базе осциллографа. Ведь вы потом из него делали, по вашим словам, измерительный осциллоскоп. Но...если этот прибор шел как прибор для поиска кабелей, где датчиком служит резонансный контур, то оконечный каскад прибора может быть собран только на трубке с генератором пилообразных напряжений на очень узкий диапазон частот и амплитудным переключателем на два-три положения. Очень сомневаюсь, что из такого прибора можно сделать осциллограф не изменив полностью схему, монтаж и корпус. Скорее всего у вас был прибор для обнаружения скрытых сетевых кабелей или проводов, но там оконечник выполнен в звуковом варианте. Я прошу прощения за то, что не объяснил какие кабели и как они располагались. Кабели все были коаксиальные и шли из разных помещений ЦУПа. Получался такой змеиный клубок на площади с десяток квадратных метров до 300-400 кабелей. Вот из этого пучка и надо было найти один единственный.
-----------------
Такое впечатление, что мы жили и работали в разных государствах. Насколько я знаю (а знаю я очень много работал на разных предприятиях), в любой советской конторе новому работнику всегда выдавался инструмент согласно его обязанностям с нормой эксплуатации. Бывало теряли инструменты и тогда было очень трудно получить новый потому, что кто ж тебе его даст, если он на учете. А это значит, что контроль был. Даже когда я начинал работать пятнадцатилетним пацаном учеником токаря в какой-то автобазе, мне в обязательном порядке выдали индивидуальный штангенциркуль и комплект инструментов для моего станка (но это уже по получению разряда).
---------------
А кто запускает-то? А доложить не пробовали о нарушении? Или на собрании профсоюзном выступить? А, может, пытались остановить разгильдяйство? Или молча тряпочку в рот и "а мне что, больше всех надо?" и потом по углам шепотом и с оглядкой "вот же суки" да под стаканчик? Наверное так. Тогда не хрен сопли размазывать и страдать. Приборы хреновые, видишь ли, у них были. А, что вы делали для того, чтобы были приборы нормальные. Хотели, чтобы вам государство все на блюдечке с голубой каемочкой? Расплакался, блин.
Почитайте мою статью в журнале "Современная Электроника" 2015 год №8.
Зотя мне больше нравится 4. Анубиас Афцел, с листиком "петрушки" напоминающей "лапу" Какабидзе из 59 серии "В милиции".
Пентагону такая микроэкономика, вернее микро сетка и не снилась. Хотя, кто это ходил в тапочках с помпончиками в "Не бойся, Я с тобой"
Чавкой в снег укладывают нас,
Всех раздели до нательного -
Ксивки-то у вас поддельные!
Два часа там провалялися,
Все с башлями распрощалися,
Не вернули ксивы классные -
Морды там у нас прекрасные!
Припев.
Ну а Федька наш не виноват -
Всех ментура развела подряд,
Раздавая ксивы фраерам,
Отметая зелень веером!
В каждой области свои царьки,
И у них на служюе мусорки.
Как карман огромный надувать?
Да просто ксивы стряпать-продавать!