Экономический кризис - упущенный шанс российской экономики?
На модерации
Отложенный
Кризис говорят на дворе. Сейчас даже мода такая, кто кризисный прогноз страшнее сделает, тому от либеральной тусовки самые знатные лайки и репосты гарантированы.
Ну что же, внесу в копилку и свои пять копеек.
Давайте отложим в сторону контрпродуктивные причитания о «сырьевой игле» и попробуем взглянуть на экономику с точки зрения ее конкурентоспособности возможностей роста несырьевого сектора. И вот, если перестать размазывать кризисные сопли по лицу, то окажется, что таких уникальный возможностей, как на протяжении последнего года, у российский производителей не было никогда.
Почему я так говорю?
Да потому, что мне эти изменения на рынке заметны невооруженным взглядом. На протяжении последнего года наша компания еженедельно получаем по несколько запросов от российских малых и средних предприятий (МСП), которые ищут выход на европейские рынки. Среди них нет предприятий сырьевой отрасли, в основном они производят мебель, строительные материалы, системы безопасности, спортивный инвентарь и многое другое.
С подобным явлением за последние пять лет мы столкнулись впервые. Раньше поток всегда был обратным и основную часть клиентов составляли немецкие компании, которые как раз сейчас предпочитают не совершать резких движений в направлении российского рынка.
Что же случилось за последний год?
Во-первых, изменился курс рубля, он упал почти в два раза, что наверняка заметили все. Разумеется, для рядового потребителя это изменение имело очень серьезные негативные последствия – жизнь стала дороже. С другой стороны, именно этот факт резко сократил стоимость продукции, в которой высока доля добавленной стоимости, созданной в России. Проще говоря – данная продукция стала конкурентоспособной на западных рынках, так как имею прежнюю цену в рублях, она стала в два раза дешевле в евро или долларах.
Это явление либеральные экономисты предпочитают не замечать и воют белугами, требуя вернуть все назад, хотя именно они еще год назад слезно просили повысить конкурентоспособность экономики.
Другой фактор, толкающий российские предприятия искать пути экспорта, связан со сжатием доходов населения внутри страны, то есть с пресловутым кризисом. У потребителей стало меньше средств из-за роста цен импортной продукции и инфляции, а значит для сохранения объемов производства нужно искать новые рынки.
То есть у российских предприятий среднего и малого бизнеса сегодня есть острая потребность для поиска выхода на внешние рынки и есть удобная для этого макроэкономическая конъюнктура.
Достаточно ли этого?
Увы, но есть все основания полагать, что этот уникальный шанс для развития российского несырьевого сектора экономики будет профукан, так как эффект от падения курса рубля имеет временный характер. То есть через какое-то время произойдет адаптация рынков к новым условиям, и мы окажемся ровно там, где и были год назад.
Чтобы добиться успеха, действовать надо быстро и решительно, оказав средним и малым предприятиям эффективную поддержку по выходу на новые рынки. Но способно ли государство сейчас сделать это?
Тут действует старый принцип, про сани, которые нужно было готовить летом, а на дворе уже, судя по всему, первые морозы.
По факту же, вместо создания эффективных мер поддержки российских СМП при выходе на международные рынки, на протяжении последних лет вкладывались колоссальные средства в развитие так называемых инноваций, которые дадут свои плоды в лучшем случае 2035 году.
Если задуматься, о проблемах, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия при выходе на рынки ЕС, то их по большому счету всего несколько:
Во-первых – коммуникация, далеко не все владеют иностранными языками, а рынок консалтинга на этом направлении находится в зачаточном состоянии. Это серьезно осложняет российским предприятиям самостоятельный поиск деловых партнеров за рубежом.
Во-вторых – это очень серьезные сложности с сертификацией продукции на соответствие нормам ЕС. Это очень дорогостоящая и сложная процедура. Как правило, сертификация одной модели продукции стоит не менее 5 тысяч евро, что для малых предприятий очень серьезные деньги, а при значительном ассортименте – это могут быть суммы непосильные даже для средних предприятий.
И в третьи – проведение маркетинговых мероприятий за рубежом тоже стоит денег, поездки на выставки сопряжены с вывозом образцов, оформлением виз, арендой выставочных площадей, использованием переводчиков и так далее.
Ну и не в последнюю очередь, определенную роль играет тот факт, что многие малые предприятия России находятся на упрощенной системе налогообложения, и не могут возвращать НДС, что приводит к тому, что с российской продукции НДС фактически взимается дважды. Виной тому, на мой взгляд, ошибочность подхода к облегчению налогообложения для малых предприятий в области НДС и серьезное рвение налоговиков при отказе в его возврате, в результате чего у многих предпринимателей сам разговор о НДС вызывает мандраж.
Во всем цивилизованном и не очень мире данные проблемы предприятиям помогают решать государственные структуры вроде Торгово-промышленных палат и специальных подразделений министерства экономики.
Действуют они по двум направлениям: во-первых, предоставление консалтинговых услуг и аналитической информации, во-вторых, субсидирование СМП при выходе на международные рынки, то есть государство перенимает часть средств затраченных на маркетинг и сертификацию.
В России тоже принимаются попытки сделать что-то в этом направлении, давайте рассмотрим их подробнее: Программа государственной поддержки экспорта в Российской Федерации была принята аж 2003 году.
Она предполагала широкий ассортимент мероприятий направленных на поддержку экспорта российских не сырьевых предприятий. Увы, за 12 лет было сделано не так уж и много.
Во-первых, на основе торговых представительств РФ должны были быть созданы возможности для информационно-консультационного обеспечения экспортеров. Чтобы оценить весь размах проделанной работы, предлагаю заглянуть на страницу Торгового представительства России в Германии. Предполагается, что российские предприятия, столкнувшиеся с проблемами на рынке ФРГ смогут с помощью этого сайта найти поддержку со стороны посольства РФ и Министерства экономики.
http://www.rfhwb.de/
Поистине завораживающий экскурс в сайтостроительство первой половины 90-х. Не спасает даже ссылка на инновационное Сколково.
Интересно, сам господин Улюкаев знает, в каком виде он представляет российский бизнес в Германии?
Не отстают и торговые представительства регионов – вот очень интересный сайт торгпредства Санкт-Петербурга в Германии, города, некогда считавшегося окном в Европу:
http://www.spb-hamburg.de/
Очевидно, что работа в гамбургском офисе торгпредства кипит. Последнее обновление на сайте относится к январю 2014 года.
Несколько лучше идут дела у Торгово-промышленной палаты РФ в Германии:
http://germany.tpprf.ru/ru/
На сайте уже есть некоторый спектр услуг, который теоретически должны помочь предприятиями при выходе на зарубежные рынки, правда, далеко не всегда понятно, что под данными услугами имеется в виду и сколько они стоят и как их можно получить. И при всем желании невозможно сравнивать объем оказываемых услуг, например с тем, которые оказывают своим предприятиям из Германии немецкий аналог торгово-промышленный палаты в Москве.
При этом членство для предприятий в ТПП стоит совершенно реальных денег – минимум 100 тысяч рублей в год.
Хотя есть и определенные достижения.
Наконец-то была создана система страхования экспортных сделок, хотя количество воспользовавшихся ими предприятий за 2014 год немногим превышает сотню.
http://www.exiar.ru/
В 2014 году создан «Единый портал внешнеэкономической информации», где собрана полезная информация для экспортеров.
www.ved.gov.ru
На региональном уровне создано около 50 центров поддержки экспорта, хотя мне лично не очень понятен уровень консалтинговых услуг, который могут в этом направлении оказать эксперты из какого-нибудь Ханты-Мансийска. О том, то там все идет не очень гладко, говорит тот факт, что вот на этой странице должны быть представлены презентации регионов, демонстрирующие их привлекательность для зарубежных инвесторов – большинство регионов с этой задачей пока не справилось.
Тем не менее – это хоть и очень запоздалое, но полезное решение.
В общем, консультации – это всегда приятно, но увы, реальный рубль в потной ладошке – это зачастую гораздо полезнее тысячи слов бизнес-консультанта. И в вопросе субсидий, все совсем не так замечательно, как хотелось бы.
Так в соответствии с Программой поддержки экспорта вопрос оказания субсидий предприятиям при выходе на зарубежные рынки решается на региональном уровне. Поэтому некоторые регионы предлагают субсидии, например для CE сертификации для европейского рынка, или участия в выставках, а другие нет. Да и информация о возможности получении этих субсидий известна далеко не всем предприятиям, даже среди тех, кто имеет на это право.
В этом вопросе было интересно взглянуть на Турцию, которая давно осознала значение европейского рынка для себя. Так получение сертификатов для европейского рынка субсидируется для турецких предприятий в размере 50%, участие в выставках за рубежом – до 75%, для отдельных категорий предприятий субсидируется открытия офисов за рубежом и арендная плата.
Кризис – это удачный момент для того, чтобы подготовится к тому, что готовит нам будущее. Увы, но последние 12 лет, были потрачены не самым оптимальным образом, в результате уникальная шанс для выхода российских предприятий на новые рынки рискуют быть бездарно упущенным, если не начать действовать уже сегодня. В противном случае, мы так и будем уповать на нефтяную иглу и гипнотизировать взглядом курс доллара и цену барреля. И тогда следующего девальвационного скачка могут не выдержать не только многие российские предприятия, но и некоторые политики.
Комментарии