Новое отношение к революции

На модерации Отложенный

Александр Дугин, философ:

7 ноября перестал быть красным днём календаря, потому что, он слишком долго, слишком навязчиво... Мы не можем сегодня обладать достаточной дистанцией для того, чтобы по достоинству оценить советский период, адекватно понять содержание того, чем был Октябрьский переворот семнадцатого года. У нас слишком политизированное и слишком неверное отношение к этому. Одни защищают всё, что там было и в советском строе, и в семнадцатом, революции семнадцатого года, другие всё поносят. Это совершенно исторически не верно - ни первое, ни второе. Соответственно, этот праздник у одних он вызывает жёсткую неприязнь, у других восторг. А той дистанции, которая позволила бы поместить советский период в логику русской истории, понять его закономерности, понять его эксцессы, понять его резонанс с самой структурой русского бытия исторического или диссонанс с этой структурой - для этого у нас просто недостаточно прошло времени с конца советского строя.

Советский строй проделал очень интересный период. Он возник, родился в октябре семнадцатого года, он состоялся, свершился, достиг своего тотального объёма при Сталине и потом он стал медленно засыпать, умирать. Как будто мы имеем дело с каким-то существом – вот его юность, вот его детство. Как он с кровью вылезает из чрева матери. Потом он достигает своего пика, своего акме при Сталине, а потом он начинает деградировать, стареть при Брежневе и умирает при Горбачёве, когда у него выступают эти Горбачёвские трупные пятна. Как будто судьба человека. Какого человека? Очень сложного! Каков этот советский период? Очень сложный, очень противоречивый. Это часть нашей национальной истории, безусловно. Это нельзя всё сводить к теориям заговора. В том, что какие-то внешние силы захватили власть в России. Это не исчерпывает, не объясняет нам ничего. Нельзя говорить, что это расцвет, пик, что мы всегда шли к этому. Ну, а куда девать разрушенные церкви? Куда девать уничтожение русской интеллигенции, обрыв исторической преемственности? Тоже нельзя на это просто закрыть глаза. Поэтому мы должны найти пропорции. Эти пропорции очень тонкие. Их надо искать с любовью. С любовью к народу, в первую очередь. С любовью к истории. Как только мы любовь заменяем на ненависть, когда начинаем: "Долой там, например, коммунистов!" или: "Долой царизм Белых – реставраторов белого буржуазного строя!", мы сразу от режима любви переходим к режиму ненависти. А это - плохой советчик. В данном вопросе потешник собственной истории – очень плохой советчик. Для того, чтобы, таким образом, по достоинству оценить праздник седьмого ноября, смысл того, что произошло в октябре семнадцатого года – нам нужны две вещи: дистанция и любовь. Т.е. спокойная, рациональная дистанция, чтобы можно было взвесить эти различные факторы, систематизировать, собрать воедино, сопоставить – такая холодная, спокойная, методичная работа духа - и там должна быть, конечно, любовь. Любовь к своему народу. И тогда, даже, если мы будем что-то осуждать, мы будем это делать с болью – потому, что будем осуждать своих дедов, своих отцов, самих себя, в каком-то мысле. Если мы будем что-то принимать – это будет ответственно. Мы будем говорить: "Да – это было так, и мы несём за это ответственность. Не только за хорошее, но и, в каком-то смысле, за плохое". Вот для того, чтобы так поступить с этим праздником, с этой датой и, вообще, с советским периодом у нас совершенно, на мой взгляд, нет никаких объективных предпосылок. Поэтому мы его отложили этот праздник. Мы его отложили из самого стремления сделать из него день примирения, но это неверно. Гражданская война, а до этого революция разделила наше общество. Разделила наш народ на две части. И у тех, и у тех была своя правда. Красная правда и белая правда. Для того, чтобы понять в чём правда была эта и у тех, и других - для этого требуется очень серьёзное погружение в это. Серьёзное растворение, соучастие в этом, а простым примирением, что те и те молодцы, или, те и те дураки - это невозможно.

Примириться можно на чём-то пустом, промежуточном, а нам надо понять правду и тех и других. Поэтому я думаю, что этот праздник следует отложить. Люди, которые стоят сознательно на стороне советского режима, пусть они его празднуют. Те, кто сознательно выбирает белую сторону – это тоже возможно, пусть они в этот день поминают жертвы октябрьского переворота и тех жутких, конечно, бедствий, которые обрушились на Россию вместе с коммунистами и комиссарами. И те, и другие имеют на это все основания. Но пока ни диалога, ни какого-то совместного консенсуса в обществе быть не может. В этом отношении я считаю, что многие думают, что день Национального Единства, четвёртого ноября, заменяет день октябрьской революции и говорят: "Вот это подделка!". Нет. Это очень правильно. Есть безусловные вещи. Потому что, в отношении к полякам, католикам, захвативших Москву, Лжедмитрию, у нас нет никаких разногласий. И красные, и белые, и патриоты, и коммунисты любые все - русские люди, знающие свою историю россияне, безусловно, отвергают одних и поддерживают других. Это нас сближает. Так вот, я хочу сказать – я согласен, да, праздник 4 ноября учреждён вместо праздника 7 ноября. Т.е. праздник очевидного согласия нашего народа в отношении одной исторической даты, заменил собой праздник, напоминающий о той дате, где такого согласия нет и которая нас разделяет. Всё совершенно разумно.

А, что касается революции, я думаю, что мы ещё много раз будем возвращаться к этим событиям и советского периода. Много раз пересмотрим своё отношение к русской истории, и это естественно. Народ живёт. Он по-разному меняется. Народ по-разному оценивает те или иные события. И тот факт, что история переписывается, в каком-то смысле, это не так и плохо. Потому что, человек не может быть безразличен к своему прошлому. Он, иногда бывает период, когда он слишком активен в переписывании истории, иногда, наоборот, он принимает то, что есть, когда всё устаивается, но вот это живой интерес к истории, попытка в ней разобраться, пережить её заново – это соучастие тех, кто живёт сегодня в событиях прошлого, которые сделали их бытие возможным и сделали таким, как он есть, что может иногда выражаться в переписывании истории, если угодно, или в живом к ней отношении. Это не так плохо, по крайне мере, у этого есть положительные стороны, но уже к какой-то окончательной формуле, конечно, должны приходить путём всенародной поддержки. Как в отношении 4 ноября 1612 года. Эта дата безусловная, как и победа в 45 году 9 мая – это безусловная дата, также как и победа над Наполеоном. Здесь двух мнений быть не может. Ну или, либо речь идёт о каких-то поилицах. А вот в отношении Октябрьской революции – это более сложно. Отсутствие консенсуса, на мой взгляд, заставляет нас перевести праздник из, скажем, общероссийского в местночтимый. Как есть святые общероссийские, как Иосиф Волоцкий, например, святой, а есть местночтимые, такие как Нилсорский, к примеру. Они- и те, и те почитаемы, но при жизни они были идеологическими оппонентами в рамках спора нестяжателей и иосифлян. Поэтому я думаю, что праздник Октябрьской революции - это месточтимый праздник, его празднуют в красной области или красные сегменты нашего общества, просоветские люди, и я считаю, что они имеют полное право его отметить. Но часть белых или часть несогласных с ними может сделать это Днём памяти. Само событие это важнейшее. Никто его не вычёркивает. Забывать о нём мы не должны ни с какой точки зрения, а вот объединяться мы должны на празднике 4 ноября общими колоннами: красными, белыми, все патриоты, молодыми, пожилыми, да не важно-это то, что нас объединяет.