Неизвестные подробности «финской» войны

На модерации Отложенный
Черчиль и поляки

Финский генштаб в декабре 1939 года разработал план вторжения на территорию СССР экспедиционных сил Запада в Северной Карелии и на Кольском полуострове. Сейчас большинство националистических и либеральных авторов утверждают, что финская армия готовилась сражаться полгода и полгода ждать помощи Запада. Так написано и в Википедии. Откуда данный факт им стал известен — авторы не поясняют. На самом деле финны ждали западного вторжения на территорию СССР уже в декабре.

Сто тысяч человек из армии вторжения должны были быть поляками (для этого в ноябре 1939 года Польша объявила войну СССР). Кроме того, ожидались и чехи. При этом стоит вспомнить, что СССР был единственным государством которое выступало в защиту Чехословакии и готово было защищать ее независимость с оружием в руках. А те кто Чехословакию предал в Мюнхене, собирались отправить чехов воевать против СССР.

13 декабря 1939 г. министр иностранных дел Финляндии В.Таннер обратился к английскому посланнику с предложением привлечь находившийся в портах Великобритании польский флот для операций против советских войск. Конкретно речь шла о том, чтобы «…союзники открыли Финляндии путь для снабжения», направив польские военные корабли в Петсамо. Очевидно, здесь В.Таннер имел в виду нескольких польских эсминцев и подводных лодок, которые осенью 1939 г. покинули Балтийское море и присоединились к английскому флоту. Таким образом. В.Таннер предлагал англичанам использовать остатки польских ВМФ для того, чтобы Западу открыть боевые действия против СССР.

Англичане план одобрили, в принципе. Как ни странно, но заартачился Уинстон Черчилль. Черчилль «прямо сказал, что поскольку Германия противник № 1. то войну не надо расширять». Галифакс даже просил Сикорского «повлиять на Черчилля». Поляки даже американцев просили «воздействовать на Черчилля».

Сами же западные интервенты планировали осуществить две десантные операции: одна предполагала высадку экспедиционных сил в Норвегии (около 5 000 человек) и наступление отгула в направлении Северной Финляндии, а другая — десантирование войск в Южной Швеции (свыше 100 000 человек). Причем непосредственно на финляндском направлении должен был действовать ограниченный контингент войск — не более 13 000 человек.

Финляндию об этих решениях даже не информировали. Только 22 февраля 1940 г. в ставку Маннергейма прибыл английский генерал К. Линг, который «объяснил маршалу, что англичане не хотят продвигаться дальше Северной Финляндии». Теперь в Хельсинки стали понимать, что вероятность высадки союзных войск в Петсамо выглядит крайне проблематично.

Маннергейм понял, что его «кинули» — и стал подумывать о переговорах и условиях сдачи.

Забегая вперед, стоит сказать, что польские националисты и либералы вообще воевать с немцами не хотели. Ни в какую! Уже во время Великой Отечественной войны польская армия Андерса уклонялась от участия в боевых действиях против немцев всеми им известными способами. По-настоящему не на жизнь, а на смерть польские либералы и националисты решили с немцами сразиться только однажды – во время Варшавского восстания. Но не столько для того, чтобы выгнать немцев, сколько для того, чтобы не пустить русских.