«Железный мэр» Москвы, Юрий Лужков, теряет контроль

Он заклеймил гомосексуалистов как сатанистов, отправил истребители (так в тексте — прим. ред.) разгонять облака, чтобы обеспечить хорошую погоду на праздники и дал приказ милиции разгонять антикремлёвские демонстрации. Как мэр, Юрий Лужков управлял Москвой железной рукой последние 17 лет.

Однако оставаясь на последние два года своего четвёртого срока, мэр-популист попал под огонь критики, что, как некоторые полагают, может служить сигналом о начале конца третьего самого могущественного политика в России.

Наиболее известная критика, обращённая к Лужкову, заключается в том, что он использовал своё положение, чтобы помочь бизнесу Елены Батуриной, его жены в течение 18 лет и богатейшей женщины России.

В своей беспрецедентной публичной атаке, Владимир Жириновский, прокремлёвский ультранационалистический лидер, на прошлой неделе призвал Лужкова уйти в отставку, из-за того что он контролирует «самую грязную и наиболее коррумпированную местную власть в истории России, которая является местом проведения наиболее худших мошеннических схем».

Жириновский также обвинил мэра в подтасовке прошедших местных выборов в угоду кремлёвской партии. (Имеются в виду выборы в Мосгордуму, прошедшие в октябре 2009г, на которых победила партия «Единая Россия» — прим. переводчика).

В недавно прошедшем опросе общественного мнения, на вопрос «верите ли вы в слухи о том, Лужков коррумпирован и что он помогает бизнесу своей жены»; 61% ответили — да. Только 1% полностью отвергли слухи как «абсолютно лживые». Популярность мэра резко упала до 36% после того как составляла около 50% ещё в апреле.

«Кампания против Лужкова ведётся прокремлёвскими силами. Есть приказ преследовать его, но мы не хотим принимать в этом участия», — сказал Сергей Митрохин, лидер либеральной партии «Яблоко», которая ввиду распространения власти Кремля на парламент полностью потеряла все свои депутатские места.

«Мы не хотим его увольнения, потому что тогда они могут назначить кого-нибудь, кто не был избран и который сделает для Москвы всё, что захочется Кремлю».

В сентябре, Борис Немцов, ведущий оппозиционный политик, опубликовал отчёт, в котором он обвиняет мэрию в предоставлении прибыльных контрактов строительной компании «Интеко» принадлежащей Батуриной, в то самое время, когда её муж возглавляет величайший со времён Сталина строительный бум в Москве. Критики обвиняют Лужкова в том, что он разрешил мэрии уничтожить сотни исторических зданий для того, чтобы освободить место для блестящих строительных прожектов.

«У нас есть неопровержимое доказательство, — утверждал Немцов, — что Лужков протежировал «Интеко» когда подписывал разрешение на коммерческое развитие, делая Батурину самой богатой женщиной в России».

Леонид Гозман, ещё один член российской оппозиции, находящейся в осаде, публично призвал возложить на Лужкова ответственность за разгул коррупции в Москве.



Батурина, 46 лет и 73-х летний Лужков полностью отвергли все обвинения и подали иски против Немцова и Гозмана. Лужков назвал отчёт Немцова «полным лжи».

Мэр сказал что он насчитывал около 10 судебных дел в год за последние 17 лет — многие из которых были связаны с успешным бизнесом его жены. «Это впечатляющее количество», — сказал он.

Батурина, которая прошла путь от заводского рабочего до единственной в России женщины-миллиардера — которая, по словам журнала «Форбс», вышла из финансового кризиса с прибылью в 550 миллионов фунтов стерлингов — отвергла обвинения в том, что Лужков имеет отношение к её успеху. Некоторые российские эксперты убеждены, что её реальный доход значительно больше указанного в «Форбс».

В последовавшем ударе по имиджу первой пары Москвы, Шалва Чигиринский, в прошлом один из крупнейших в городе владельцев недвижимости и нефтяной магнат, сообщил в документах, представленных в Верховный суд Лондона, что Батурина тайно владеет долей в производстве нефти.

Согласно Чигиринскому, он вступил в партнёрство с Батуриной в 1999 году потому что «ни один проект мэра не может работать в городе без её участия».

Батурина сказала, что обвинение в партнёрстве в производстве нефти с Чигиринским «не только неправильно, но и идёт вразрез с правдой».

Некоторые московские инсайдеры* говорят, что кампания против Лужкова началась после того, как Владимир Путин, премьер-министр, закрыл разросшийся оптовый рынок по подозрению, что там торговали контрабандным товаром. (Имеется в виду закрытие Черкизовского рынка в г. Москве — прим.переводчика)

Рынок принадлежал Тельману Исмаилову, близкому другу Лужкова, который как, предполагается, разозлил Путина тем, что потратил 40 миллионов фунтов стерлингов (около 2 млрд. рублей — прим. ред.) на экстравагантную вечеринку на открытии нового отеля на турецком курорте.

Несмотря на экономический кризис, Исмаилов доставил 110 килограммов белужьей икры и оплатил Пэрис Хилтон, Шэрон Стоун и Ричарда Гира, чтобы они сопровождали открытие праздника в Мардан-Палас, который имеет 560 комнат, площадь в 5 акров (около 20 тыс. кв. метров — прим. ред.) и стоил 1 миллиард долларов. Последовавшие проблемы Исмаилова были интерпретированы некоторыми как предупредительный выстрел по Лужкову, который также принял участие в вечеринке.

«С моей точки зрения, мы видим начало конца долгой власти Лужкова, — сказал бывший кремлёвский помощник, который знает мэра. — Его или попросят уйти до окончания срока или скажут больше не выставлять свою кандидатуру».

«Так или иначе, Кремль начал осматриваться вокруг, чтобы найти кого-нибудь, кто займёт богатейший и важнейший пост в России»

Примечания:

* Инсайдер (англ. insider) — член какой-либо группы людей, имеющей доступ к информации, недоступной широкой публике.