16 октября в Челябинске, в Центральной городской библиотеке имени Пушкина, состоялась встреча читателей с писателем Мариэттой Чудаковой. Мариэтта Чудакова — литературовед, председатель Всероссийского булгаковского фонда, автор многих книг, специалист по литературе советского периода. Заявленной темой встречи был актуальный вопрос: «Литература в школе: читаем или проходим?». Именно так называется одна из книг писательницы.
Одна из книг писательницы называется «Егор» и посвящена Егору Гайдару. По мнению Чудаковой, Гайдар является одной из самых выдающихся личностей ХХ века, а его заслуги перед Россией не оценены по достоинству. Задача книги «Егор» — помочь учителям-историкам изучать 90-е годы. В течение последних пяти лет при поддержке фонда Гайдара и фонда Ельцина проводится конкурс библиотекарей «Время Гайдара», по книге «Егор» пишут сочинения школьники.
О Светлане Алексиевич, получившей Нобелевскую премию по литературе, Чудакова отозвалась положительно, выразила негодование в связи с поношением Алексиевич и назвала выдуманным ругательством слово «русофобия». Надо сказать, что в своей беседе с собравшимися в зале Мариэтта Чудакова использовала выражения типа «тупость моих сограждан», «тут, надеюсь, собрались здравомыслящие люди» и тому подобное.
В заключительной части беседы писательница представила аудитории книги, в числе которых, помимо упомянутой книги «Егор», были «За нашу и вашу свободу» — книга о советских диссидентах, переведенная с французского языка, а также какая-то книга о Катыни (в связи с ней было упомянуто польское посольство).
И вот тут я подхожу к самому главному. Беседа Чудаковой с читателями длилась два часа. За два часа непосредственно литературе и русскому языку было уделено самое большее минут тридцать. Большая же часть монолога состояла из полного набора антисоветских штампов. Было упомянуто и о Солженицыне (с очередной ремаркой «тут ведь умные люди собрались»), и о бездарном руководстве и чрезмерных жертвах во время Великой Отечественной, и о том, что слово «раскулаченные» нужно брать в кавычки, ведь на самом деле они были просто работящими крестьянами.
О пути России было сказано так: «До сих пор 86 или 90 процентов поддерживают то, благодаря чему от нас все отвернулись, кроме КНДР и Зимбабве». И о том, что мы должны выбрать: «либо мы часть Европы, либо мы часть Азии».
Однако ключевыми, на мой взгляд, были следующие слова, сказанные в связи с книгой о Катынском расстреле: «Это мы их убили. Когда-то нужно признать преступления, сколько можно ходить по кругу». И сказано это, конечно, о советской истории в целом. Вот она, десоветизация: вся Россия — большая Катынь.
И последнее. Читатели могли письменно задать вопрос из зала, всего было задано четыре вопроса. Три из них касались преподавания литературы, а в четвертой записке был вопрос об отношении Мариэтты Чудаковой к монументу «Родина-мать». Писательница ответила на этот вопрос, что фигура подавляет, противоречит законам физиологии и так далее. «Вот Неизвестный, — сказала Чудакова — что не сделает, все к месту. А Вучетича — верю, что когда-нибудь снесут».
Вот так, дорогие граждане. О том, что над Россией хотят вершить суд, говорилось уже не раз. И беседа в зале челябинской библиотеки, как ни странно, в точности говорит мне о том же самом.
Комментарии
И паразитируют на этом.
А как в нашей песне поётся?
- Но паразиты никогда!