Обзор осенних руин экономики Руины

На модерации Отложенный

                Александр Роджерс

Меня постоянно пытаются убедить в двух вещах:

а) запад обязательно поможет им и удержит режим Порошенко-Яценюка на плаву;

б) в экономике Украины не всё так плохо, как я пишу.

 

По первому утверждению у меня встречный вопрос, на который пока никто не дал ответа: что мешало США дать денег до 23 сентября и не допускать технического дефолта? Особенно, если как некоторые любят утверждать «они же могут напечатать любое количество долларов»?

 

Во-первых, не нужно воспринимать «Запад», как некий монолит, синхронно действующий для выполнения некоего плана. Планы может и есть, но внутри западной коалиции полно внутренних противоречий и конфликтов интересов – как на уровне разных стран, так и на уровнях финансово-промышленных групп, корпораций и партий. И, например, республиканцы постоянно гадят Обаме исключительно потому, что он демократ. Или лоббисты финансистов противостоят лоббистам военно-промышленного комплекса. И я уже молчу о конфликтах интересов США и Франции или Германии.

 

Во-вторых, Минфин США сообщил, что порог госдолга будет достигнут в очередной раз уже 3 ноября, быстрее, чем планировалось. Поскольку расходы оказались выше, а налоговые сборы ниже, чем планировалось. И раз дело идёт к выборам (а в США дело всегда идёт к выборам), то республиканцы, скорее всего, снова будут шантажировать Белый Дом тем, что откажутся поднимать порог госдолга. Тот ещё геморрой для администрации Обамы, в результате которого ему каждый раз приходится идти на значительные уступки.

И добавлять к этому геморрою ещё несколько миллиардов для какой-то Украины, при этом не видя чётких перспектив, что эти деньги не то, что вернутся (понятно, что на это надеяться бесполезно), но и просто не будут разворованы и дадут хоть какой-то результат в интересах США? Тем более что у США таких «украин» целая куча по всей планете, и все дырки долларами не зальёшь.

 

В-третьих, повторюсь, если бы Вашингтон имел возможность и видел целесообразность дать Киеву денег, то он бы их уже дал. Но реальность противоречит моим оппонентам, а, как говорил Карл Маркс, «Практика – критерий истины».

 

А теперь перейдём ко второму утверждению моих оппонентов, и посмотрим с цифрами и фактами, насколько успешны постмайданные останки Украины.

1. Базовый параметр, который всегда определяет состояние любой экономики – валовый внутренний продукт, ВВП. До майдана он составлял 170 миллиардов долларов в год, в этом году по всем прогнозам будет в пределах 80-85 миллиардов долларов (мои расчёты говорят, что будет не больше 75-76, но ладно). Падение за два года в два раза. Катастрофа, равной которой я, если честно, даже не припомню в новейшей мировой истории. Разве что по последствиям сравнимо с ирано-иракской войной, развязанной Саддамом Хусейном. Но даже там падение длилось свыше семи лет, а тут побиты все антирекорды.

 

2. Внешний государственный долг. Внешний долг был 58 миллиардов плюс 3 миллиарда, которые дала Россия – то есть 61 миллиард (а про 74 миллиарда Яценюк, как обычно, врёт – можете поднять предновогодние аналитические публикации 2013 года). Стало – 70,5 миллиарда, то есть вырос примерно на 9,5 миллиарда.

Причём, по состоянию на 30 июня 2015 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 68,3 миллиарда долларов, а уже на 31 августа он составил 70,56 миллиарда долларов. Всего за два месяца госдолг вырос на 3,24% (или 2,2 миллиарда). Сокращается? Ну-ну.

 

3. Золотовалютные резервы. На конец 2013 года, невзирая на начавшийся евромайдан, ЗВР Украины составляли 20,4 миллиарда долларов. Сейчас заявляют о 12,6 миллиарда. То есть падение золотовалютных резервов за неполные два года составило 7,8 миллиарда долларов.

 

4. Падение экспорта. Экспорт в Россию в результате русофобских действий кабмина Яценюка упал примерно на 65% (и продолжает падать, в том числе и благодаря дебильным антироссийским «санкциям»), экспорт в страны ЕС упал в диапазоне от 35 до 60% (в зависимости от страны).

И это после подписания соглашения об ассоциации, после которого украинцам обещали открытый доступ на рынки Евросоюза (а в результате, наоборот, существенно закрыли эти рынки экспортными квотами почти по всем направлениям).

 

5. Состояние банковского сектора. За последние полтора года закрылось (обанкротилось или ушло с украинского рынка) около 60 банков, и закрытие ещё около 40 планируется на следующий год. И это не удивительно. Валютные депозиты населения сократились за прошлый год на 37%, за неполный этот ещё на 22,2% (то есть в сумме примерно на 60%). Гривневые депозиты за тот же срок, невзирая на практически троекратную девальвацию гривны, просели примерно на 30%. То есть в валютном эквиваленте сократились на 70%. И это при действующих жёстких ограничениях на преждевременное снятие вкладов, в особенности валютных!

Как говорила та же Гонтарёва в прошлом году «При падении массы депозитов на 30% банковская система выжить не может». Хоть в чём-то не соврала.

Банкам просто нечем осуществлять операционную деятельность, нет базы для формирования мультипликатора, подавляющее большинство из них не выполняет требование по 10%-м резервам. Они не могут содержать прежнего количества отделений, в результате одних только банковских работников за год было уволено свыше 30 тысяч. Поддержка евромайданов – это очень дорого и больно.

 

6. Безработица. По данным ФПУ только за год число безработных выросло на 2,5 миллиона (официальная статистика рисует в два раза меньшую цифру). То есть больше нищих, меньше покупательная способность населения, меньше экономическая активность, меньше налогов, меньше поступлений в Пенсионный Фонд и так далее.

 

7. Основные позиции экспорта просели по прибыльности. Продукции химпрома в этом году импортировали больше, чем экспортировали (если не ошибаюсь, впервые за все годы существования «независимой» Украины). Цены на сталь упали с 530 долларов за тонну в начале года до 150, а сейчас вяло доковыляли обратно до 220 долларов за тонну. А в сельском хозяйстве и в лучше годы рентабельность составляет 3-4%, то есть не разбогатеешь (во всех странах ЕС оно вообще дотационное).

Где драйверы роста, чтобы вещать о каком-то потенциальном возобновлении? IT? Так айтишные конторы массово бегут с Украины, закрывая свои украинские офисы илипереводя их в другие страны с более благоприятным для айти-отрасли климатом – в Польшу, Беларусь или Россию. Так что будет драйвером мифического роста?

 

8. Учтите, что при этом новые кредиты Украине не хотят предоставлять, даже невзирая на рекордно высокую доходность по ним (доходность по украинским евробондам сейчас составляет 46-48% годовых), поскольку это практически безнадёжные вложения, которые никогда не удастся вернуть.

 

9. Киев уже объявил муниципальный дефолт, состояние финансов провинциальных городов зачастую ещё хуже, просто их руководство в большинстве не смеет этого озвучивать, опасаясь репрессий.

 

10. При этом бизнес просто выкручивают и высушивают, заставляя платить лишние налоги с несуществующей прибыли и не возвращая НДС. Сумма задолженности режима перед бизнесом уже составляет 48 миллиардов гривен.

 

11. И если сейчас курс гривны к доллару из последних сил удерживают, то после выборов (то есть уже менее чем через две недели) он неизбежно упадёт. Это признает даже большинство киевских экономистов.

 

12. А тут ещё Яценюк и Яресько врут про реструктуризацию долгов. Какие вообще можно вести дела с откровенными лжецами? Кто в здравом уме будет это делать? Подобная публичная ложь способна только оттолкнуть даже тех, кто был согласен на реструктуризацию, но никак не привлечь тех, кто от неё отказывался (а таких на сегодняшний день большинство, кворума на заседаниях достичь не получается).

 

Ну, давайте, расскажите мне, как хорошо жить на Украине, и как «заграница им поможет». Только, будьте любезны, обосновывайте свои теории цифрами и фактами, как это делаю я. Потому что я слегка вышел из того возраста, когда нравится фэнтези.