Смешная трагедия Кюхельбекера

На модерации Отложенный
Друг и однокурсник Александра Пушкина по Царскосельскому лицею, будущий декабрист Вильгельм Карлович фон Кюхельбекер обладал литературным даром. Причём несомненным и оригинальным даром. Литературная деятельность Кюхельбекера была разнообразна: он был поэтом, драматургом, прозаиком, переводчиком, журналистом и критиком.
 
В начале 20-х годов XIX века, ещё до своего участия в восстании на Сенатской площади, Вильгельм Кюхельбекер приступил к написаниюпоэтической трагедии в пяти действиях с хорами под названием «Аргивяне». Сия трагедия была основана на сюжете из античной истории. Она изображала борьбу республиканского Коринфа против тирана Тимофана.
 
Автор стремился показать неизбежность крушения самодержавной власти от рук героев-тираноборцев. Трагедия «Аргивяне» была полна революционного пафоса и носила ярко выраженный агитационный характер в ущерб исторической достоверности. При жизни Кюхельбекера эта трагедия так и не была полностью опубликована. Напечатаны были только некоторые отрывки из неё.
 
В один из дней Вильгельм Кюхельбекер отдал для продажи несколько экземпляров «Аргивян» швейцару Английского клуба. Тот пообещал распространить драму в стихах среди членов элитного дворянского собрания. Спустя некоторое время Кюхельбекер спросил у швейцара:
 
– Покупают ли у тебя мою трагедию?
 
– А как же! – ответил швейцар. – Покупают вашу трагедию, читают, смеются.
 
 Эдуард Щербина
 
                         ***    ***
 
Хорошо быть знаменитым!...
или предприимчивый антиквар
 
Однажды немецкий писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе Герхарт Гауптман, находясь в Венеции, зашёл в антикварную лавку. Там он увидел редкое произведение древнего керамического искусства и обратился к хозяину: – Сколько стоит эта ваза?
 
– Шесть тысяч лир, – ответил антиквар. – Но вам, высокоуважаемый маэстро, мы готовы продать эту вазу за четыре тысячи. Только потому, что это вы.
 
Польщённый и довольный Гауптман заплатил деньги и подумал: «А всё же неплохо быть знаменитым». Хозяин лавки спросил у блаженно улыбающегося покупателя:
– Синьор, а куда доставить вазу?
– В гостиницу «Националь».
– А кому?
 
Эдуард Щербина