РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. О ЧИСЛЕ НЕСПОСОБНЫХ К СЛУЖБЕ И БРАКУЕМЫХ НОВОБРАНЦЕВ ДЛЯ РУССКОЙ АРМИИ

На модерации Отложенный

Источник № 1

Первая же фраза в приведенном источнике говорит о четкой связи голодовок и вырождения подрастающего поколения на примере роста числа неспособных по состоянию здоровья к воинской службе. При этом нужно четко понимать, что неспособность - это не число (процент) бракуемых новобранцев, это число (процент), тех, кто на момент прохождения медицинского освидетельствования был не способен к службе в армии, вследствие, например, невозмужалости, слабосилия, недостаточной физической развитости. Бракуемые же, принадлежали к числу тех, кто, например, обладал физическими недостатками, врожденными или хроническими заболеваниями и был не годен для службы в армии.





Источник:

Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903

Источник № 2

Цифры "неспособных" здесь просто поражают!!!



Источник:

Бутми, Георгий Васильевич (?-не ранее 1917.).
Золотая валюта : Сб. ст. и речей / Г. Бутми. - 3-е доп. изд. - Санкт-Петербург : тип. т-ва "Обществ. польза", [1904]. - VIII, 235 с.; 26.



Источник № 3

«С каждым годом армия русская становится всё более хворой и физически неспособной. До трёх миллионов рублей ежегодно казна тратит только на то, чтобы очиститься от негодных новобранцев, “опротестовать” их. Из трёх парней трудно выбрать одного, вполне годного для службы. И несмотря на это, срок солдатской службы всё сокращается. Хилая молодёжь угрожает завалить собою военные лазареты. Плохое питание в деревне, бродячая жизнь на заработках, ранние браки, требующие усиленного труда в почти юношеский возраст, — вот причины физического истощения…

Сказать страшно, какие лишения до службы претерпевает иногда новобранец. Около 40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу, т.е. то, о чём многие не имеют уже понятия в деревне…»

Источник:

Меньшиков М.О. Молодёжь и армия. 13 октября 1909 г. // Там же. С.109, 110

Источник № 4

«Плохое питание, сменяющееся полным голоданием… имеет своим следствием ухудшение народного здравия, – писал А. А. Кауфман, – мало того – прямое физическое вырождение народных масс. Это ясно видно из данных о числе забракованных при приеме на военную службу…» [Кауфман А. А. Указ. соч. С. 56]

Изменение количества призывников, забракованных медицинскими комиссиями, и средний рост рекрутов в определенной степени отражают изменения в уровне жизни населения. Динамика этих показателей была подробно исследована Б. Н. Мироновым, причем установлено, что наиболее надежные данные относятся к 1874-1912 годам, когда требования, предъявляемые к призывникам, оставались неизменными (это не так, смотри ниже - прим.).

Табл. 4.26. Результаты врачебного осмотра призывников [Миронов Б. Н. «Сыт конь – богатырь, голоден – сирота»: питание, здоровье и рост населения России второй половины XIX – начала ХХ века//Отечественная история. 2002. № 2. С. 40].

% забракованных призывников по годам:

1874-1878 г.г. - 11,2, при среднем росте 1622 мм;
1879-1883 г.г. - 14,9, при среднем росте 1620 мм;
1884-1888 г.г. - 16,9; при среднем росте 1621 мм;
1889-1893 г.г. - 17,9; при среднем росте 1634 мм;
1894-1898 г.г. - 17,7, при среднем росте 1642 мм;
1899-1901 г.г. - 22,1, при среднем росте 1647 мм;
1902-1905 г.г. - 19,9, при среднем росте 1649 мм;
1906-1909 г.г. - 18,3, при среднем росте 1651 мм;
1910-1913 г.г. - 19,4, при среднем росте 1651 мм

Количество призывников, забракованных по состоянию здоровья, за 1874-1901 гг. возросло почти вдвое, причем наибольший рост наблюдался в Черноземье, а наименьший – в Новороссии [Материалы Комиссии 1901 года... С. 32].

«Понижение достатка в земледельческом населении коренных русских губерний, дававших основу нашей армии, – писал военный министр генерал А. Н. Куропаткин, – отразилось понижением физических качеств населения, уменьшением роста, замедлением физического развития, большей восприимчивостью к заболеванию. Когда земля стала плохо кормить население, увеличилось хождение на заработки, в том числе и в города. В деревнях развился сифилис, занесенный из городов и фабрик, число сифилитиков, поступающих в войска, стало увеличиваться. Увеличились также заболевания, связанные с алкоголизмом. Очень возросло и заболевание глазами» 
[Куропаткин А. Н. Русская армия. СПб, 2003. С. 176].

Известный исследователь Д. Н. Жбанков писал в 1904 году: «Здоровье и физическое развитие призываемых непрерывно и в очень значительной степени ухудшается по всей России… Очевидно, хронические неурожаи и голодовки и постоянно ухудшающееся благосостояние сельского населения сильно отражается на здоровье народа» [Цит.

по: Миронов Б. Н. Указ. соч. 39].

Тем не менее, несмотря на увеличение отбраковки призывников, после 1889 года отмечалась тенденция к увеличению их роста. В этой связи  Б. Н. Миронов отмечает, что «по-видимому, с 1890-х годов в питании крестьянства наметился перелом и в дальнейшем, до 1914 года, оно устойчиво улучшалось» [Миронов Б. Н. Указ. соч. 39]. Действительно, после голода 1892 года имело место некоторое увеличении среднего душевого потребления, но, если учесть увеличение  расхода зерна фураж,  то этот рост, по-видимому, не был столь значительным, чтобы вызвать зафиксированную источниками экселерацию. В принципе, в традиционном обществе наличие связи между потреблением и биометрическими показателями несомненно, и мы (вслед за Б. Н. Мироновым) использовали эту связь для характеристики уровня потребления в XVIII веке. Однако в конце XIX века ситуация осложняется в связи с влиянием новых факторов, связанных с начавшимся процессом модернизации. Несомненно, очень существенное влияние на показатель роста оказывали улучшение гигиенических условий и успехи здравоохрания. Кроме того, специалисты отмечают, что одной из причин начавшейся экселерации было явление гетерозиса – усиление жизненности у потомков, родившихся в результате смешанных браков; это резкое усиление процессов смешения населения было вызвано освобождением крепостных крестьян и появлением железных дорог [Властовский В. Г. Акцелерация роста и развития детей. М., 1976. С. 88-99].

Если бы причиной увеличения роста рекрутов было существенное увеличении потребления, то, очевидно, это привело бы также и к  уменьшению доли забракованных рекрутов. Однако в действительности эта доля увеличивалась одновременно с ростом призывников вплоть до 1901 года, и впоследствии, несмотря на некоторое уменьшение, оставалась высокой. Более того,  имелась положительная и довольно существенная корреляция между процентом забракованных и ростом призывников (0,78) – как будто увеличение роста призывников свидетельствовало не об их здоровье, а, скорее, наоборот. Таким образом, хотя связь между увеличением роста призывников и увеличением потребления имела место, в данном случае она не была ярко выраженной, и на основании этой связи вряд ли можно делать вывод о значительном росте потребления.

Б. Н. Миронов также отмечает, что коэффициент корреляции  между процентом забракованных новобранцев и сбором хлебов на душу населения в 13 регионах России оказывается очень низким (0,329), что «питание не являлось фактором полностью или в решающей степени определявшим состояние здоровья населения. Правильнее говорить о целом комплексе причин, таких, как жилище, потребление алкоголя, медицинское обслуживание, санитарные условия, распространение отхожих промыслов и др.» [Там же. С. 40]

Источник:

Нефедов С. А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Конец XV – начало XX века. -Екатеринбург: Издательство УГГУ, 2005. – 543 с.

p.s.

По последнему источнику у меня есть два существенных замечания:

1. Фраза о том, что "... требования, предъявляемые к призывникам (в 1874-1912 годах - прим.), оставались неизменными". Это не так! В первом же из приведенных источников ("Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности..." по Полтавской губ., 1903г.) четко отмечено: "... понижение со стороны Военного Министерства требований относительно размеров груди сравнительно с ростом призываемых".

Об этом же можно прочесть  у А. Нечволодова «От разорения к достатку» издания 1906 года: "Процент призывных, признаваемых негодными к военной службе, при введении всеобщей воинской повинности в 1873 году, лишь немногим превышал 6; к концу первого десятилетия, он даже несколько понизился; затем, с 1883 по 1892 год он стойко держался около цифры - 7; с 1892-го же года времени когда начал проводиться в русскую жизнь ряд новых финансово-экономических мероприятий, этот процент стал быстро повышаться и в 1901 году достиг уже 13, несмотря на то, что именно в этот период времени, требования, предъявляемые к новобранцам, в отношении роста и объема груди, были понижены (В. Гурко  «Отрывочные мысли по аграрному вопросу». Стр. 6)"

Как мы видим, факт того, что требования к новобранцам "в отношении роста и объема груди, были понижены" подтверждается, хотя данные автора и данные Миронова по числу забракованных призывников существенно разнятся.

2. Учитывая приведенные выше источники, с последним абзацом из Нефедова (со ссылкой на вывод Б.Н. Миронова) по поводу «питание не являлось фактором полностью или в решающей степени определявшим состояние здоровья населения...» согласиться можно только отчасти. Питание не являлось и не является фактором, полностью определяющим состояние здоровья населения, поэтому, действительно, "...правильнее говорить о целом комплексе причин...", однако, питание, его качество и количество нельзя считать фактором второго рода (плана) по его влиянию на здоровье населения: