Нет забвению обреченных

На модерации Отложенный

     Ровно год тому назад я в Саратовской газете «Советы. Факты. События» («СОВФАКС») рассказал о трагической судьбе сотен раскулаченных семей трех районов Нижне-Волжского края – Вязовского, Еланского и Даниловского, входящих ныне в Волгоградскую область. Изъятые из родных очагов, лишенные права на труд, они были замучены на «Точке» в 1929 – 1934 годах голодом и захоронены у речки Лубянка недалеко от места изоляции от мира – бывшего подворья помещика Голуба.

     Среди жертв политических репрессий оказалась в свои десять лет и моя мама Елизавета Яковлевна Яковлева, урожденная Белоха. После гибели родителей ее «пожалели» и выгнали сироту в степь. Мама не пропала, добрые люди помогли ей добраться до родственников и начать новую жизнь. Много лет назад мама, Елизавета Яковлевна, проживающая в райцентре Елань Волгоградской области, в свое пятидесятилетие попросила съездить с ней в районный центр Даниловку той же области, чтобы посетить родные могилы ее родителей – моих и трех моих братьев и двух сестер дедушки и бабушки.

     Так открылась материнская тайна о трагической судьбе ее и участи ее родителей и других родных

     Никогда не забуду как по прибытии на Голубову точку, так стали называть место, где находилось поместье, превращенное в смертный лагерь для живых людей, мама сказала: «Где-то здесь покоятся мать и отец. Я не была здесь с 1933 года, когда нас, раскулаченные семьи, привезли сюда зимой».

Так появилась очередная тайна и в моей жизни…

     Знание места гибели крестьян стало тяжким грузом в моей душе. Сознание не могло примириться с тем, что такие же, как и мы, русские люди лежат в безвестном углу и лишь редкие родственники могут по случаю поклониться родным даже не могилам, а месту. И спустя десятилетия, когда не стало уже мамы, став седым, мудрым и печальным от прожитого и потерь, я отправился прошлым летом в поездку, ради которой возможно и родился. 80 лет понадобилось, чтобы на месте нигде не учтенного погоста появился Крест. А в конце прошлого месяца 2015 года появилась и табличка с надпись: «Здесь у р. Лубянка (б. поместье Голуба) захоронены раскулаченные в 1929 – 1933 годах. Среди них Белоха Яков Уколович и Белоха Наталия Ивановна. Мир праху мучеников!» Священник отец Сергей из Даниловки в присутствии журналистов из «Даниловских вестей», прихожан церкви и нескольких местных жителей отслужил панихиду по усопшим. Так была открыта для тех, кто был обречен на забвение, новая, вечная жизнь.

     В увековечение памяти жертв политических репрессий включились мои земляки и даниловские жители. И теперь на месте гибели крестьян появился небольшой мемориал – у Креста уложена мраморная плита с Крестом, но без фамилий, а справа – уникальный поминальный столик. Наши действия вызвали всплеск интереса населения. Нашлись уцелевшие обитателя концлагеря, которые в 4-10 лет оказались в ссылке и которым, как маме, была подарена жизнь.

     Но об этом позднее…