Полемическое соревнование с критиком А.В.Кайманским...
На модерации
Отложенный
ПОЛЕМИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ с КРИТИКОМ А.В.Кайманским.
И этот раз уважаемый Антон Владимирович КАЙМАНСКИЙ в своей обычной системе ТЩАТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА. Указал на ПОГРЕШНОСТИ и ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА моей статьи «ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Понимаю: НАСТАВНИЧЕСТВО ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО в НАЧАЛЕ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. И СЕЙЧАС НЕ ПОЗДНО!
1. О ВЫДЕЛЕНИЯХ СЛОВ, СЛОВОСОЧЕТАНИЙ и ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В последние несколько лет - в результате долгих поисков - выработал свой особый стиль. Впрочем, не совсем еще выработал. Готова основа. По ней пишу и, при возможности, дополняю и переписываю прежде написанное. В составляющие элементы этого стиля, как мне кажется, входят:*
а. Короткие фразы - с ограниченным количеством причастных и деепричастных оборотов. Чаще: вовсе без них. Текст сжимается до афористичности. Получает более выразительную форму, содержание и звучание. Определяет «драматургию быстротечного и напряженного времени». Помогает больше высказать индивидуального. Не затеряться - в информационном потоке и времени. *
Мои фразы имеют строгую последовательность, внутренние связи. Нельзя трогать с места любое срединное предложение. Оно связано с предыдущим и направляет последующее. Вырванная из текстового потока фраза - не звучит. Ее смысл не совсем понятен.*
При этом, признаем заранее, теряем часть художественной образности. Художественная проза приближается к устной речи.
б. Знаки препинания. Я пробовал ставить знаки препинания не по строгим требованиям грамматических правил, а по смысловому звучанию. Пришлось отказаться: читатели пока не воспринимают данное новшество. ПИСАТЕЛЬ ВЫНУЖДЕН СЧИТАТЬСЯ с ИНТЕРЕСАМИ и ВКУСАМИ ЧИТАТЕЛЕЙ. Любое НАВЯЗЫВАНИЕ САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ НОВШЕСТВ ПРИВЕДЕТ к ПОТЕРЕ ИНТЕРЕСА и ОТТОКУ ЧИТЕТЕЛЕЙ.*
в. По поводу ВЫДЕЛЕНИЙ СЛОВ, СЛОВОСОЧЕТАНИЙ и ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Чаще применяю в ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ текстах. Иногда - и в ХУДОЖЕСТВЕННЫХ. Возможно, это следует делать с помощью подчеркиваний или набором другого шрифта. Со скорбью в голосе признаю: пока не освоил полностью компьютерную технику. Использую ее только в качестве усовершенствованной пишущей машинки.*
ВЫДЕЛЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ на САМЫЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ. При МЕТОДИКЕ БЫСТРОГО, АВТОМАТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ ИХ УПУСТИШЬ.*
Отказаться от выделений не хочу. Должен подобрать нечто не столь бросающееся в глаза и не мешающее чтению.
2. Указана действительно наличествующая несогласованность в падежах. Перечитаю свою статью. Исправлю. 3. «Пристроечная литература» - вполне понятный термин. Годен для советского, перестроичного и современного времени. Возможно, данный термин можно выпустить за пределы вечно находящейся в экспериментах (экспериментируемой) России. Это наследие и беда «Третьего Рима».*
В советское время - по причине тотального контроля за всей печатной продукцией - литературу художественную и макулатурного типа спокойно отнесем к «пристроечной» к власти. * «Пристроечная литература» отражала советскую действительность с позиций «идеологической чистоты». Это значило: «ГЕРОИЧЕСКИЙ АПОФЕОЗ», «БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ», «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК ТРУДА» и прочие ЛЖЕГЛУПОСТИ. При этом вся выходящая печатная продукция вмещена в прокрустово ложе цензуры Главлита. Конечно, в «произведениях» имелись НАРЫВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ. Только вела она и способствовала КРАХУ СИСТЕМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ЗАСТОЮ и ПОЛИТИЧЕСКОМУ ОТУПЛЕНИЮ. Что осталось от той «СЛАВНОЙ ЭПОХИ»? ГНИЛОЙ БЫТ…*
Это продолжится до момента превращения книгоиздания в чисто коммерческое предприятие. Прежде всего ее следует отстегнуть от власти предержащих. Писателям по призванию следует заниматься наблюдениями, поисками, исследованиями, экспериментами, творчеством - не поиском кормушек и кормильцев.*
Но равняться и подстраиваться под «вкусы» - тогда не будет развития. У МНОГИХ ЧИТАТЕЛЕЙ НИЗКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВКУСЫ. По ЖЕЛАНИЮ ТРУДЯЩИХСЯ МОЖНО на ПОТОК ПУСКАТЬ ЛЮБОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БРАК. Да, Вы сами знаете - лучше меня.
4. В Союзе я прожил до конца сентября 1989 года. Не видел в нем другой власти - распоряжалась только коммунистическая бюрократия. К счастью, ни с какой подпольной деятельностью и «неформальными отношениями» не был связан. Десятки лет меня не публиковали. Репрессировали - формально не по причине литературного творчества. Хотя это интересовало «хитрые органы». Примерно в 1976-78 годах все свои рукописи отправил Союзу писателей СССР и ВААП. Рукописи не вернули. Но придирок к ним у властей не было. Да, я как ЛЮБОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПИСАТЕЛЬ - являлся МЫСЛЯЩИМ, ИНАКОМЫСЛЯЩИМ. Не воспринимал на «ура» многое в те времена. Ни в каких АНТИСОВЕТСКИХ АКЦИЯХ НЕ ЗАМЕЧЕН. Впрочем, в году 1961 передал на Запад письмо-рукопись с примерным названием «Ответ Евгению ЕВТУШЕНКО» по поводу его произведения «Бабий Яр» и украинских проявлениях гнусного антисемитизма. В 1979 году официально подал заявление о выезде на постоянное жительство в Израиль. Подступила Московская Олимпиада… Меня не выпустили. Но… Уволили с работы. Арестовали. Продержали 53 дня в заключении. Только 53 дня! По причине выдержки и достаточно умного поведения - потом требования - больше не дергали. Продолжали «проверять». Посещали с «контрольными проверками». Тягостно, издевательски воздействовали на родителей.*
Пишу это в качестве сообщения: на личном опыте частью знаком с репрессивной советской системой.
5. И с идеологической, тотальной, государственной, частью с партийной и профсоюзной - был знаком. Хотя в партии не состоял и профсоюзным активистом не был. Ну, профогром группы… Наблюдал и разговаривал.*
Так вот, ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТВЕРДЬ! Это - СВЯЩЕННАЯ КОРОВА РЕЖИМА! Не знаю ее СТОИМОСТЬ - ВНИМАНИЕ ИДЕОЛОГИИ УДЕЛЯЛИ НЕ МЕНЬШЕ, чем ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Под ЕЕ КОНТРОЛЕМ, ВОЗДЕЙСТВИЕМ, ВЛИЯНИЕМ НАХОДИЛИСЬ (в разные времена и годы иначе) НЕ ТОЛЬКО «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ» - ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ, ЖУРНАЛИСТИКА, БЕЛЛЕТРИСТИКА… И НАУКА! Включая ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Да, БЫВАЛИ ВРЕМЕНА - НЕ ВЫПУСТИТЬ УЧЕБНИК по ФИЗИКЕ без УПОМИНАНИЯ ПРЕДТЕЧИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА Ползунова, народного умельца Кулибина… ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ определены по УКАЗАНИЯМ Ленина в ГЕНИАЛЬНОЙ СТАТЬЕ «Материализм и эмпириокритицизм». Что касается КОРИФЕЯ ВСЕХ НАУК: без него НЕЛЬЗЯ БЫЛО ИЗМЕРИТЬ СКОРОСТЬ СВЕТА и ВЫПУСКАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ КАРБЮРАТОРЫ. Это вовсе не цитирование известного одесского хохмача.*
Вы пишите о пользе ИДЕОЛОГИИ в формулировке БСЭ или словаря. А без авторитетов можно доказать пользу идеологии для хлебопашества, торговли или для РАЗВИТИЯ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»? Ах, Вы не знаете, кто ТАКОЙ «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»? Тогда у Вас УЖЕ НЕТ или ЕЩЕ НЕТ ИДЕОЛОГИИ! А мне довелось ЖИТЬ в ПЕРИОД ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОСТЕНЕНИЯ.*
Понимаю: для Вас ИДЕОЛОГИЯ - СИСТЕМА НРАВСТВЕННОСТИ, МОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ЭТИМ ОГРАНИЧИВАЕТЕ ЕЕ СФЕРУ ВЛИЯНИЯ. СЧИТАЕТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ. ПОМОЩНИЦЕЙ в СОЗДАНИИ ЗДОРОВОГО СЕМЕЙНОГО и ОБЩЕСТВЕННОГО КЛИМАТА. При ПРЕОДОЛЕНИИ БОЛЕЗНЕННЫХ ПРИВЫЧЕК и АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ.*
Если бы только так! В моем и, возможно, НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ понимании в ИДЕОЛОГИЮ ВХОДИЛИ: НАБЛЮДЕНИЯ, СТУКАЧЕСТВО, КОНТРОЛЬ, «ПРИВЕДЕНИЕ к ПОРЯДКУ» и РЕПРЕСИВНО-«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ МЕРЫ» ПРИНУЖДЕНИЯ. По типу «павловской собаки» - НАУЧАЛИ СЛЕДОВАТЬ СОВЕТСКОЙ ЛИНИИ. Вы не ВСЕ ПОНЯЛИ? И ЗНАТЬ Вам ВСЕГО НЕ НАДО! В ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ СТАТЬЮ ВХОДИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. Или: НАОБОРОТ? В ТОНКОСТЯХ НЕ РАЗБИРАЮСЬ.*
У Вас нормально работает радиотехника? А Вы знаете: на определенных радиоволнах вещали «Голос Америки», «Би-би-си», «Немецкая волна», «Свобода»… И сейчас, кажется, еще вещают. Но почти до конца 90-х годов слышать эти и некоторые другие радиоголоса - это значило СОВЕРШАТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ ДИВЕРСИЮ. Да, их слышать почти нельзя было: из-за кошачьего визга глушилок. Да, что Вы знаете… ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ НАРОД ДЕРЖАЛИ в ВОЗРАСТЕ и СОСТОЯНИИ МЛАДЕНЧЕСКОГО НЕДОМЫСЛИЯ.*
ИДЕОЛОГИЯ в ОЧЕНЬ МНОГИЕ СОВЕТСКИЕ ГОДЫ СЛУЖИЛА ОКОВАМИ, ЯРМОМ, СТАЛЬНЫМ ОБРУЧЕМ…*
Это даже хорошо: Вы - такое ПРОСВЕЩЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ. Вроде бы, СВОБОДНЫ от МНОГИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУЕВЕРИЙ и НЕСВОБОДЫ. Не ЗНАЕТЕ СУЩНОСТИ БЫВШЕЙ ИДЕОЛОГИИ. С ПОЗИЦИЙ НАИВНОЙ АБСТРАКЦИИ СЧИТАЕТЕ ИДЕОЛОГИЮ - КАТЕГОРИЕЙ НЕ КЛАССОВОЙ, НЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ, НЕ ЗАРЯЖЕННОЙ ЭЛЕМЕНТАМИ РАЗРУШАЮЩЕЙ ЭНЕРГИИ. Даже РАЗБАВЛЕННОЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ. *
Я ВОВСЕ НЕ ПРОТИВ ГУМАННОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИВИТИЯ с ДЕТСТВА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ. ВЫСТУПАЮ ПРОТИВ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ НЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ или ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ НАВЯЗЫВАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ, ФОРМ ОБЩЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ, КОНТРОЛЯ МОДЫ… Для ЛЮДЕЙ ТВОРЧЕСКИХ - пусть ОСТАЮТСЯ ОТКРЫТЫМИ ПУТИ ПОИСКОВ и ВОЗМОЖНОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ.
6. В 2003 году в течение 18 дней находился в соседней с Вами Украине. Как говорится, ОБА НАРОДА и ГОСУДАРСТВА в одно время отошли от одного источника. Я не слежу за внутренними явлениями. Верно, Украина развивается в несколько отличном от России направлении. По впечатлениям - в основном, по результату экскурсионной автобусной, да и пешей по Киеву и последующей Оранжевой БЕСКРОВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ - у меня создалось мнение: украинцы разрабатывают НОВУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ или ИДЕОЛОГИЮ. Делают упор на РЕЛИГИОЗНОСТЬ, ВОЗВРАЩЕНИЕ к ИСТОКАМ СЛАВЯНСТВА, ХРИСТИАНСТВА. УКРАИНСКУЮ ОСНОВУ ЯЗЫКА, ИСТОРИИ. НАЛАЖИВАЕТ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ с ЗАПАДОМ. Конечно, у России - СВОЯ ДОРОГА и СУДЬБА.
7. По поводу НАРОДА-РАБА. Термин не мною придуман. Применил.*
НАРОД-РАБ или ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ НАРОДА в ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ ПРОШЛА ШКОЛУ ЖЕСТОКОГО ВОСПИТАНИЯ. Думаю, Вам не следует рассказывать почти ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНУЮ ЧЕРЕДУ ГРОЗНЫХ ИСПЫТАНИЙ - за СТОЛЕТИЯ ЧЕРЕЗ НИХ ПРОШЛИ НАРОДЫ России, затем Союза. а. Вы осведомлены - не в ТЕОРИИ, а на ПРАКТИКЕ - о СУЩНОСТИ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРАЛИЗМА? И СКОЛЬКО ЗОЛОТНИКОВ, МИЛЛИГРАММОВ в НЕМ ДЕМОКРАТИЗМА? НАРОД МОЛЧА, почти БЕЗРОПОТНО ТЕРПЕЛ ЭТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО ЖЕСТОКОЙ ДИКТАТУРЫ «КУЛЬТА» и КУЛЬТЯПОК-РУКОВОДИТЕЛЕЙ. НЕ ВСЕ МОЛЧАЛИ. ПОСТОЯННО ШЛО ПОПОЛНЕНИЕ ШТАТА ДЕШЕВЫХ РАБОЧИХ Главного Управления Лагерей (ГУЛаг’а).
б. Несколько раз побывал агитатором на «всенародных выборах» «кандидатов в депутаты» всех рангов. Это агитаторы выгоняли простых советских людей из домов - гнали на выборы, а члены счетных комиссий доводили проценты голосовавших и «за» - до спущенных сверху показателей. А после «подсчета голосов» и написания протокола - предавались испытанию даровой выпивки-закуски. Фактически, за «гнилые фасоли» и прочие подобные мелочи материального свойства создавали самозваную партийно-советскую номенклатурную иерархию на всех этажах власти.
в. Вы слышали: «Они делали вид, что платят, а мы - что работаем!»*
НАРОДЫ ДЕРЖАЛИ на ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ! А СКОЛЬКО ГОЛОДНЫХ ЛЕТ ПЕРЕЖИЛИ?! ВСЯКИЕ КАМПАНИИ: (берем более поздние): РАСКУЛАЧИВАНИЕ - «УНИЧТОЖЕНИЕ КУЛАКА как КЛАСС», ВЫСЫЛКА «ПОДКУЛАЧНИКОВ», РАСКАЗАЧИВАНИЕ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ… МНОГИЕ СОВЕТСКИЕ НАРОДЫ «ПРЕДАЛИ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ» в период нацистской оккупации. На необжитые территории севера и востока СМОГЛИ ПЕРЕСЕЛИТЬ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ НАРОДЫ. Ко ВСЕМ УКРАИНЦАМ СОВЕТСКИЕ ПРАВИТЕЛИ ПОБОЯЛИСЬ ПОДСТУПИТЬСЯ. ТОЛЬКО ЧТО ЧАСТИЧНО ВЫМОРИЛИ в ГОЛОДОМОР, да в ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ МНОГИЕ УКРАИНЦЫ за «НАЦИОНАЛИЗМ» и ПРОЧИЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» ОТРАБЫТЫВАЛИ СВОИ ГРЕХИ в МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЛАГЕРЯХ ГУЛаг’а.
г. ВТИХОРЯ, по НОЧАМ ЭНКАВЕДИСТЫ и КАГЕБИСТЫ СОВЕРШАЛИ СВОИ НАБЕГИ. Но НАРОД ЗНАЛ - пусть в общих чертах - о СОВЕРШАЕМЫХ ВЛАСТЬЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ. МОЛЧАЛИ! И СЕЙЧАС ЕЩЕ НЕ ОДНИ ВЫЖИВШИЕ из УМА ФРОНТОВИКИ и ПЕНСИОНЕРЫ ОПЛАКИВАЮТ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ.
д. Только НАРОД-РАБ МОЖЕТ ТЕРПЕТЬ и… СТРЕМИТЬСЯ в РАБСТВО. Скажете: СЕЙЧАС УЖЕ НЕ ТО! Ой, НЕ ЗНАЮ! е. ПАЦАНВА БЬЕТ ДРУГ ДРУГА на УЛИЦАХ, в ШКОЛЕ… ПОТОМ в ТЕХНИКУМАХ, ИНСТИТУТАХ и АРМЕЙСКИХ КАЗАРМАХ. ТОЛЬКО НАРОД-РАБ ВОСПИТЫВАЕТ ДЕТЕЙ-БАНДИТОВ. КАЛЕЧИТ СВОИХ СЫНОВЕЙ и ЕДИНОЛЕТОК. ж. ПУТЬ к СВОБОДЕ ТРУДЕН, ДАЛЕК. НУЖНЫ СТОЛЕТИЯ ПРИВИТИЯ МОРАЛИ. ОТУЧИВАНИЯ от ЗЛОБНОГО ПОВЕДЕНИЯ и РАЗРЫВАЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ ДУРНЫХ ПРИВЫЧЕК. з. РАДУЕМСЯ: НАРОД УЖЕ в ПУТИ…
8. По поводу Ваших замечаний о ХОРОШИХ ФИЛЬМАХ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. Для примера приводите 9 фильмов, один из них - «Гараж» - ПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ. Ну, под «и т.д. и т.п.» назовете еще столько же. И это все?! Советская киноиндустрия ежегодно выпускала по 150-200 фильмов. И только 10% остались в «сокровищнице». И даже не потому, что они такие ХОРОШИЕ и КАССОВЫЕ. Просто СОВРЕМЕННАЯ КИНОИНДУСТРИЯ ВЫПУСКАЕТ ФИЛЬМЫ ЕЩЕ НИЖЕ КАЧЕСТВА.*
Советские фильмы показывают в ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ. И еще… Не станем подробно анализировать. Да, я и не специалист по данному жанру искусства.
9. По поводу коммерческого направления творческих жанров я мало информирован. Представлять эпоху смогут немногие - при кажущемся изобилии талантливых авторов. «Пупса», или еще как-то она называется эта «массовая культура», верно, отвлекает. Не развивает ни художественный вкус, ни заполняет творческий голод.
10. По поводу Вашего писательского ряда - так они почти все в те времена признаны антисоветчиками. Шли «не в ногу со временем». Приведите лучше примеры присосавшихся к кормушкам хитрецов, приспособленцев… Их не счесть! Хищники, партийные борзописцы, гвардейцы сусловского войска.
11.
По поводу Пикуля. Так он в значительной степени популяризатор и фальсификатор. Он привнес новую, историческую волну. Только что многие его представления приблизительные. Другие - неверные. Направили его на передовую линию «историко-идеологической борьбы» с А.И. СОЛЖЕНИЦЫНЫМ и его ИСТОРИЧЕСКИМИ РАЗОБЛАЧЕНИЯМИ. ФАНТАЗИИ ДРУГОГО НАПРАВЛЕНИЯ. Пикуль тоже антисемит. Сочинитель «пупсы». Проводник МЕНЯЮЩЕЙСЯ ПАРТИЙНОЙ ЛИНИИ в исторической науке и литературе. ИЗВРАТИЛ СУЩНОСТЬ ТРАГИЧЕСКОГО ПОСТУПКА Д. Богрова - повторил дореволюционные утверждения черносотенцев. В советское время эта версия вошла в историографию. В этом и других местах писатель ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВЫВАЛ ВЕРНОСТЬ РОССИЙСКОГО АНТИСЕМИТИЗМА. Как бы исполнял функции футболиста-чистильщика. ПЕРЕЧЕРКИВАЛ ЕВРЕЙСКИЙ СЛЕД в РУССКОЙ ИСТОРИИ.
12. Падение престижа писательской профессии заметно не только в России - во всем мире. В обоснование этого тезиса Вам пришлось опуститься до эпохи Добролюбова. Но ведь даже к той дате бурное книгопечатание в России исчисляло менее сотни лет. Начали возникать и обретать тиражи газеты, журналы… Из случайных «хлопков», «хроникеров» и «пистолетов» начали возникать журналисты. Журналистика вскоре выделилась в особую профессию.
13. Нельзя не посочувствовать читателю. Знаю по себе: ЧТЕНИЕ - ЗАНЯТИЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ, ОДНОВРЕМЕННО УТОМИТЕЛЬНОЕ. В МИРЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА. В их числе: ПРИСТРАСТИЯ и ЗАНЯТИЯ ЧАЩЕ ОТДАЮТ ТЕЛЕВИДЕНИЮ. ЗДЕСЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ за ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕЙСТВИЯ ИЗБРАННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. ПЕРЕД ТЕЛЕВИЗОРОМ МОЖНО ПОСПАТЬ.
13а. В послереформенной России долго изживали крепостничество, общинность, традиционные устои быта. В приходских и уездных школах образовывают крестьянских, мещанских детей. Только еще готовили кадры читателей. И революционные! Зараза не преминула использовать печатную продукцию для распространения форм Зла и втолковывания политического невежества. Русские мужики отбились от «народников» с помощью урядников. На смену им пришли нечаевцы, бакунинцы. Затем их сменили социал-демократы, социалисты и анархисты - всех цветов и оттенков. Задурили и без того дурацкие головы малограмотных мужиков, кустарей и рабочих. Под интернациональными лозунгами СВОБОДЫ, РАВЕНСТВА, БРАТСТВА и БЕЗЭКСПЛУТАЦИОННОГО ТРУДА - ГОТОВИЛИ ГРУППЫ БУНТАРЕЙ, ЗАТЕМ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ… А ПОСЛЕ «ПОБЕДЫ» ВОЗНИКАЛИ ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ ДАРМОВОГО ТРУДА, ЭНТУЗИАЗМ, СВЕРХНАПРЯЖЕНИЕ ПЯТИЛЕТОК. СОРЕВНОВАНИЕ и другие формы ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНУРЕНИЯ и ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА.
14. Писательская профессия становилась престижной в моменты появления талантливых ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРУЖЕНИКОВ. Летописцев времени. Нравоучителей и тонких психологов. Читатели ценили творцов за ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ПРАВДИВОСТЬ СЮЖЕТА и ТОЧНОСТЬ ХАРАКТЕРОВ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ЕЩЕ НЕ ПРЕВРАТИЛАСЬ в СЛУЖАНКУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. Не стала еще ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЧУШЬЮ.
15. В последние времена отмечают значительное падение читательского интереса к книгам. Проблему лично не изучал. Излагаю свое видение. Происходит перемещение читательского интереса на полюса… Значительным конкурентом печатной продукции стала сетевая литература. По мне: безразлично, в каком виде познакомятся с моими идеями и произведениями. Огромная группа талантливых писателей трудятся в обоих направлениях - в сети и с бумажной продукцией. При этом следует учесть: книги для их издания требуют более кропотливой подготовки. Они дороги! И еще долго приходится ожидать возврата затраченных средств. Сейчас мало меценатов и рисковых издателей. Писателю чаще всего приходится издавать книги за свой счет. «Навар» или прибыль случается при наличии как минимум трех компонентов: известного имени автора, большого тиража издания и широкой рекламы. Мало кому из писателей удается жить-устраиваться за счет одних авторских гонораров.
16. Вы считаете «заезженными» и «словесным клише» мои высказывания по поводу известных «событий 11 сентября 2001 г.». Разве только это «клише»? Много имеется других «клише» - у меня и у Вас? Разве имеется много словосочетаний, впервые употребляемых? Любое художественное произведение наполнено клише. Вот только одни из них пропускаем мимо ушей, а на другие указываем. По причине своих политических, эстетических пристрастий и антипатий. Вас резануло высказывание о палестинском терроре. Ну, разве Вы одни - до Чечни - на всю «раскрытую пасть» насмехались над терроризмом в Европе и Евро-Азии. Пособничали: в вооружении, подготовке «кадров боевиков» и науськивании на «империалистов и их ставленников». Гордый и высокомерный реликт советских времен, белорусский президент и поныне открыто продает Ирану ядерные секреты. Не все так просто и односложно. По Вашему убеждению - только Штаты поняли предупреждение? Одни усилили меры безопасности. Не только они… Страны и народы Западной Европы с большей осторожностью что ли… применяют политкорректность. Французы уже пробуждаются от варварских проявлений «молодежного» и «африканцами привнесенного бунта». В своей основе анархистского, террористического. Их еще мало ужалили!
17. Конечно, мировой террор возник задолго до осени 2001 г. Лет 20-30 назад «палестинские борцы за свободу» захватывали пассажирские самолеты. Шантажировали заложников и правительства разных стран. В аэропортах и на бортах приняты дополнительные меры безопасности. Потенциальных захватчиков обнаруживают до посадки. Это снизило частоту захвата. * Множеству обычных пассажиров приходится мириться с неудобствами дополнительного контроля. Примирились с «нарушением прав человека».*
18. Европейские страны выработали необычный для русских гуманизм. Для них важно сохранить каждую человеческую жизнь. Не ставить повсюду памятники «безвестным солдатам». После Мюнхена - Чехословакия «спокойно» приняла оккупацию. Чехи - западные славяне, пропитаны западными культурными условностями. Берегли своих граждан. А Словакия даже поставляла солдат в нацистский вермахт. *
Это только жестокий по своей природе советский режим мог своих пленных и попавших в оккупационную беду простых граждан отдать на растерзание врагов. Оставить их даже без защиты «Красного креста». А после освобождения репрессировать миллионы несчастливцев. И переселить с десяток народов-«врагов».
19. Вам лично или в России горько слышать, принять этот установившийся в виде КЛИШЕ термин: «АРАБО-ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ». Такое говорят о Ваших недавних ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ДРУЗЬЯХ и СОЮЗНИКАХ. Добавим: ДРУЗЬЯХ и СОЮЗНИКАХ НЕНАДЕЖНЫХ! СКОЛЬКО УГРОХАЛИ на Героя Советского Союза Гамаля (в переводе: верблюда) Абделя Насера и Египет? На какую сумму недавно СПИСАЛИ ДОЛГОВ Сирии? А чего СТОИЛ БЕЗУМЕЦ-ПРАВИТЕЛЬ Ливии М. Кадаффи? И ВСЯ ПРОЧАЯ СВОЛОЧЬ, включая ВЕЧНО МОЛОДОГО РЕВОЛЮЦИОНЕРА Фиделя Кастро. Да, он не араб и не исламист. Ну, и что с того? МАЛО СТОИЛИ ОНИ ВСЕ Союзу и России? Не на НИХ ли ГОРБИЛИСЬ ЛЕТ СОРОК?
20. Хорошо: ТЕРРОРИЗМ ПРАВИЛЬНЕЕ назвать «ПАЛЕСТИНСКИМ» или «ПАЛЕСТИНО-ИСЛАМСКИМ». Что с того, какое кто получит ОБЛЕГЧЕНИЕ?
21. ИСЛАМ - МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ. Внутри ЕГО СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ имеется достаточно МНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ПОВОДОВ или ОСНОВАНИЙ для ФАНАТИЗМА. У меня есть ТЯЖЕЛЫЙ «КИРПИЧ» в зеленой обложке. Под названием «Коран». Между прочим, издан в России - с русским параллельным переводом.
22. “Вакхабистский» террор свойствен для Чечни. Между прочим, в боях против «федералов» воевали наемники разных национальностей. Были там, к удивлению, украинцы. И что более необычно: АРАБСКИЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ. В количестве только 200 наемников. Считаете: их не много? Так, в АРАБСКИХ СТРАНАХ проживает значительно больше населения, чем в России. Знаете, сколько ФАНАТИКОВ в Саудовской Аравии? Известный бин ладен - оттуда! В мусульманских странах проживает больше миллиарда населения. И не все они ТРЕЗВОМЫСЛЯЩИЕ. Мое личное мнение: МОЛИТВАМИ не СПАСТИСЬ от УГРОЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ФАНАТИКОВ-МУСУЛЬМАН.
23. Впервые от Вас услышал об «ИУДЕЙСКОМ» ТЕРРОРЕ. Давно читал ТАНАХ (Библию). Знаю: Священная Земля была ДАРОВАНА, ЗАВЕЩАНА Господом. Он НАКАЗАЛ: «ОЧИСТИТЬ» Ее от пришельцев. Филистимляне - переселенцы с Крита. Захватили им не положенное. С глубокой древности СПРАВЕДЛИВОСТЬ УСТАНАВЛИВАЛИ в КРОВОПРОЛИТНЫХ ВОЙНАХ.*
А как РАСШИРЯЛАСЬ Россия - в ВОЙНАХ-КАМПАНИЯХ? Одно МИРНО ПРОШЛО: ПРОДАЛИ Аляску!
24. Почему бы Вам не вспомнить о САМЫХ ЖЕСТОКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЯХ ДРЕВНОСТИ - об ассирийцах. Хоть немного знаете о их Империи Вавилоно-Ассирийской? Так что они делали? Захватывали земли, территории, а НАРОДЫ ПЕРЕСЕЛЯЛИ. Задолго до турок, нацистов и Сталина совершали резню-геноцид.
25. “Не скажу за всю Одессу…» К сожалению, довольно многие писатели вовсе не альтруисты. Они все люди «простые» и - очень уж «простые». Даже с усложненными эмоциями люди. Соперничество - это еще не самое плохое и страшное качество в писательском пути развития и продвижения к призванию читателями и критиками. Среди окружающих людей - большинство безразличных. А то и злых, завистливых, коварных, мстительных… В окружении иногда злобы поболее, чем в среде писательских коллективов. Не надо искать писателей на Луне и наблюдать их в телескоп. Вы посмотрите, что делается, подчас, на нашем портале. Имеется каста неприкасаемых. Считают себя вечно правыми и требуют к себе почитания. Высказываются уничижительно о других. С ними в чем-то не согласных. А сколько среди портальцев… Что говорить? *
Приведу живой пример. Среди нескольких тем на конкурс я предложил и нечто подобное: дурдом - общество в миниатюре. Кажется, ее имя Анна Кассо - схватила предложенную мною тему. Изменила название. Провела конкурс. При обзоре мое точно соответствующее теме и довольно-таки неплохое произведение даже не упомянула. Я сообщил о краже темы и непорядочности при проведении конкурса или обзора. Мое сообщение сняли. Верно, не без ее участия. Вам нужны еще примеры?
26. Я говорил о престиже литературной продукции. Случается, из-под рук не очень порядочных автора, а то даже и негодяя выходит талантливое, даже гениальное произведение. Следует прежде воздать должное самому произведению, а уж затем разбираться с автором. И мы не станем смешивать «котлеты» с «мухами».
27. Видно, Вы даже в «теории» не имеете представления о советской жизни и парт-советской практике в 30-70 годы прошлого века. Даже малейшее несогласие с «партийной линией», не только за критику («антисоветские проявления») - считали «подрывом государственной безопасности». И каждого несогласного «прикрепляли» к одной из вражеских разведок. Расстреливали! Или как Осипа МАНДЕЛЬШТАМА ГОНЯЛИ по ЛАГЕРЯМ!
28. В Переделкино не бывал. С их нравами не знаком. *
Узнал из уст нашей сотрудницы. В свое время я работал в институте «Укрземпроект». По «знакомству» ее направили на почвенное обследование правительственной дачи. Одна дача примыкала к другой. И каждая из них не только снаружи, но и внутри отделена высоким забором. Вот так! А писатели в Переделкино жили мирно, без склок и перемалывания косточек?
29. Действительно, за государственную безопасность отвечали министры, руководители ОГПУ, НКВД, КГБ и прочие… Но вот почему-то писателей внесудебные тройки и прочие трибуналы осуждали за «подрыв устоев». Их привязывали к одной из существующих вражеских разведок. Превращали в шпионов даже несуществующих государств и разведок.
30. Говорю о периоде творческой работы. Знаю, коровы выдаивают больше молока при слушании классической музыки. А писатели… Одни пишут стоя, другие сидя… Некоторые нашептывают на диктофон… Пишут ручками на бумаге… Некоторые сразу передают свои мысли компьютерам… У каждого - своя технология письма.
31. При выражении словами - только писатели избирают себе профессией выражение художественным словом. И среди пекарей иногда встречаются художественно выражающиеся. Так в народе пропадают таланты. Верно, они - производители фольклорных ценностей.
© Бельферман Моисей, 2006 Дата публикации: 24.04.2006 21:39
Комментарии