«Джихад» — против сирийского президента Башара Асада, России и Ирана.

Нервничают все, в том числе и Саудовская Аравия. Как сообщает журнал Newsweek Europe6 октября 52 саудовских священнослужителя объявили религиозную войну — «джихад» — против сирийского президента Башара Асада, России и Ирана. «Теологи» призывают «всех трудоспособных мусульман Саудовской Аравии и других стран взять оружие, чтобы сражаться бок о бок с суннитами против Асада, иранцев и русских». «Речь идет о войне суннитских держав за свою идентичность… Если мы проиграем в Сирии, то аналогичная участь ожидает остальные суннитские монархии», говорится в совместном обращении. Эр-Рияд предлагает «унифицировать фронт», намекая на кризис в Йемене, где шиитские повстанцы получают подкрепление от Ирана. Не случайно газета Washington Times сомневается в том, что Тегеран является бенефициаром военно-воздушной операции Москвы в Сирии. Хотя выгода просматривается на поверхности. «Активизация России в Сирии не только спасает Асада, но и позволяет Ирану сконцентрироваться на йеменском направлении, где Тегеран и Эр-Рияд уже несколько лет ведут непримиримую борьбу», — резюмирует издание.

 

Поэтому эксперт по безопасности, бывший помощник министра обороны США Мэри Бет Лонг предположила на заседании сенатского комитета по иностранным делам (от 6 октября), что «усиление военного присутствия России в Сирии отразится в скором времени на ситуации в Йемене».

По ее словам, Москва и Тегеран исповедуют принцип «разделения труда»: «Шииты из ливанской «Хезболлы» смогут беспрепятственно помогать своим единоверцам — хуситам, которые в новых условиях затребуют большего в мирных переговорах [с просаудовским правительством Абд Раббу Мансура Хади]». Лонг обрушилась с критикой на администрацию Барака Обама, обвинив президента в «непонимании поведения и истинных мотивов России и Ирана в Сирии». Более того, она выступает за предоставление монархиям Персидского залива «высокоточного оружия, которое позволит их армиям действовать более эффективно» в борьбе с «российско-иранским сговором».

Белый дом не реагирует на выпады. Президент Обама ограничивается общими фразами, обещая предотвратить в Сирии опосредованную войну (прокси-войну) с Россией. Если рисовать картину более широкими мазками, то часть американского внешнеполитического истеблишмента (республиканцы) выступает за восстановление союзнических отношений с суннитскими режимами, продолжение изоляции Ирана и поддержку Израиля. Схожими категориями мыслит и сам Нетаньяху, который с трибуны ООН ратует «за союз с арабскими странами против Ирана и «Исламского государства». «Общие угрозы вынуждают Израиль и арабские государства действовать сообща. Я надеюсь, что мы построим долгосрочные партнерские отношения» — цитирует премьер-министра газета Guardian.

На Ближнем Востоке формируется причудливая коалиция: вчерашние враги становятся сегодня друзьями, а друзья — врагами. Борьба выходит на более ожесточенный уровень.