Видят ли ангелы Аллаха в этом мире?

На модерации Отложенный

Вопрос (164119): «Ангел Джибриль, или другой из ангелов видели ли Аллаха?»

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Нет сообщений в Коране или Сунне указывающих на то, что Джибриль (мир ему) или какой либо другой ангел видел бы Аллаха. И это относится к разновидности скрытого, о котором не возможно узнать, кроме как при наличии довода.

В хадисе о Мирадже (вознесении Пророка на небеса) сказано, что Джибриль вознесся с Пророком (мир ему и благословения Аллаха) на уровень, где был слышан звук письменных тростей, но нет доказательства, что они увидели там Аллаха.

Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Когда я подошел к Ибрагиму, то он сказал: «Добро пожаловать к праведному пророку и праведному сыну» Я спросил: «Кто это?»  Он ответил: «Это Ибрахим».

Ибн Шихаб сказал: И ибн Хазм сообщил мне, что ибн Аббас и Абу Хабба аль-Ансари говорили: «Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «затем меня сопровождали пока мы не достигли уровня, где я мог слышать звук письменных тростей».

Ибн Хазм и Анас ибн Малик сказали: Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Аллах предписал моей умме пятьдесят молитв, и затем я ушел с этим, пока не встретил Мусу» (Бухари 349, Муслим 263)

Ученые разногласят относительно видения: некоторые из них подтверждают, а другие отрицают.

Ибн Хаджра аль-Хайсами был спрошен: «Видят ли ангелы Аллаха?»

Он ответил:

«Шейх Изз аль-Дин ибн Абдуссалам утверждал, что они не видят Его, и он привел длинный довод для поддержки этого мнения, и за ним следовали некоторые ученые. Но его опроверг имам ахли сунны Абульхасан аль-Ашари, который сказал, что они видят Его. Об этом было упомянуто в его книге аль-Ибана фи Усуль аль-Дийана. За его мнением последовали Байхаки, который привел с иснадом от Абдуллаха ибн Амр ибн аль-Аса и других сахабов. За этим также последовал ибн аль-Каййим и Джалал аль-Балгини. Согласно хадису, который был оценен как сахих Хакимом, Джибриль никогда не видел своего Господа до того, как Пророк (мир ему и благословения Аллаха) не совершит земной поклон пред своим Господом, но это не значит, что он не видел Его до этого или после этого, и что  другие ангелы не видят его» (Аль-Фатава аль-Хадисия, стр. 153)

Шейха ибн Бааза спросили: «Видят ли ангелы своего Господа в этом мире, или Он ниспосылает откровения из-за завесы?»

Он ответил: «Аллаху известно лучше» (Фатава Нура ля аль-Дарб).

Шейх Абдуррахман аль-Баррак был спрошен:

Существуют доводы, которые позволяют предположить, что они не видят Его. Это аят в суре Гафир, в котором Аллах сказал: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду» (40:7)

Слово «веруют» в этом аяте может указывать на это значение. Так ли это?»

Он ответил:

«То, что Аллах сообщил об ангелах, которые несут Трон и которые находятся вокруг него и что они верят в Него, не обязательно означает, что они не видят, или, что некоторые из них не видят Его, или, что другие ангелы не видят Его, так же как стремление увидеть Его не противоречит вере. Также, то, что Аллах говорил (с некоторыми из пророков) не противоречит вере. Ибрагим увидел как Аллах вернул к жизни и это увеличило веру, как Аллах сказал:

«Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?» Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось». (2:260)

Аллах говорил с Мусой из-за преграды, и это не значит, что он не верил.

Суммируя, нет противоречия между верой и видением Его. Это происходит из того факт, что Муса попросил своего Господа позволить увидеть Его, для увеличения веры: «Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя»» (7:143)

Да, после того, как человек увидит Аллаха, его вера не будет считаться верой в скрытое, и возможно, что несущие Трон и те, кто вокруг него видели Аллаха и таким образом достигли величайшего уровня убежденности. Также, когда верующие увидят своего Господа в День Восрешения, они перейдут от уверенности основанного на знании к уверенности основанной на видении, ведь, когда они увидят Аллаха, они уверуют в Него с верой в видимое и они обретут глубокое наслаждение от этого; они будут благословлены тем, что увидят Его и слушают Его слова.

Аллах сказал:

«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (75:22-23)

Мы просим Аллаха о радости взирания на Его благословенную сущность. И Аллаху известно лучше.

Фатава аль-Ислам аль-Йаум.

Суммируя: Это вопрос скрытого и нельзя подтверждать или отрицать это, кроме как на основе доказательства.

Правильным подходом является отказ от спрашивания об этом.

И Аллаху известно лучше.

Источник: http://www.islamqa.com/ar/ref/164119 (перевод fatwaonline.net)