Леонид Броневой: нужен политический процесс над коммунистами
На модерации
Отложенный
Российский актер Леонид Броневой ответил на вопросы читателей сайта bbcrussian.com.Среди легендарных ролей Броневого - Мюллер в сериале "Семнадцать мгновений весны", артист эстрады Велюров в "Покровских воротах" и многие другие.
С Леонидом Броневым беседовала глава интерактивного отдела Русской службы Би-би-си Анна Висенс.
Би-би-си: Нам пришло много вопросов, читатели вспоминали ваши роли, те незабываемые образы, которые вы создали на сцене и на экране. К примеру, Дмитрий пишет: мне очень нравится ваша бодрость на экране, в ваших киноролях. Вопрос о поколениях: считаете ли вы, что лишения, через которые прошли вы, помогли вам сформироваться как личности и достичь всего, чего вы достигли?
Леонид Броневой: Все очень индивидуально. Наверное... Когда приходится испытывать большие трудности с ранних лет, их надо уметь выдержать. Потому что, если не сумеешь, это чревато. Но если ты выдерживаешь их, то можно чего-то добиться.
Би-би-си: А когда пришла мысль стать актером? Сергей из Москвы спрашивает, какие мотивы двигали вами при выборе этой профессии?
Леонид Броневой: Я стал актером по неволе, в силу необходимости. Поскольку моя жизнь, вернее, жизнь моих родителей, а следовательно и моя, сложилась таким образом, что все дороги при советской власти были для меня закрыты, кроме театральной. И то, не в столичных ВУЗах, а в провинциальных. Потому что отец был репрессирован в 37 году с правом переписки по 58 статье. С правом переписки означало, что у него есть какая-то маленькая возможность вернуться живым.
Когда мне было восемь с половиной лет, а маме было 27 или 28 лет, нас сослали в город Малмыш Кировской области, где мы с ней провели пять лет с 1937 по май 1941. Она писала много раз Хрущеву, который только что возглавил ЦК Компартии Украины, спрашивая, чем ребенок и молодая женщина провинились перед советской властью. Наверное, они считали, что я восьми с половиной лет и мама представляли ужасную угрозу для существующего режима, потому что он даже ни разу не ответил...
Би-би-си: Леонид Сергеевич, как вы, человек с таким прошлым, относитесь к тому, что происходит сейчас в России вокруг личности Сталина? К примеру, к восстановлению лозунгов "За Родину, за Сталина!" на станции метро Курская в Москве?
Леонид Броневой: Я отношусь к этому крайне негативно, это я мягко высказываюсь... Сейчас собираются праздновать юбилей, 130 лет, со дня рождения Сталина... Я считаю, что должен быть политический процесс над КПСС. Она виновата не меньше, чем нацистская партия в Германии и даже больше. Там воевали против других народов, там уничтожали евреев, русских хотели сделать рабами. А тут воевали против своего народа. Как можно было героев, которые попадали в плен в полусознательном состоянии, после войны заставить опять пройти через лагеря? Это была чудовищная система, основанная на страхе. И главный лозунг, негласный, был - не высовываться. И еще обязательно люди должны были стучать друг на друга. Поэтому я никогда не прощу то время.
Би-би-си: А как вы объясняете тот факт, что современная Россия не готова поставить на одну ступень преступления сталинизма и фашизма? Многие считают - так как война была выиграна со Сталиным, то, вроде как, ему многое прощается...
Леонид Броневой: Я не согласен с этим. Не Сталин выиграл войну. Выиграли войну простые люди. Эти люди оставили своих родителей, детей, шли в бой 18-летние, миллионы людей. Они видели, что враг пошел на нашу землю. Когда мне было восемь с половиной лет, а маме было 27 или 28 лет, нас сослали в город Малмыш Кировской области, где мы с ней провели пять лет с 1937 по май 1941. Она писала много раз Хрущеву, который только что возглавил ЦК Компартии Украины, спрашивая, чем ребенок и молодая женщина провинились перед советской властью. Наверное, они считали, что я восьми с половиной лет и мама представляли ужасную угрозу для существующего режима, потому что он даже ни разу не ответил...
Би-би-си: Леонид Сергеевич, как вы, человек с таким прошлым, относитесь к тому, что происходит сейчас в России вокруг личности Сталина? К примеру, к восстановлению лозунгов "За Родину, за Сталина!" на станции метро Курская в Москве?
Леонид Броневой: Я отношусь к этому крайне негативно, это я мягко высказываюсь... Сейчас собираются праздновать юбилей, 130 лет, со дня рождения Сталина... Я считаю, что должен быть политический процесс над КПСС. Она виновата не меньше, чем нацистская партия в Германии и даже больше. Там воевали против других народов, там уничтожали евреев, русских хотели сделать рабами. А тут воевали против своего народа. Как можно было героев, которые попадали в плен в полусознательном состоянии, после войны заставить опять пройти через лагеря? Это была чудовищная система, основанная на страхе. И главный лозунг, негласный, был - не высовываться. И еще обязательно люди должны были стучать друг на друга. Поэтому я никогда не прощу то время.
Би-би-си: А как вы объясняете тот факт, что современная Россия не готова поставить на одну ступень преступления сталинизма и фашизма? Многие считают - так как война была выиграна со Сталиным, то, вроде как, ему многое прощается...
Леонид Броневой: Я не согласен с этим. Не Сталин выиграл войну. Выиграли войну простые люди. Эти люди оставили своих родителей, детей, шли в бой 18-летние, миллионы людей. Они видели, что враг пошел на нашу землю. Я не признаю ту систему. Раньше я не понимал этого. Однажды, когда это было, дай бог памяти, в 1946 году. Мне было 16 лет. Я вступил в комсомол, как ни странно, хотя отец был в заключении, а мы с мамой были в эвакуации в Чимкенте. Меня приняли. Я всю войну работал, то в пекарне, то еще где-то. Я доучился до шестого класса, потом меня мама заставила поступить в вечернюю школу рабочей молодежи и за один год сдать аттестат зрелости, т.е. 7-8-9 и 10 классы, что я и сделал.
Даже когда отца арестовывали, я не понимал, что происходит. Я хотел пойти в военную школу или в журналистику, выучить два иностранных языка - английский и немецкий. А мама сказала: "Никуда ты не пойдешь, никуда тебя не возьмут". Это был для меня ужасный удар, я спросил - почему. Она через несколько дней принесла мне анкету, две или три страницы, 35 или 40 пунктов. Мама сказала - прочти вот тут. Там было написано - находились ли вы, ваши родители или ближайшие родственники на оккупированных территориях или в заключениях. Точка. И дальше была фраза - и если они умерли, то где похоронены. Я сказал маме: "Но Сталин же сказал, что дети за родителей не отвечают..." А она ответила: "Ты такой же дурачок, как твоей отец". И я поехал в Ташкент...
Би-би-си:Дмитрий Стуканов из Москвы пишет: многие новые и яркие впечатления детства остаются в памяти надолго. Со временем, с возрастом, поводов искренне удивляться становится все меньше. Какое событие впечатляло вас так же сильно, как в детстве, в последний раз?
Леонид Броневой: Когда меня спрашивают, какое чувство вам запомнилось больше всего в жизни, я всегда говорю - одно чувство, чувство голода - до войны, во время войны и после войны. Страшное чувство голода, ощущение, что желудок у тебя превратился в маленький орешек... Человек, который вечно голодный, также несчастен, как человек, который вечно переевший.
Би-би-си:Вы сказали, что вы актер по неволе, на экране и сцене вы производите впечатление человека, который получает удовольствие от работы. Разве это не так?
Леонид Броневой: Не сразу, но потом, с годами, вошел во вкус. Работа эта адская, мучительная и сладкая. С одной стороны она бесконечная, в ней нет выходных, отпусков, круглыми сутками, из месяца в месяц, из года в год, даже сыграв уже что-то хорошо или снявшись, ты без конца ночами лежишь, не спишь, думаешь - а как надо было, а как дальше, а почему это не получается. Почему из 100 спектаклей счастье испытываешь только на одном, а 99 проходят, и ты грызешь себя, что ты не нашел контакта со зрительным залом. Кроме того, это ужасная профессия, в отличие от писателя, композитора, скульптора, художника, это коллективная профессия, ты зависишь не только от режиссера или погоды, но и от своих партнеров. Если у тебя неудобный партнер, который не понимает, что такое чувство меры, играет только для того, чтобы проявить себя, а тебя задвинуть куда-то подальше. Ты все это чувствуешь, сказать ты этого не можешь - обидеться... Это очень сложная профессия, она очень зыбкая, хрупкая, в ней никогда нет окончательной истины, ее невозможно достигнуть - жизнь слишком коротка...
Мой стаж работы в высших театральных заведениях - 65 лет. Эти цифра тебе ничего не дает. Начиная новую работу, ты все равно сидишь перед белым листом, ничего не понимаю, ничего не знаю, что надо делать. Опыт тут не помощник, и опытность тоже не помощник.
Би-би-си: Что тогда главное - талант?
Леонид Броневой: Я не знаю, что такое талант, в этом надо долго разбираться. Это дело критиков.
Би-би-си: Евгений Медем из Санкт-Петербурга спрашивает, была ли у вас когда-нибудь такая роль, в которой вы хотели бы остаться?
Леонид Броневой: Нет, это дело такое - ты влюбляешься, долгое время любишь. Потом появляется новая роль, ты ту продолжаешь любить, но уже по-другому.
Би-би-си: Александр Смирнов из Москвы спрашивает, есть ли такие роли, которые хотелось всегда сыграть, но так и не сложилось.
Леонид Броневой: Арбенина хотелось сыграть... Я наизусть знаю Лермонтова. Вообще, не потому что я оригинальничаю, но я не понимаю Льва Толстова, не люблю его. Я прочитал один раз в жизни "Войну и мир", "Воскресенье" и "Анна Каренину". Я узнал потом, что Толстой, оказывается, сказал Антону Павловичу Чехову - не надо вам писать пьесы, у вас плохо получается. После этого написал сам пьесу "Живой труп", пьесу довольно слабую, мелодраматическую. Но он нанес, очевидно, такой душевный удар Чехову, потому что он перед ним преклонялся. Я вот думаю, что если бы я жил в то время и мог бы попасть туда, в момент, когда Толстой говорил эти жестокие слова в адрес Чехова (не знаю, чем это объясняется, ограниченностью или, может быть, завистью), я бы ему сказал: "Уважаемый Лев Николаевич, несмотря на мое преклонение перед вашим литературным гением, я должен вас сказать, что ваши романы, несмотря на примечательную прелесть, немножко затянуты, а местами (небольшими местами) даже скучны. И позвольте вам заметить, что лучшими вашими произведениями я считаю только два - рассказ "После бала" и сказку "Лев и собачка". Эти произведения написаны таким прозрачным русским языком, что они почти, почти приближаются к пушкинской и лермонтовской прозе. Почти... Поэтому, вам не надо было говорить Антону Павловичу эти слова". Ведь словом можно убить. Когда такой человек говорит... Чехов думал потом - наверное, я плохо пишу...
Би-би-си: Может, не написал чего-то, что мог написать?
Леонид Броневой: Думаю, что да, но история не любит сослагательного наклонения.
Би-би-си: А что для вас, как актера, важнее - театр, или кино? Это вопрос Александра Смирнова из Москвы.
Леонид Броневой: Конечно, театр. Потому что театр подразумевает огромное количество сложных репетиций. Кино, особенно сегодня... Каждый день снимается новый сериал. Поразительно. Как можно за три-четыре дня снять серию?
Я, конечно, люблю театр. Театр - это живая вещь. Я работаю в "Ленкоме" 21 год, за это время не видел ни одного пустого кресла, ни здесь, ни в других городах, ни за границей. Потому что Захаров - гениальный человек. Правда, театр за последние годы получал постоянно нокдауны. Ушли совершенно незаменимые люди. Потрясающие удары... Окружающая театральная общественность, видимо, полагала, что театру - конец. Марк Анатольевич давно ничего не ставил, сидел, работал над "Вишневым садом". И вдруг он поставил такой выдающийся, изумительный спектакль. Он, правда, сказал, что это по мотивам "Вишневого сада". Это нечто феноменальное - то, что он сделал.
Би-би-си: Очень многие читатели спрашивают о том, как вы относитесь к отреставрированному и вышедшему теперь в цвете фильму "Семнадцать мгновений весны".
Леонид Броневой: Крайне негативно. Я посмотрел кусочек и поймал себя на том, что я внимательно смотрю, что оказывается повязка красного цвета, а на ней белый круг и черный фашистский знак, а костюм черный... А я уже пропустил пять или 10 фраз текста. Это я, который знаю, а что же простые люди. Я не знаю, кто сделал этот заказ. С этим ничего нельзя сделать, потому что это связано с большими деньгами.
Это и есть пошлость. Не только то, что делают разные комики по телевидению. Помимо раскраски, вульгарной, они посмели трогать, переделывать текст.
Би-би-си: Я не слышала, что текст, оказывается, тоже подвергся изменениям.
Леонид Броневой: Ну, вы этого не знаете, потому что вы не знаете текст фильма наизусть. Но кто им дал право у Евгения Александровича Евстигнеева забрать изумительную фразу, которая сразу характеризует весь его образ? Когда он попадает туда, по своей ошибке, в эту квартиру, и его спрашивает этот страшный человек: "А у вас крыша есть?" Он говорит: "Нет, я живу на втором этаже". Т.е. он великий ученый, он даже не понимает этих слов, уголовных или спецслужбовских. Поэтому я не смотрю этот фильм, он исковеркан. Может быть, молодежи нравятся яркие краски, пускай смотрят. Потом ведь он был сделал черно-белым для того, чтобы документальные кадры слились с ним. А теперь получается - идут очень хорошие правдивые документальные кадры, идут танки, бегут солдаты, и вдруг - яркая раскрашенная сказочка. Это безобразие, даже так - это преступление.
Всем все можно сегодня. Это неправильно. Конечно, цензура была ужасная раньше, но свобода без ответственности - что хочу, то и ворочу - это тоже ужасно.
Би-би-си:Олег Кочетов из Новосибирска как раз спрашивает вас о роли цензуры в искусстве. Как вы оцениваете качественное развитие российского театрального и кинематографического искусства, свободного от цензуры, в сравнении советским периодом с наличием цензуры, спрашивает наш читатель.
Леонид Броневой: Я считаю, сегодня такое снижение уровня театра и кинематографа объясняется тем, что искусство, как ни странно, не может быть полностью свободным. Должно быть сопротивление, сопротивление, которое ты должен преодолевать. В прошлом, преодолевая сопротивление машины государственной, выходили изумительные фильмы, писались изумительной красоты песни, на прекрасные тексты. А сегодня ты свободен, ты можешь писать роман из сплошного мата, предположим. Ну, почитаешь страничку, а на второй подумаешь - да ну тебя к лешему.
Би-би-си: Думаю, этот вопрос вам задавали не один раз. Иван пишет - вы сыграли нациста так, что миллионы в СССР поверили, что нацисты это приприятнейшие люди. Не раскаиваетесь? Я думаю, что Иван с юмором немного вас об этом спрашивает.
Леонид Броневой: До меня фашистов играли прямолинейно - они глупые, они идиоты. Тогда с кем мы воевали, если они глупые, идиоты, если их армия плохо налажена и их спецслужбы? Что мы тогда мучались четыре года и положили миллионы людей. Нет, это была страшная машина. Они все были, конечно, сильными руководители. Все, кроме Шелленберга, имели отличное образование, уголовники по натуре, конечно.
Один высокопоставленный человек когда-то при советской власти на страницах прессы, когда его спросили, почему такое широкое развитие получают фашистские организации в России и во всем мире, сказал - а потому что нельзя так играть фашистов, такими хорошими, как их сыграли Броневой, Табаков, Куравлев. Нельзя этого делать, их надо разоблачать.
Я дал ответ на это интервью в газете. Я сказал, что вы переоцениваете влияние искусства на умы. И, может быть, вы плохо воспитывали комсомольцев своих, поэтому так получается. Но через много лет я подумал, может, он прав, может, в России нельзя так играть? Потому что российский зритель, он прекрасен, но он прекрасен своей наивностью. Он смотрит и верит, что это так, это все правда. Ну, а если это преступник, что же, играть прокурорское отношение к своему образу? Я никогда так не играл и играть не буду.
Би-би-си: Видимо, частично это связано с тем, что кинематограф всегда использовался в качестве пропаганды. Так ведь?
Леонид Броневой: Не знаю, я не занимаюсь пропагандой. Но, к примеру, Лев Борисов замечательно сыграл в "Бандитском Петербурге" Антибиотика, хотя это глава бандитской мафии. Я его поздравил и спросил - как вы смогли так замечательно сыграть, где вы учились. Он ответил - у вас, у вашего Мюллера.
Би-би-си: Леонид Сергеевич, последний вопрос от Михаила Зайцева. Он спрашивает, интересуетесь ли вы политикой, и, если да, то что вы думаете о нынешней ситуации в России?
Леонид Броневой: Интересуюсь, но говорить о ней не люблю.
Би-би-си: Ну, а на уровне ощущений, как вы себя чувствуете сегодня?
Леонид Броневой: Сегодняшнее время, несмотря на коррупцию, почти поголовную безграмотность, несмотря на амбиции и восхваление своего богатства, несмотря на все негативное, это время все равно лучше, чем то время - при незабвенном вожде нашем.
Меня как-то пригласил в Горки Дмитрий Анатольевич Медведев. Я был очень удивлен, меня никогда не звали раньше. Мы с ним 45 минут разговаривали, и я спросил его: "Дмитрий Анатольевич, а вы верите, что можете покончить с этой коррупцией, которая охватила всю страну и весь мир". Он ответил: "Я не могу вам сказать, верю или нет, но кто-то же должен начать, хотя бы начать это".
Он, кстати, был очень удивлен, когда спросил меня сначала: "Какие у вас просьбы, пожелания?" Я ответил: "Никаких". Он долго молчал, был удивлен, наверное. Попадая к таким людям, обычно что-то просишь, клянчишь. А мне действительно ничего не надо. У нас с женой двухкомнатная квартира, больше у нас ничего нет, да и не надо. Я не понимаю, зачем нужно 4-5-10 комнат, а если сто, в них же во все и не попадешь. Мне нужно кресло, телефон - одно место мое, как у собаки.
Комментарии
Путин заявляет о всемерной поддержке авиапрома. А Христенко тут же сообщает об отмене пошлин на ввоз «Боингов» и «Аэробусов» и о том, что в России широкофюзеляжные самолеты больше производиться не будут. «Суперджет» в основном состоит из иностранных компонентов. А отечественный Ил-96 не запускается в производство.
Если бы автор, который пишет матом, знал, что его не будут никуда приглашать, а образованные люди не купят его книгу, он бы был посдержаннее.
И голодным плохо и переевшим.
Но во всех состояниях человека виноваты комунисты.
До тех пор, пока в России будет бардак и беспредел, в том числе еврейский, имя Сталина будет сиять, как самая яркая Звезда на черном пока над Россией небе. Чем больше еврейской оголтелости против Сталина, тем больше его будут вспоминать с уважением и любовью. Вы (ненавистники Сталина) дайте людям жизнь без убийств, взяток, мошенничества на уровне сталинской, и когда останутся только одни его репрессии, тогда вы выиграете битву против НЕГО. Эта кампания против Сталина напоминает стаю шакалов, рвущих на части дохлого льва. При его жизни они бы не пикнули, а сейчас вылезли большой храброй стаей шакалов.