Почти половина российских пенсионеров счастлива

На модерации Отложенный

Самые счастливые пенсионеры проживают в Чечне, Ингушетии и Дагестане, наименее счастливы пенсионеры северных регионов 

Около 45% российских пенсионеров назвали себя счастливыми, 22,5% затруднились дать однозначную оценку своему восприятию жизни, еще 32,9% опрошенных сообщили о проблемах, мешающих им быть счастливыми. Об этом говорится в исследовании информационно-аналитического центра «Российский пенсионер».

Самые счастливые пенсионеры проживают в Чечне (88% опрошенных), Ингушетии (77%) и Дагестане (73%). А наименее счастливы пенсионеры северных регионов (Мурманская область — 31%, Коми — 31%, Карелия — 32%), а также пенсионеры из некоторых областей с развитой промышленностью и плохим уровнем экологии (в лидерах: Липецкая область — 34%, Воронежская область — 32%). В Крымском федеральном округе исследование не проводилось.

 

 

Первое специализированное исследование удовлетворенности жизнью среди отечественных пенсионеров проводилось с декабря 2014 года по июль 2015-го и охватило 1025 пенсионеров. Выборку составили пожилые люди от 55 до 87 лет из городов и сел 83 субъектов России.

В первом вопросе «Чувствуете ли Вы себя счастливым(-ой)?» респондентам предлагалось три варианта ответа: «да», «нет», «затрудняюсь ответить». Далее — «Что делает Вас счастливым(-ой)? Что мешает Вам почувствовать себя счастливым(-ой)?»; предлагалось выделить элементы, от которых зависит их личное ощущение счастья. Третий блок вопросов предлагал оценить роль государства и региональных властей в обеспечении счастья.

Так, для счастья пенсионеру нужно более всего здоровье (86%), материальное положение (82%), семейное благополучие (81%), любовь (77%), досуг (71%), вера в Бога (61%), стабильность в стране и мире (53%), а также другие факторы нематериального характера.

Среди наиболее волнующих проблем пенсионеры указали качество медобслуживания (72%), рост цен (71%), недоступность госуслуг (65%), социально-бытовые условия (ЖКХ, дороги) (59%), безопасность и защищенность от криминала (51%), политическая ситуация в стране и мире (34%), коррупция (31%).

При этом по уровню одобрения у пенсионеров лидирует президент (89%), по уровню недоверия — правительство (68% не доверяют).

— Зависимость уровня счастья российских пенсионеров от среднего размера пенсий очень слабая. Размер пенсионного обеспечения хоть и является важным фактором для полноценной и счастливой жизни, но гораздо большую роль в формировании счастья у российских пенсионеров имеет нематериальное, — говорит Святослав Миронов, который возглавляет проект «Российский пенсионер» по изучению пенсионной реформы.

Более молодые респонденты в целом чувствуют себя более счастливыми, чем пожилые (56,1% счастливых и 38,3% несчастных — в группе «55–60», 43,4% против 52,1% — в группе «60–70», и 34,4% против 57,7% — в группе «70+»). Доля счастливых среди состоящих в браке и проживающих вместе с супругом/супругой выше (42%), а одинокие (29%), разведенные (22%) гораздо менее часто называли себя счастливыми; среди вдовцов и вдов несчастливы 90%. Кроме того, исследователи выявили положительную зависимость между восприятием счастья и регулярностью встреч с детьми и внуками.

Исследователи также заметили, что жители крупных мегаполисов и больших городов в целом более счастливы (58%), чем пенсионеры, проживающие в малых городах и в сельской местности (42% счастливых). Пожилые мужчины в целом чувствуют себя более счастливыми, чем женщины (доля мужчин на 4 процентных пункта больше, чем женщин, 52% и 48% соответственно). Такой перекос в сторону сильного пола частично можно объяснить большей активностью, а также более широкими возможностями для проведения досуга у мужчин пожилого возраста.

Доля счастливых пенсионеров среди тех, чей размер пенсии не превышал 10 тыс.

рублей, почти в два раза меньше (31,7%), чем среди получателей больших пенсий (17 тыс. рублей и выше) — 65,1%. Кроме того, трудящиеся пенсионеры почти в 1,5 раза счастливее безработных.

— Часть наиболее активных пенсионеров научилась увеличивать размеры своих доходов (многие после выхода на пенсию продолжают работать, другие имеют дополнительные источники доходов — помощь детей и близких, заработок от сдачи жилья в аренду и др.). Количество счастливых среди этой категории респондентов выше, чем у тех, у кого нет дополнительного дохода, — говорит Святослав Миронов. — Иными словами, более счастливы сегодня в России те пенсионеры, которые даже в непростых экономических условиях научились выживать, не рассчитывая на одну лишь помощь государства. Единственная проблема, которая возникает в этой связи — к сожалению, таких «счастливчиков» в нашей стране очень немного. Так, сегодня в России счастливыми себя считают относительно «молодые» пенсионеры, проживающие преимущественно в городах, состоящие в браке и поддерживающие полноценные отношения со своей семьей, работающие и имеющие плотную сеть семейных и дружеских связей, имеющие превышающие усредненные показатели по доходам.

Удовлетворенность жизнью российских пенсионеров регулярно включает в свои опросы ВЦИОМ, однако их мнения изучаются в контексте всех возрастов. По данным ВЦИОМа, в конце 2014 года 76% россиян чувствовали себя счастливыми (на вопрос социологов ВЦИОМа «Вы счастливы или нет?» ответили «определенно да» или «скорее да»), среди пенсионеров счастливыми назвали себя 64% опрошенных. Причем, по данным ВЦИОМа, в конце 2013 года доля счастливых пенсионеров составляла 68%.

В 2003 году социологи международного проекта World Values Survey провели первое всемирное исследование счастья граждан 65 стран мира. Согласно данным исследования, Россия была признана в числе самых несчастных стран. В 2008 году этот же проект провел исследование, но уже в 97 странах, Россия в этом рейтинге также оказалась внизу рейтинга, на 88-й позиции. Исследованием счастья занимаются в основанном Джорджем Гэллапом Американском институте общественного мнения (Gallup International) — по итогам 2013 года позиции России находились существенно ниже средних показателей, в одном ряду с такими странами, как Пакистан, Болгария, Кения.

Экономист, профессор МГУ Александр Бузгалин отметил, что в решить именно проблемы пенсионеров отдельно от всего российского общества невозможно.

— Уровень социальной дифференциации в российском обществе гораздо выше, чем в странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Естественно, пенсионеры оказываются с числе беднейших групп населения... — говорит Бузгалин. — Но главные вопросы связаны с социальной и культурной атмосферой. В стране произошло радикальное изменение социокультурных приоритетов, ценностей, мотиваций деятельности. Возникло достаточно жесткое новое поколение, которое ориентировано на выживание в условиях вечно криминализованной рыночной экономики. Старшее поколение, ориентированное скорее на патерналистскую спокойную и стабильную социальную модель, естественно, оказывается в глубоком конфликте с этой ситуацией. В целом отношения между поколениями подчинены жестким рыночным стандартам, когда родители — это либо источник дохода, либо источник расходов. Зачастую дело обстоит так: в первом случае их уважают, но не за человеческие качества, а во втором случае их не уважают, что неприятно вдвойне.

Завкафедрой психологии и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Андрей Россохин считает, что старшему поколению важно обретать новые смыслы и найти возможности для самореализации.

— У нас нет возможности сделать так, как в Германии, когда люди путешествуют, но так или иначе нужна более активная жизненная позиция. Я уверен, что те люди, которые получают мало, имеют возможность создавать кружки во дворах и передавать свой спортивный, танцевальный, музыкальный опыт за минимальные деньги. В этом они могут обрести новый творческий интерес, смысл жизни. По сути, психология говорит, что человек живет, пока у него есть смысл в жизни, и он не определяется материальными факторами. Возможно, для кого-то он определяется материальным достатком, но когда он его получает, он должен найти новый смысл жизни. То есть смысл жизни в самореализации, — говорит Россохин.