Ва-банк на сирийском поле

На модерации Отложенный

  

Сирийская тема вновь сегодня на повестке дня. Неожиданный и непредсказуемый поворот событий связан с лавиной сирийских беженцев, устремившихся в Германию через европейские страны, усилением российского присутствия в Сирии на стороне действующей президентской власти, растерянностью европейских политиков, молчанием Америки и неоднозначной реакцией на происходящее международных СМИ.

Начну с того, что перечислю ряд вопросов, которые задают себе мои коллеги журналисты, которые пытаются разобраться в хаосе сегодняшних политических событий. В здравом уме и твёрдой памяти освещаемых нами оперативных новостей, с учётом того, что наша задача постоянно «держать руку на пульсе», сделать это чрезвычайно сложно. События последних лет, месяцев и дней, начиная с «арабской весны», братоубийственной войны в Украине, а теперь уже и открытой передислокации российской военной техники в Сирию, поневоле связываются в одну цепочку. Почему сирийские беженцы двинули в Европу именно сейчас, при том что гражданская война в Сирии идёт уже четыре года? Кто смог организовать и направить «стихийную» миллионную толпу? Ну и наконец, зачем Россия под предлогом борьбы с ИХ помогает режиму Башара Асада (Bashar al-Assad)?

Слухи об участии российских военных в сирийском конфликте активизировались после того, как в конце августа израильский новостной портал Ynet, ссылаясь на данные разведки, сообщил, что российские военные и авиатехника уже находятся на контролируемой правительством Асада авиабазе в окрестностях Дамаска. Израильтяне предупредили, что на расположенную к югу от Латакии базу российских ВМФ в Тартусе по воздуху и по морю из России прибывает бронетехника и другое оборудование.

Это был первый звоночек. Официальные лица в Москве поспешили опровергнуть эту информацию, мол, речь идёт лишь о поставках военной техники в соответствии с контрактами, подписанными ранее. «Говорить о возможном российском участии в военных операциях против боевиков „ИХ“ пока преждевременно…» – заявил Владимир Путин. И вот что интересно, накануне в Кремле состоялась тайная встреча между президентом РФ и Касемом Сулеймани (Kasem Suleymani), командиром спецподразделения «Эль-Кудс» Корпусов стражей исламской революции, человеком, ответственным за все военные сети Ирана за границей. (Его имя включено в так называемый чёрный список ООН, ему запрещён выезд за пределы Ирана). На этой встрече, видимо, и решили превратить населённую преимущественно алавитами полосу вдоль средиземноморского побережья в неприступный бастион режима Башара Асада, где в случае чрезвычайной ситуации он сможет укрыться со своей семьёй.



И ещё одна немаловажная деталь, которая обращает на себя внимание – почти сразу после «рандеву» в Москве в Европу хлынул иммиграционный поток, как будто кто-то открыл задвижку. Ничем существенным положение населения охваченных войной регионов в последнее время не ухудшилось, а вот ведь стихийно подхватились и побежали… Излишне спрашивать, где беженцы, потерявшие кров, нашли деньги на столь рискованное «путешествие». Чего же они испугались? Поставки российской военной техники в Сирию подтверждаются теперь и международными информационными агентствами, ссылающимися в том числе и на спутниковую съёмку. Применение армией Асада современного российского оружия, безусловно, ужесточит фронтовую обстановку и, как считают эксперты, усилит и продлит кровопролитие. Не исключено, что именно страх погнал людей в дорогу, но такие последствия, в общем-то, можно было и спрогнозировать.

Трудно ответить также на вопрос – зачем эта военная авантюра нужна России? Чтобы продемонстрировать «русские амбиции» и создать ещё одну позицию для дальнейшего международного торга? Путин сделал очевидный ход ва-банк, поскольку выйти из сирийского конфликта будет намного труднее, чем в него ввязаться. Однако всё рассчитано до мелочей, президент США Барак Обама (Barack Obama) вынужден смотреть на российско-иранский сговор сквозь пальцы, чтобы не сорвать ядерную сделку с Ираном. Помимо поддержки друга Асада в борьбе против «ИХ» Кремль, обеспокоенный быстро растущим числом русскоязычных джихадистов, преследует и другие цели: исламистских боевиков предпочтительнее уничтожать прямо в Сирии, а не ждать, пока они вернутся в Россию и продолжат там убивать людей.

Лидеры европейских стран позволяют себе лишь осторожные высказывания. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) посетовал, что больше нельзя допускать, чтобы «каждый вмешивался в дела Сирии по своему усмотрению». А вот израильтяне всполошились не на шутку. В Израиле обеспокоены возможностью боевого столкновения между российскими наземными силами и ВВС ЦАХАЛа. Израильские системы ПВО будут вынуждены сбить российский самолёт, если он случайно окажется в воздушном пространстве еврейского государства (сирийский фронт проходит в нескольких сотнях метров от израильской границы). Угроза, исходящая от российского контингента в соседней стране, заставила премьер-министра Израиля Биньямина (Benjamin Netanyahu) Нетаньяху совершить незапланированную поездку в Москву на встречу с Владимиром Путиным. Говорили они, вероятно, о том, как избежать столкновений на сирийском поле..