Мифы в жизни каждого /Стартующие из рая/

На модерации Отложенный

Иногда непросто связать истории, с древних времён обосновавшиеся в общечеловеческой культуре, с самим собой и своими современниками. Мы так разительно, на первый взгляд, отличаемся от людей древности, что совсем немногим приходит мысль сопоставить их с нами и попытаться понять, что между нами общего, что послужило глубинным мотивом для создания порой причудливых, порой ужасающих сказаний прошлого, и почему древние мифы не забываются, почему они продолжают жить в тайниках нашего сознания своей скрытой жизнью, неожиданно всплывая в произведениях искусства и в науках, изучающих особенности человеческой психики.
История изгнания из рая в разные времена трактовалась по-разному. Её использовали как обоснование неравноправия полов, как подтверждение идеи об изначальной порочности человеческой натуры и создания комплекса вины с целью манипулирования. Несмотря на множество существующих точек зрения, одна из них до сих пор не получила должного отражения в нашей культуре, и мы попробуем сейчас исправить это, ибо этот взгляд на историю изгнания Адама и Евы, на наш взгляд, заслуживает самого пристального внимания.


Итак, первые люди пребывают в довольстве и благости, мирно гуляя среди деревьев, одним из которых является Древо Познания. Это единственное из деревьев, плодами которого нельзя пользоваться коренному населению региона. Из этого несложно сделать вывод: перволюди находятся в состоянии незнания. Незнание даёт им право быть (или считать себя) бессмертными и ограждает их от множества проблем. Но это же незнание оставляет наших простоватых прародителей в неведении о возможных последствиях их поступков и выборов, и именно этим обстоятельством пользуется Змей (символ мудрости, кстати). Он указывает Еве на преимущества Знания, умалчивая, естественно, о связанных с этим трудностях и неудобствах. Манипуляция завершается успехом, женщина выбирает Знание, за ней следует Адам, и все райские бонусы остаются в воспоминаниях, когда вооружённый представитель силовых структур - Ангел - отправляет сладкую парочку в реальный мир.


Дольче вита развеивается, как дым, и что же приходит ей на смену?

Начинается трудный Путь Знания, тот самый Путь, которым мы с вами идём по сию пору.


- Какое отношение к этому локальному конфликту имеем мы? - возможно, спросит нетерпеливый читатель.
Полагаю, самое непосредственное. Вряд ли мы в состоянии вспомнить своё собственное детство, но мы можем наблюдать наших детей. И видеть, что каждый из них рано или поздно вступает в возраст вопросов. Тот самый возраст, когда ребёнок остро чувствует своё Незнание, и этот когнитивный голод не даёт ему возможность безоговорочно наслаждаться своим счастливым - райским - состоянием неведения. В этот период все старшие - родители, родственники и знакомые - кормят маленького человека плодами с Древа Познания, выступая в качестве Мудрого Змея.

Крошка-сын к отцу пришёл.
И сказала кроха:
- Что такое "хорошо"?
И что такое "плохо"?

Иначе говоря, что такое "Добро" и что такое "Зло"?
Так входит в нашу жизнь двойственность, дуальность. Мы прекращаем видеть мир целостно, и учимся дробить действительность на противостоящие пары - свет и тень, дружба и вражда, тепло и холод, жизнь и смерть, и т. д.
Именно этот процесс получил своё отражение в мифе о Древе Познания, плоды которого позволяют различать добро и зло.
А теперь подумаем, так ли уж плох этот "первородный грех", за который, как говорят, человечество расплачивается своими страданиями от начала мира и до наших дней.
Есть ли у нас другой выбор?
Что будет, если кто-нибудь откажется от плодов Древа Познания и останется в райском неведении? Одним пациентом в палате умственно отсталых станет больше. Неведающий будет полностью доволен всем, что с ним происходит, но жизнь его будет лишена движения и развития, а значит - абсолютно пуста и бессмысленна. 
Каким бы трудным ни был Путь Знания, какие бы неприятности не готовил идущим, иной альтернативы у человека нет.
Тем более, что этот Путь в итоге даёт нам и избавление от страданий, и возврат к райской целостности восприятия. Но это уже не детское наивное видение, а зрелое понимание сути происходящего, мудрость много повидавшего и хорошо поработавшего над собой Мастера.
И ради этого стоит покинуть райский инкубатор и погрузиться в щедрую на опасности и неожиданные находки круговерть настоящей жизни.
В. Безымянин