Записки негативиста: Еще один писатель-пророк

На модерации Отложенный

Писателям-фантастам порой удается предугадать развитие общества в будущем, новые технологии, достижения науки и техники. Все знают, что Ж.Верн описал подлодку задолго до ее создания, полеты на Луну, акваланги, телевидение и т.п. Но Ж. Верн не единственный предсказатель.

Есть еще один писатель, предвосхитивший современное общество более 50 лет назад. В 1953 году Рэем Бредбери был написан рассказ «Убийца». И цитировать этот рассказ мне приходится все чаще.

«Не телефон - так телевизор, или радио, или патефон. А если не телевизор, не радио и не патефон, так кинотеатр тут же на углу или кинореклама на облаках. С неба теперь льет не дождь, а мыльная пена. А если не слепят рекламой на небесах, так глушат джазом в каждом ресторане; едешь в автобусе на работу - и тут музыка и реклама.»

Знакомая картина? Только вместо Венского леса и джаза – дешевая попсятина и шансон. Этого гений не предусмотрел, видимо, считал, что хуже джаза быть не может. Или верил, что люди не смогут так низко опуститься.
В рассказе люди отвыкли от тишины, они ее не выносят. Как и многие сейчас (и я тоже). Обязательно что-то должно издавать звуки – телефизор, музыка, телефонный разговор с кем-нибудь.

Весьма ярко Бредбери нарисовал картину современных домов, оборудованных последней техникой. Мы уже практически к этому подошли.

«Дом у меня из таких, знаете, чудо техники: разговаривает, поет, мурлычет, сообщает погоду, декламирует стишки, пересказывает романы, звякает, брякает, напевает колыбельную песенку, когда ложишься в постель. Станешь под душ - он тебя глушит ариями из опер, ляжешь спать - обучает испанскому языку. Этакая болтливая нора, в ней полно электронных оракулов. Духовка тебе лопочет: "Я пирог с вареньем, я уже испекся!" - или: "Я - жаркое, скорей подбавьте подливки" - и прочий младенческий вздор. Кровати укачивают тебя на ночь, а утром встряхивают, чтоб проснулся! Этот дом терпеть не может людей, верно вам говорю! Парадная дверь так и рявкает: "Сэр, у вас башмаки в грязи!" А пылесос гоняется за тобой по всем комнатам, как собака, не дай Бог, уронишь щепотку пепла с сигареты, мигом всосет.»

Духовки у нас еще не разговаривают, но звякают и пиликают, как и холодильники. А роботы-пылесосы, которые так нравятся домашним животным, уже существуют. Домофоны с видеонаблюдением. И на сайте задолбанных я уже встречала немало историй на эту тему – вся техника светится, пищит, дзынькает. Т.е. скоро будут и свои «убийцы».

А самое гениальное – это описание устройств связи: коммуникаторы, селекторы, радиобраслеты. А точнее – зависимость людей от этих устройств.

«Кому они, спрашивается, удобны? Друзьям-приятелям? "Здорово, Эл, решил с тобой поболтать, я сейчас в Гринхилле, в гардеробной. Только что я их тут всех сокрушил одним ударом. Одним ударом, Эл! Удачный денек! А сейчас выпиваю по этому случаю. Я решил, что тебе будет любопытно". Еще удобно моему начальству: я разъезжаю по делам службы, а в машине радио - и они всегда могут со мной связаться. Связаться! Мягко сказано. Связаться, черта с два! Связать по рукам и ногам! Заграбастать, зацапать, раздавить, измолотить всеми этими радиоголосами. Нельзя на минуту выйти из машины, непременно надо доложить: "Остановился у бензоколонки, зайду в уборную". - "Ладно, Брок, валяйте". - "Брок, чего вы столько возились?" - "Виноват, сэр!" - "В другой раз не копайтесь!" - "Слушаю, сэр!"»

Бредбери почти цитирует современных говорунов.


Рассказ«Вот жена в сотый раз спрашивает: "Ты сейчас где, милый?"»
Сейчас: Коллеги звонят мужьм-детям: «Ты где? Едешь?

Рассказ«А потом какой-то чужой дядя орет: "Вас вызывает Статистическое бюро. Какой марки резинку вы жуете в данную минуту?"»
Сейчас: Звонок с неизвестного номера: «Здравствуйте Имя Отчество (откуда узнают, сцуки?), это фирма Доктор Борменталь. Вы или ваши знакомые страдаете ожирением?»

Рассказ: (мое любимое) «А в автобусе полным-полно замученных канцелярских  крыс, и все переговариваются по радиобраслетам с женами: я, мол, уже на Сорок третьей улице... на  Сорок четвертой... на  Сорок девятой... поворачиваю на Шестьдесят первую... А один супруг бранится: "Хватит тебе околачиваться в баре, черт возьми! Иди домой и разогрей  обед, я  уже на Семидесятой!"
Сейчас: Да даже переделывать ничего не надо – только называния улицу и остановок подставляй. В любом транспорте обязательно будут такие говоруны, сверяющие координаты. Не помню, откуда – самым распространенным вопросом при звонке по мобильному стал вопрос «Ты где?»

По сути, Бредбери описал антиутопию, в которой человечество отвернулось от интеллектуального и духовного развития в сторону материального гедонизма, потребления, погони за деньгами и новыми бесполезными (чаще всего) игрушками. Для Бредбери эта ситуация была скорее комической, гротескной. Предполагал ли автор, что все написанное повторится в реальности и даже в более уродливой форме? В рассказе не были затронуты компьютерные игры, ВКонтактик и ему подобные, селфи, куча «волшебных» косметических средств, курсы пикапа и НЛП и т.п.

В интервью «Аргументам и фактам» в последние годы жизни Бредбери задали вопрос – почему, на его взгляд, не сбылись прогнозы освоения Марса и технического прогресса человечества. На что писатель ответил: «Потому что люди — идиоты!» (А я и не знала, что часто цитирую его!) Поэтому вместо марсианских башен мы имеем бесчисленное множество торговых центров, айфоны и срачики в интернетиках на тему политики (в которой никто не разбирается), гендерных «должна-обязан» и допустимых объемах задниц.

Мы сплясали чечетку на острых осколках,
На острых осколках разбитой мечты.
После этого стало не так уж и больно,
Не так уж и больно, как хотела бы ты.
Как на Марсе, от крика сыплются башни,
Сыплются башни на старый асфальт.
Их красота перестала быть важной,
Перестала быть важной, и ее нам не жаль.
Среди этих руин, подпирали что небо,
Подпирали что небо, мы бредем в никуда.
И метель засыпает следы наши снегом,
Заметает их снегом, чтобы скрыть навсегда.
Как хотелось бы верить, что еще будет время,
Что еще будет время - солнце будет светить,
И лучей своих ярких теплом нас согреет,
Нас с тобою согреет, чтобы мы могли жить...


P.S. На самом деле я потихоньку перебираюсь в ЖЖ. Для меня большой плюс, что хотя там меньше комментариев, но меньше и наездов в мой адрес. Нервы целее, тексты спокойнее. С перепостом небольшой эксперимент.