Эмиратский дипломат уверен в важности Египта на Ближнем Востоке
Государственный министр по делам МИД ОАЭ Анвар Каркаш в своем интервью делает акцент на мобилизацию арабской дипломатии, а также на необходимость наращивания военно-оборонного сотрудничества, чтобы противостоять тем вызовам, которые стоят перед странами региона. Господин Каркаш прямо указывает на то, что Тегеран и Анкара вмешиваются в суверенные дела арабских стран, чего нельзя допускать. Главный его тезис заключается в том, что Египет остается ведущим государством в формулировании повестки дня на Ближнем Востоке.
Мы понимаем, что внешнеполитическое ведомство ОАЭ не берет во внимание мнение стран Магриба, где ключевую роль играет Алжир, в своих рассуждениях о будущем арабского мира. Мы сталкиваемся с проблематикой «дипломатического разрыва» между Ближним Востоком и Магрибом в выработке общеарабской стратегии по обеспечению национальной безопасность каждой страны в отдельности, не говоря уж о Сирии или Ливии.
Какая проблема представляет наибольшую опасность для всего арабского мира?
Анвар Каркаш: Сегодня, как никогда, арабский мир нуждается в единстве, во взаимодействии всех стран арабского мира, так как арабский мир сталкивается с множеством опасностей. Арабо-израильский конфликт остается главной и основной проблемой, исходя из его развития и последствий. Это проблема, о которой нельзя забывать. Все остальные опасности, которые мы сегодня наблюдаем, можно разделить на две основные группы. В первую группу входят проблемы, связанные с экстремизмом и терроризмом, с опасностью существованию национальной арабской государственности. Это мы наблюдаем в расколе многих арабских обществ и в чудовищных пожарах, охвативших наш арабский мир и которые мы стремимся потушить. Эта сторона проблемы связана с конфессионализмом, с идеей экстремизма, многим другим.
Другая сторона проблемы связана с региональным вмешательством в дела арабского мира. И это основная проблема. Вмешательство со стороны Ирана и Турции во внутренние дела арабских стран наносит вред их стабильности, мешает решению проблем арабского мира. Некоторые страны в регионе ведут политику от имени арабских стран, как будто ключи от решения проблем арабского мира находятся в их руках. Для нас это неприемлемо, особенно после того, как мы обнаружили, что такая политика только еще больше усиливает нестабильность в регионе.
Вполне очевидно то, что вся арабская система национальной безопасности сегодня противостоит опасным вызовам. Как ОАЭ собирается противостоять этим вызовам?
Анвар Каркаш: Наше государство полностью осознает, какая ответственность на нем лежит, вместе с остальными арабскими государствами. Природа этих вызовов и опасности, с которыми сталкивается регион, преодолели границы всех стран. Некоторые из вызовов носят идейный характер, другие – практический, но ни одна страна самостоятельно не в состоянии им противостоять. Нам не обойтись без консолидации умеренных арабских сил, стремящихся к реорганизации безопасности региона и его стабильности. И после этой реорганизации можно будет перейти к следующему шагу – это развитие и рост. Проблемы, стоящие перед нами – это проблемы, касающиеся нашего будущего существования. Многие из этих проблем связаны с вмешательством со стороны стран региона в дела арабского мира. Существование этих проблем связано с нашей неспособностью, как арабов, работать над решением своих проблем. Не смотря на все это, мы обнаружили наличие совместной доброй воли, проявившейся во взаимодействии по решению ливийского кризиса. Проявилось это и в «выздоровлении» Египта.
Сегодня Египет выходит из кризиса и находится в положении намного лучшем, чем в период, через который он прошел. Для Египта, как главного полюса арабского мира, такое выздоровление очень важно. Наряду с примерами затянувшихся и продолжающихся кризисов, мы видим и положительные примеры выхода из кризиса. Государство ОАЭ считает необходимым сотрудничество и взаимодействие стран арабского мира, необходимость решать наши проблемы без постороннего вмешательства, без вмешательства региональных стран в наши внутренние проблемы.
Что касается объединенных арабских вооруженных сил, то ожидалось, что будет подписан протокол об их создании между министрами иностранных дел и министрами обороны арабских стран. Подписание было отложено. Когда же объединенные арабские вооруженные силы будут созданы, и какие препятствия стоят на пути объявления об их создании?
Анвар Каркаш: Мы все благодарны Египту за прикладываемые им усилия в решении этого вопроса. Египет играет главную роль в развитии этой идеи. Главный вопрос, который обсуждается сейчас – возможность калибрировать между реальными возможностями этого арабского оборонного проекта и его «теоретической» платформой (как его преподносят экспертов для политического руководства – зам. редакции). Вопрос в том, как создать объединенные арабские вооруженные силы, чтобы его механизмы были гибкими. Создание объединенных арабских сил будет существенным дополнением для поддержания национальной безопасности в арабском мире. Я считаю, что поспешность в реализации этого проекта не нужна. Нужно, чтобы проект предусматривал положительное равновесие между существованием законодательных рамок и тем, чтобы эти силы были действенными сточки зрения принятия решений, с точки зрения их влияния и так далее. Действия Египта в этом вопросе продолжаются и надеемся, что результаты будут положительными.
В ходе заседания министров арабских стран вы встречались с спецпосланником ООН по сирийскому кризису Стефаном Димистурой. Каким вы видите решение сирийского кризиса? Есть ли противоречия во взглядах по этому вопросу между организацией Объединенных наций и арабскими странами?
Анвар Каркаш: Перед Димистурой стоит очень сложная задача, касающаяся глубокой проблемы. Но по его словам, приоритетом остаются договоренности Женева1, приоритет политического перехода власти в стране. Но этот политический переход не может проходить под руководством нынешнего сирийского режима. Это очень важно. Большое беспокойство у арабских стран вызывает та роль, которую играет в Сирии Иран. И это главный фактор, вызывающий у нас беспокойство. С точки зрения Запада, роль Ирана не вызывает такого беспокойства и не является такой чувствительной. Они считают Иран легитимным региональным игроком в вопросах, касающихся арабских стран. Но если среди арабов роль Ирана вызывает главную озабоченность, так как Иран не является легитимным игроком в вопросах, касающихся наших внутренних дел. Я думаю, что сирийский вопрос продолжает оставаться главной проблемой. Выбор не может стоять между террористическими движениями и режимом, который осуществляет агрессию против своего народа. Я думаю, что в этом вопросе мы продолжаем переживать настоящий глубокий кризис, где каждый пытается проложить свой путь в направлении поиска решения сирийского кризиса. Проблема в том, что расплачиваются за это простые граждане Сирии. Они рискуют своими жизнями и жизнями членов своих семей в попытке бежать, понимая, что эта страна на многие годы будет опасна для того, чтобы жить там. Они направляются в поисках лучшей безопасной жизни и в поиске заработка. Это настоящий кризис.
Комментарии