Парадоксы великих: Месть короля Лира Льву Толстому

Парадоксы великих
http://www.oracle-today.ru/articles/72944/


Утешим себя тем, что не только над нами, простыми смертными, судьба порой может зло посмеяться, разом опровергнув все или многое из того, чему мы верили сами и учили других. Случалось такое и с великими, известными миру людьми. Над некоторыми из них жизнь, а вернее, смерть, посмеялась довольно жестоко. 


Месть короля Лира

Не стоит думать, что гениям совсем не свойственны мелкие человеческие слабости вроде зависти и что ошибаться – не их удел. К примеру, признанный миром гений Лев Толстой втайне завидовал и недолюбливал другого гения – Уильяма Шекспира. Чем иначе объяснить то обиженное презрение, которое русский классик высказывал в адрес классика литературы английской, утверждая, что все шекспировские персонажи – сплошь надуманные, что похожи они на марионеток, своими поступками лишь отдаленно напоминающих живых людей.

Истории шекспировских героев Толстой пренебрежительно называл «завиральными». Почему-то особенно не любил он «Короля Лира». Об этой трагедии Шекспира, главный герой которой, отвергнутый и преданный самыми близкими людьми, был вынужден покинуть свой дом и скрыться, Лев Толстой высказался так: «Хуже «Короля Лира» могут быть только другие пьесы этого автора».

Над несчастным королем он лишь посмеивался. Но злая судьба подготовила финал его собственной драмы, будто списанный с этой трагедии. В ноябре 1910 года, к тому времени уже почти полубезумный, старец встал, по сути, со смертного одра и покинул свой дом, прокляв все и вся, в том числе жену и детей. Так он отправился в свой последний путь.

Безвестная некогда станция Астапово, где он так неожиданно остался, стала символом одиночества потерянного и пришедшего в никуда классика. Покинутый всеми гений русской литературы в последние дни жизни стал объектом сначала праздно-равнодушного, а потом взбудоражено-любопытствующего внимания. Дрожащего и немощного его вывели под руки из душного, наполненного людьми вагона и привели в какую-то комнату. Там он стал терять память и заговариваться. А мир потрясенно взирал на эту самую драматическую из когда-либо виденных постановок «Короля Лира». Так непризнанный Толстым шекспировский герой жестоко отомстил ему...