Кто вы, товарищ Андропов? Часть 4

В апреле 1985 года Михаил Горбачёв объявил о начале перестройки. При этом он опирался на мнение Андропова, высказанное в июне 1983 года: "Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок".

Свой реформаторский замысел Ю.Андропов вынашивал ещё с 1965 года. У него была идея ликвидировать построение СССР по национальному принципу. Межнациональная рознь в СССР подавлялась, была загнана внутрь, но никуда не исчезла. Проявилась она воочию только 1991 году. Я считаю это был шаг в правильном направлении. Но для этого нужно было преодолеть сопротивление партноменклатуры, особенно в национальных республиках. А для этого необходимо было установить на время сталинскую жёсткую диктатуру.

И направить ее Андропов хотел прежде всего против партийной номенклатуры, которую не без основания считал главным источником коррупционной и бюрократической язвы, заразившей Союз. В чем-то Андропов собирался даже переплюнуть «отца народов».

Отставной генерал КГБ "РР" рассказывал, что при этом деятельность одной-единст­­вен­­ной пртии - КПСС была бы запрещена. А народу было бы сказано, что партия переродилась и больше не ­защищает интересы трудящихся. "Тем более что так оно и было. Конечно, ни о какой свободе слова или там независимой прессе речь не могла идти в принципе — в стране, где предполагались полномасштабные чистки и, видимо, возрождение в какой-то степени даже лагерной системы. Это не были бы популярные реформы. Нельзя было допустить, чтобы консерваторы утопили их в своей демагогии".

В общем, 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС предполагалось отменить. Да так оно потом и произошло. Но что-то пошло не так. СССР не удалось сохранить, так как у наследников Андропова оказалась кишка тонка. А вот китайцы не допустили развала государства - Срединной империи в коммунистическом переиздании при проведении экономических реформ Дэн Сяопина по созданию социалистической рыночной экономики с открытостью внешнему миру.

Реформы были начаты в 1978 по инициативе крыла прагматиков в Коммунистической партии Китая (КПК), которое возглавлял Дэн Сяопин, и продолжаются по сей день. Не пришлось и компартию распускать. Реформаторы поставили перед собой цель создания прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики «большого скачка» и командных методов, проводимых Мао Цзэдуном. У китайцев при этом хватило ума не замахиваться на авторитет Мао и не "разоблачать его культ", как это сделал Хрущёв в отношении Сталина.

При Брежневе память о "вожде народов" Иосифе Виссарионовиче постепенно стала реанимироваться. Китаю повезло с Ден Сяопином, который придерживался принципа: "Переходя реку, ощупываем камни". Может быть, Андропову и удалось реализовать свой план, но он сделал ставку не на ту фигуру. Болтун и безвольный Горбачёв и приведенный им во власть алкаш Ельцин загубили всё дело. Если реформы в Китае обеспечивали ежегодный прирост ВВП в 10 %, то при горе-реформаторах Горбачёве-Ельцине не только развалилась страна, но и провалилась экономика, что чуть-чуть не погубило и саму РФ. Это ещё повезло России, что Путин притормозил падение её в пропасть и постепенно начал укреплять потерянный суверенитет и восстанавливать экономику. А для успеха в таком деле требуется жёсткая сталинско-андроповская рука. Российские либерасты это понимают и очень боятся этого.

Сегодня путь, по которому Андропов собирался направить страну, называют китайским.
По признанию людей из окружения Андропова, общая идея заключалась в следующем: реформы не должны были начинаться одномоментно и распространяться сразу на всю страну. Предполагалось создать порядка 10 экспериментальных зон, в которых шли бы преобразования по разным сценариям. Лучший эксперимент был бы взят за основу для всей страны. Для осуществления любых экономических ­реформ прежде всего нужны профессионалы. Андропов Андропов искал новых людей. И, уверяют некоторые чекисты, нашел. Правда, страна узнала их имена только спустя десять лет: многие из андроповских кадров вошли в состав правительства Егора Гайдара.

Андропов понимал, что для реформ нужно было вырастить реформаторов. И, главное, дать им возможность знакомиться с передовыми тенденциями западной экономической науки. Но для этого требовался слом советской системы.по принципу Дэн Сяопина: "Не важно какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила". Именно поэтому было такое спокойное отношение органов госбезопасности к антисоветчине, которой в то время активно начали заниматься люди, впоследствии ставшие во главе первого либерального российского правительства. Сам Егор Гайдар рассказывал в своих интервью, что вместе с единомышленниками они обсуждали масштабные преобразования еще с начала 80-х годов. И происходило это во Всесоюзном НИИ системных исследований. К слову, этот институт был советским филиалом Международного института прикладного системного анализа, основанного в начале 70-х годов в Вене. . Получается, что обсуждение реформ шло если не под контролем, то уж точно с молчаливого согласия КГБ. И, учитывая масштабные планы Андропова, вряд ли это могло быть случайностью.

Почему власти взяли за основу ультралиберальный проект для разрушения советского строя? В середине 80-х это было самое модное и продвинутое экономическое направление. Вспомните: тэтчеризм, рейгономика. Был, конечно, и шведский социализм, Но хотелось младореформатором поскорее забыть слово "социализм" и "коммунизм". Это, конечно, была огромная историческая ошибка постсоветской России, за которую народ ещё очень долго будет расплачиваться.

Мышление либерального академического крыла, за которым приглядывал КГБ, в чем-то вполне ­соответствовало взглядам самого Андропова. Это стало ­ясно чуть позже из опубликованных весной 1990 года фрагментов «Аналитической записки по концепции ­перехода к рыночной экономике в СССР». Статья называлась красноречиво «Жестким курсом», а готовила ее группа экономистов под руководством мало кому тогда известного Анатолия Чубайса.

Всё было под контролем ­андроповского КГБ, включая и молодых и перспективных экономистов, к которым относился и А.Чубайс. А он для борьбы с антиреформаторскими тенденциями ­ рекомендовал следующие меры: «роспуск проф­союзов в случае их выступления против правительственных мер», «чрезвычайное антизабастовочное законодательство», «контроль за всеми центральными средствами массовой информации», «меры прямого подавления по отношению к представителям партийного актива». И всё это соответствовало андроповским планам.

В итоге Союз в старом, ленинско-сталинском виде должен был исчезнуть. Но ребята перестарались: Союз как таковой исчез совсем. А это в планы Андропова никак не входило. Ссылка на  http://rusrep.ru/article/2012/10/31/kgb

Одно дело изменить систему экономики, что успешно провели в Китае, а другое дело разрушить великую державу и при этом даже не сожалеть об этом. В своё время Андропов перенёс неудачную операцию, что стоило ему жизни. Советский Союз также перенёс неудачную системную операцию, что привело его к гибели как государства. На его обломках родился "чекистский капитализм", зачатый ещё при Андропове.

Через тридцать три года после прихода к власти Андропова, присутствие сотрудников органов в управлении российской экономикой не может не впечатлять. ­Порой создается ощущение, что люди в погонах проникли едва ли не во все сферы отечественного капитализма. Еще в далекие 80-е, осознав всю бесперспективность советской экономической системы, некоторые крупные функционеры, в основном как раз из КГБ, сделали так, чтобы часть советской экспортной выручки оставалась на зарубежных счетах. Для этого могла быть создана сеть офшоров, где деньги аккумулировались. Накопленные таким образом средства — а это десятки миллиардов ­долларов — и составили в итоге тот первоначальный капитал, с которого началась новая российская экономика.

А как же российские олигархи? А они — просто «операторы», люди, которым разрешили поуправлять собственностью, приобретенной на чужие деньги. Всех строптивых и зарвавшихся, забывших, кому они обязаны, - за бугор с соответствующим отъёмом собственности. Вот так и живёт сейчас Россия.