Поскребли русского — нашли... русского!

От научного сообщества поступили новости об исследованиях русского (и в целом,славянского) генофонда. Но сначала несколько слов об общем состоянии вопроса.

Исследования последних лет, посвященные расшифровке генома русского человека, внесли огромный вклад в изучение этногенеза русского народа. Эти капитальные научные открытия опровергли многие устоявшиеся мифы. В том числе самые распространенные, которые гласят: 1) поскреби русского  найдешь татарина и 2) русские  это, собственно и не народ, а сборная солянка, в лучшем случае культурно-языковая общность, давно утратившая четкие этнические признаки.

Вообще-то уже в 30-х годах прошлого века антропологические исследования установили, что из всех народов Европы славяне (в том числе и русские) в наименьшей степени подверглись ассимиляции. Из 11 основных антропологических признаков у славян сохранились неизменными 7-9, тогда как у других европейских народов  всего 4-5. Антропологических различий между русскими, живущими в Калининграде и на Камчатке, куда меньше, чем между немцами, живущими в соседних германских областях.

Исследования Х- и Y-хромосом русских людей, в свою очередь, показали абсолютную генетическую идентичность русского населения на всем огромном пространстве России. Так что русские — классический этнос, со своими стойкими признаками и особенностями. Обладатели «русского гена» относятся к так называемой гаплогруппе R1a Y-хромосомы. К ней очень близки некоторые другие славянские народы.

Научные данные полностью опровергают модную кое-где за рубежом теорию, что русские молодая историческая общность, возникшая в 13-15 веках из породнившихся с татарами славянизированных финнов.

Во-первых, появление «русской» ДНК-хромосомы относится по крайней мере к 6 тысячелетию до н. э. (кстати, к этому же времени относится начало формирования индоевропейской языковой общности). Это о пресловутой «молодости» русского народа.

Во-вторых, сравнение игрек-хромосом русских и татар показало расстояние в 30 условных единиц. Ни о каком, даже дальнем родстве, здесь говорить не приходится.

И в-третьих, исследование структуры игрек-хромосомы у русских и финских мужчин показало различие также в 30 условных единиц.

В то же время генетическое отличие между русскими, населяющими Северо-Восток нашей страны, и так называемыми финно-угорскими народностями России (мордва, марийцы, коми-зыряне и др.) оказалось равным всего 2-3 единицам. Это прекрасно иллюстрирует сообщение Повести временных лет о том, что славяне «умыкали» себе девиц у местных жителей. Вот откуда у некоторых русских широкие скулы и темные волосы, что так часто принимается за «монголо-татарское» наследие.

Кстати, подтвердилось, что русские, украинцы и белорусы — это один этнос, не имеющий каких-либо серьезных генетических отличий.

На основании антропологических портретов русских людей, собранных почти за 100 лет исследований, компьютер сделал портрет типичного русского человека. Получился среднего роста светлый шатен с серыми или голубыми глазами. Причем, выяснилось, что курносый нос встречается лишь у 7% русских людей. Зато среди немцев и финнов  у каждого четвертого!

В общем, курносый мужик  это не про русского. С наукой не поспоришь.

Международный коллектив ученых опубликовал комплексное генетико-лингвистическое исследование славян и балтов, показав, почему восточные и западные славяне похожи друг на друга, а южные от них сильно отличаются, говорится в сообщении Института общей генетики РАН, передает ТАСС.



Исследование языков и генетики славян было проведено коллективом ученых под руководством доктора биологических наук О. П. Балановского (Институт общей генетики и Медико-генетический научный центр) и академика Рихарда Виллемса (Эстонский биоцентр и Тартусский университет) и опубликовано в журнале PLoS One.

В работе участвовали исследователи из многих стран, где большинство населения составляют славянские и балтские народы (России, Украины, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Хорватии, Боснии и Герцеговины), а также ученые Великобритании и консорциум международного проекта Genographic.

Генетики исследовали более восьми тысяч образцов ДНК из более чем полусотни балто-славянских популяций. Основные группы — это восточные славяне (белорусы, русские, украинцы), западные славяне (кашубы, поляки, словаки, сорбы, чехи), южные славяне (болгары, боснийцы, македонцы, сербы, словенцы, хорваты) и балтские народы (латыши, литовцы).

Анализ проводили по трем генетическим системам: это Y-хромосома, передающаяся по отцовской линии, митохондриальная ДНК (мтДНК), передающаяся по материнской линии, и аутосомная ДНК, равно включающая геномы отца и матери (полногеномный анализ).

По всем трем системам получились похожие картины.

Восточные славяне  русские центральных и южных областей, а также белорусы и украинцы образуют четко сформированную группу.

Из западных славян поляки очень близки к восточным славянам, а чехи и в меньшей степени словаки несколько смещены в сторону немцев и других западноевропейских популяций. Южные славяне поделены на западный (словенцы, хорваты и боснийцы) и восточный (македонцы и болгары) регионы с сербами посередине. При этом они генетически сходны со своими неславянскими соседями по Балканам  румынами, венграми, греками.

Балтские популяции  латыши и литовцы  обнаруживают близость к эстонцам, говорящим на языке финно-угорской группы, и к некоторым восточным славянам (белорусы). Оказалось также, что балтские популяции генетически близки к волжской группе финно-угорских народов (особенно к мордве). Таким образом, на популярной теории "балто-славянского единства" можно ставить крест.

Обратившись к лингвистике, ученые построили реконструированное дерево балто-славянских языков и для всех популяций сравнили три параметра  генетику, язык и географию. Самая высокая корреляция оказалась между генетикой и географическим положением популяций.

Ученые считают, что, распространяясь по Европе, славяне интенсивно включали в свой состав местные популяции, которые жили на данных территориях в дославянские времена. Славяне приносили с собой язык и впитывали генофонд местных популяций. Этот глубинный генетический «субстрат» был различен для разных ветвей славян.

Восточноевропейский субстрат приняли в себя западные и восточные славяне. Вероятно, большую часть его составили балтские народы, расселенные некогда очень широко по Восточноевропейской равнине. Другой, южноевропейский субстрат, впитали в себя южные славяне, и его составили дославянские балканские народы.

Эти процессы сцементировали западных и восточных славян в единую генетическую общность, а южные славяне таким образом приобрели большее сходство с неславянскими народами Балкан, чем с другими славянскими народами.