Побочные дети капитализма

Несмотря на усилия вооружённых сил сразу нескольких африканских государств, террористическая организация «Боко харам» (сама себя называющая «Западноафриканской провинцией Исламского государства») продолжает держать в страхе миллионы жителей. Мощь и кажущаяся непобедимость этой группировки служат источником массы догадок и слухов. На самом деле «Боко харам» — неизбежный продукт социально-экономического развития региона.
От проповедников боевикам

Кровавые теракты с сотнями жертв, уничтожение сёл и деревень, огромное число беженцев и неспособность властей нескольких государств справиться с разрастанием насилия стали отличительными чертами политической ситуации на значительной территории Африканского континента. На сегодняшний день группировка «Боко харам», численность которой оценивается в 4—5 тысяч человек, фактически контролирует северо-восточные районы Нигерии, но ареал её активности намного шире. От нападений боевиков гибнут люди по всей стране. Кроме того, кровавые рейды совершаются в сопредельные государства, включая Нигер, Камерун и Чад.
Откуда же взялась эта организация, держащая в страхе целый регион? Для начала узнаем, что означают эти два слова — «Боко харам». «Боко» на языке хауса — «ложный». Однако в последние десятилетия этим словом обозначают всё, что связано с Западом, в особенности западную систему образования. А «харам» в переводе с арабского — грех, запрет. Таким образом, «Боко харам» можно перевести как «Западное запретно».
Формально организация возникла в 2002 году, когда приверженец идей радикального ислама Мохаммед Юсуф открыл в нигерийском городе Майдугури мусульманский учебный центр. Тогда-то и возникло это название — «Боко харам»: таким был главный лозунг Юсуфа и его сторонников. Постепенно учебный центр стал ядром антиправительственной группировки, обвинившей власти страны в служении интересам Запада и навязывании Нигерии чуждых ценностей. В 2009 году она предприняла попытку поднять мятеж в нескольких городах на севере страны. Выступление было жестоко подавлено, а сам Мохаммед Юсуф убит в тюрьме.
Преследования только радикализировали исламистов. Место Юсуфа занял Абубакар Шекау, при котором «Боко харам» сосредоточилась на чисто насильственных методах. Косвенно усилению группировки способствовал Запад: после свержения Муамара Каддафи оружие с ливийских военных баз расползлось по всей Северной Африке.
Рост влияния террористической организации и её выход за пределы Нигерии встревожили соседние государства. С одобрения Совбеза ООН была создана объединённая группировка, состоящая из военнослужащих нескольких африканских стран. Искоренить экстремистов пообещал и новый президент Нигерии Мухаммаду Бухари. Однако серьёзных подвижек в борьбе с боевиками не наблюдается. Из Африки приходят сообщения о всё новых и новых терактах, счёт жертв которых идёт на сотни.
Мечта либерала

Между тем даже самые жёсткие меры вряд ли помогут справиться с проблемой. В первую очередь потому, что «Боко харам» — это «внутренний продукт» Нигерии, порождённый исключительно местными проблемами. Присяга боевиков на верность ближневосточному «Исламскому государству» и новое название группировки — «Западноафриканская провинция Исламского государства» — не отменяют главного факта: экстремистские идеи никогда не расцвели бы столь буйным цветом, не попади они на благодатную почву.
А почва оказалась не просто благодатной — плодороднейшей! На первый взгляд, это довольно спорное утверждение. По объёму ВВП Нигерия входит в тридцатку богатейших стран мира, а в Африке и вовсе занимает первое место, совсем недавно опередив ЮАР. Но если копнуть глубже, то выяснится, что за более или менее приличным фасадом скрывается чудовищная действительность. Нигерия — страна с крайне деформированной социально-экономической структурой. Девять десятых экспортных доходов обеспечивает продажа нефти (Нигерия находится на пятом месте в мире по её экспорту), остаток приходится на другие сырьевые ресурсы — уголь, олово и др. Здесь практически отсутствует обрабатывающая промышленность. Даже бензин Нигерия импортирует из-за рубежа.
Огромные доходы, получаемые от продажи нефти, концентрируются в очень узком слое, включающем коррумпированное чиновничество (по глубине коррупции Нигерия стабильно занимает одно из первых мест на планете) и граждан, имеющих доступ к сырьевому пирогу. Даже Всемирный банк, тесно сотрудничающий с Нигерией, вынужден был признать, что 80 процентов дохода от экспорта энергоресурсов идёт в карман 1 процента граждан — высшего слоя нигерийского общества. В Интернете легко найти фотографии, иллюстрирующие образ жизни этих людей: автомобили представительского класса, элитные особняки, самые дорогие платья и ювелирные украшения, не снившиеся западным олигархам…
Всё это соседствует с ужасающей бедностью.
Стоит выйти за пределы охраняемых и огороженных элитных кварталов, как начинается совершенно иной мир — нищеты, разгула преступности, антисанитарии и отсутствия хотя бы призрачных надежд на лучшую жизнь. Уровень бедности в Нигерии — один из высочайших в мире. Более 70 процентов граждан страны живут менее чем на доллар в день. Причём этот антирекорд поставлен совсем недавно: ещё двадцать лет назад уровень бедности был чуть более 40 процентов. Прослеживается чёткая закономерность: чем больше становились доходы от продажи нефти, тем сильнее углублялось неравенство, тем многочисленнее становилась армия бедноты. Так называемая элита страны положением сырьевого придатка вполне довольна, и ни о какой диверсификации экономики голова у неё не болит. Между тем растущее быстрыми темпами население не может вовлекаться в сельское хозяйство, в котором и так заняты две трети жителей. Слаборазвитая же промышленность миллионы свободных рук занять не может.
Система социального обеспечения в Нигерии практически отсутствует. В этом отношении страну можно назвать исполнением мечты либерала. Государственная медицина находится в зачаточном состоянии, а частная — недоступна для подавляющего большинства населения. Стоит ли удивляться, что средняя продолжительность жизни, по данным ЦРУ, составляет здесь 46 лет, а по показателям младенческой и материнской смертности Нигерия находится в последней десятке государств мира?
То же самое можно сказать об образовании. По некоторым данным, половина детей в стране не посещает школы. Ещё одна характерная деталь: даже в самых крупных городах (а население Лагоса — бывшей столицы Нигерии — достигает 12 миллионов человек) отсутствует система общественного транспорта. Всё отдано на откуп частникам, что, вопреки либеральным мифам, не привело ни к процветанию, ни к порядку.
Кстати, о порядке. За стенами элитных кварталов никаких прав человека в западном понимании этого слова не существует. Власти могут запросто выбросить на улицы людей из их домов, если территория приглянулась девелоперской компании, строящей очередной квартал для богатых. В одной только столице страны — Абудже — с 2003 по 2008 год таким образом лишились крова 800 тысяч человек. Без всяких компенсаций…
Два полюса

При этом Нигерия вовсе не является страной-изгоем в западной терминологии. Это — важнейший союзник западного мира в Африке, крупнейший торговый партнёр Вашингтона на континенте. Никакого парадокса в этом нет. Мировая капиталистическая система состоит из двух частей — центра (США, Западная Европа, Япония) и периферии. Последняя играет роль поставщика сырья и рынка сбыта западных товаров. Подобная структура — обязательное условие выживания капитализма как такового, неравномерность развития стран — его суть, его питательная среда. Об этом нужно обязательно помнить, когда речь заходит о «благах» капиталистической системы: эти блага концентрируются на одном полюсе, в который входят элиты западного мира и очень узкая прослойка элит туземных. Все остальные обречены на нищету и углубляющуюся деградацию.
В Нигерии эти противоречия усугубляются этническим фактором. На территории страны живут сотни народностей, причём одни из них (на христианском юге) получают хоть какие-то крохи с «сырьевого стола», а другие (на мусульманском севере) прозябают в состоянии непроходимой бедности и полуфеодальных отношений.
В таких условиях появление движения, подобного «Боко харам», было неизбежным. С момента обретения страной независимости власти при негласной поддержке Запада жестоко подавляли все протестные движения, основанные на классовом подходе. На фоне нищеты, неграмотности и озлобления протест обрёл уродливые формы. В своей глубинной основе — это бунт против власти и существующей социально-экономической системы, однако на деле слепой гнев людей обращается на всё чужое — христиан, школы и т.д. А неосознанные, но острые чаяния обрести справедливость находят воплощение в идеях радикального ислама. В связи с этим нелишним будет отметить, что костяк боевиков «Боко харам» составляют представители народности канури — наиболее бедной и бесправной в Нигерии.
Таким образом, силовыми методами насилие не остановить. Единственный выход — в смене пути развития, в переориентировании экономики с удовлетворения нужд Запада на внутреннее развитие. И проблема эта касается не одной Нигерии. Большинство стран мира сегодня встроены в глобальную капиталистическую систему на положении бессловесных придатков. Это значит, что свой «Боко харам» рано или поздно может появиться в любой из них. В этом смысле головорезы «Боко харам» — такие же дети современного мироустройства, как олигархи или светские львицы. Капитализм всеми силами пытается отречься от этих побочных детей. Но ничего не получится: потомство разрастается на глазах, и нет другого способа от него избавиться, как ликвидировать сам источник зарождения этих кровавых чудовищ.
Автор: Сергей КОЖЕМЯКИН.
Комментарии