Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского
Всем, наверное, встречалась эта картина Н. Богданова-Бельского

она была даже среди иллюстраций в советском учебнике "Русского языка" за какой-то класс. Однако, узнать что-то о главном герое этой картины, профессоре Московского Университета, оставившем столицу и занявшийся в глубинке обучением крестьянских детей, в те времена было бы достаточно затруднительно. По крайней мере, в БСЭ статья о нем отсутствует. В "Брокгауз-Эфроне" есть, а в БСЭ - нет. Объяснение простое - Сергей Александрович был "мракобесом". Впрочем, и до революции прогрессивная общественность его недолюбливала. Поскольку проф. Рачинский был, фактически, автором концепции церковно-приходских школ. В основе которой лежала задача:
"не просто научить детей читать, писать и считать, но дать им «классическое образование в сельском варианте». Целью было как приобщение к сознательной духовной жизни в Православной церкви, так "и начало развития интеллектуальных и эстетических способностей, характерных для более высокого типа образования".
Характерно, например, отношение к изучению церковно-славянского языка, в котором видели не только язык господствующей Церкви, но и возможность войти в традиционный культурный мир и уникальное средство развития формальных способностей ума, аналогичное тому, которое латынь и греческий играли в гимназическом образовании.
Народное образование в церковно-приходских школах несло в себе поэтому также и элементы фундаментального образования."
(Борис Галенин. "Воссоздатель Русской народной школы. С.А. Рачинский" - достаточно подробная статья, где вы можете узнать много интересного)
Я уже неоднократно отмечал сложившийся в советские годы стереотип, что ЦПШ - это, мол, некое отсталое заведение, где "попы и мракобесы оболванивали Законом Божьим" детей, которые "на выходе" могли разве что читать по слогам, писать печатными буквами и считать до десяти на пальцах.
Но вот, однако, какие результаты показывали крестьянские дети школы Рачинского (рассказывает его помощник, а в будущем - священник, А.Д. Воскресенский):
Дня два не было С.А., и занимался с детьми я. Он оставил мне листок бумаги, в котором написал на эти дни около двадцати задач, но без ответов. Я просмотрел их и почти половины не мог решить в уме. Когда на уроке я прочитал детям одну из этих задачек, буквально через несколько секунд ко мне прибежали несколько мальчиков сказать ответ. Так заведено у С.А. На этом уроке-отдыхе, последнем вечернем уроке, Рачинский стоит или сидит в сторонке. Тот ученик, который решит задачку, подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку учителя, если неверно — по левую руку.
И вот ко мне подбежали мальчики. Первый прошептал на ухо «48» и тут же вслух спросил: «Куда мне?». Другой шепнул «72» и тоже спросил: «Куда мне?». А я и сам не знаю кто из них верно решил и жду третьего ответа, чтобы решить кому где стать! Третий сказал «48», и тогда я решил его и первого поставить направо. Когда все дети перешли со своих мест ко мне направо, я расспросил одного мальчика, как он решил задачу. Тот весьма быстро и толково рассказал ход и решение задачи. Я был поражен! Я был пред ними сущий новичок! После я увидел, что они в уме множили такие числа, что я только на бумаге мог справиться с ними...
Дети положительно изумляли меня быстротой решений. Например, я читаю им такую задачу:
«Я купил 15 коров по 24 рубля и 25 коров по 44 рубля. Сколько я истратил денег?».
Пока я договариваю вопрос, ко мне бегут половина детей с ответом «1460» и смеются: «Это очень легкая задачка!».
Оказывается, они ее решают так:
15 – это десяток и половина десятка. Следовательно 24 х 15 будет 240 + 120 = 360, а еще сокращеннее: 24 + 12 = 36 да 0 = 360. Затем 25 – это четверть сотни. Следовательно 44 х 25 = 44:4 = 11 сотен.
Итак, 360 + 1 100 = 1 460. И все это в три-четыре секунды! Надо будет последовать совету С. А. и поучиться, а то мне и перед детьми стыдно.
Ну, а теперь, уважаемые читатели, попробуйте и сами поупражняться вместе с учениками ЦПШ Рачинского в устном счете и решить три следующие задачи:
1) она, собственно, на картине Богданова-Бельского:

2) Поезд в 1 час 9 минут проезжает 50 верст. Сколько проедет он в сутки при 8 остановках, каждая в 7 минут 30 секунд?
3) В соборе во время Всенощной горело 7 паникадил по 24 свечи. Всякая свеча стоит рубль и сгорает в сутки. Всенощная продолжалась 5 часов. На сколько сгорело свечей?
[Ответы - здесь]
1) 2
2) 1000 верст
3) 35 рублей
Ну, а художник-передвижник Николай Петрович Богданов-Бельский, собственно, сам и был учеником в школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Этот портрет учителя - тоже его рук дело:

Комментарии
___________________
это не стереотип. Это норма. А Рачинский для ЦПШ - не норма, а локальное исключение.
Поскольку проф. Рачинский был, фактически, автором концепции церковно-приходских школ. В основе которой лежала задача:...
________________
Именно - лежала, Слово в правильном времени. Стояла - тоже подойдет. С этой задачей концепция не справилась. Одмн хороший педагог - это один педагог. Он может лишь создать свое окружение. Нужен еще и орагинизатор, который производство педагогов выше среднего уровня поставит на поток, и не даст идее заглохнуть. Вот этого - не было и нет.
во первых, в среде которой принадлежит ЦПШ -нет материала, из кого делать педагогов. И во вторых у этой среды - нет этих целей - образовывать по настоящему. Только имитация образования. Теперь вот вырисовывается некая "религиозная грамотность", что-то сродни выражению "уфологической грамотности". В уфологии тоже изучают то, то не очевидно и не доказуемо.
Да, еще забыл упомянуть, какие требования предъявлялись к приходскому учителю:
"...он должен быть кротким, благонравным, не гневливым, а ласковым, «приспособленным к детям», располагающим к себе, поощряющим любознательность, неторопливо проходить программу."
Я работал в сферке образования, в отличие от вас. И вопрос знаю не из слухов и причудивых религиозных фантазий на эту тему.
А возвращаясь к вопросу, есть хороший материал по реформе 1804 г. Почитайте для интереса http://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-reforma-aleksandra-i-i-polozhenie-ob-uchilischah-1804-goda
________________
Хорошее - всегда ломают в первую очередь. Видно сильно мешала вашим заказчикам советская школа, новые здания, новые методики, которые дали нам космос, а не молитвы... не подчиненное церкви и мощное министерство. Десять обязательное. (сколько было кстати в цэпэша?)
Теперь - радуйтесь, снова попам есть на что икру брать... На хрен космос...
А ваш матенриалец - даже открывать не стану... У иеня свои, от которых не несет бомжеватыми попами.