О лесных пожарах

Пару дней тому назад я обещал выложить в Макспарке статью о лесных пожарах, представляющую собой небольшой подраздел повести Ивана Кудрявцева "Введение в лес или рассказ о лесных премудростях", напечатанной на его страничке сайта "Proza.ru." Исполняю обещанное.

                                              Лесные пожары

Продолжая тему врагов леса, мы подошли к самому страшному явлению, приносящему лесу неисчислимые бедствия, каковым являются лесные пожары. Ежегодно они возникают в наших лесах в огромных количествах. Так, за один только 1998 год в России произошло 24965 лесных пожаров, в 2010 году их было 33571. При этом в той или иной степени от огня пострадали миллионы гектаров лесов. Это практически наша ежегодная дань огню.

Но хочу отметить, что не всякий пожар губит лес. Поэтому не следует отождествлять цифры, гласящие о миллионах гектаров лесных угодий, пройденных огнем, с теми же миллионами гектаров погибших лесных насаждений. Окончательно и безвозвратно лес погибает только при верховых пожарах, когда полностью сгорают кроны деревьев.

Но верховых пожаров в общем количестве случаев загорания лесов бывает не так уж и много. Все зависит от того, какие насаждения и в какое время года подверглись воздействию огненной стихии. Чаще всего от верховых пожаров страдают хвойные молодняки. Затем в этом опасном ряду следуют темнохвойные, елово-пихтовый насаждения и только потом уже – кедрово-сосновые древостои. В конце этого ряда можно поставить насаждения лиственницы, а также древостои лиственных пород.

Самое широкое распространение имеют низовые пожары, которые в свою очередь подразделяются на беглые и устойчивые. Беглые лесные пожары случаются, как правило, весной, когда почва еще не совсем оттаяла, и лесная подстилка просохла недостаточно для интенсивного горения. Такой пожар особого ущерба спелым и приспевающим деревьям не наносит. От него погибают тонкокорые молодняки, кустарники и, само собой разумеется, ягодники. Но если учесть, что нашим основным ягодным полукустарничкам, таким как черничник, голубика, брусника, нужно жить и развиваться около двадцати-тридцати лет, чтобы дожить до возраста плодоношения, то утверждение о незначительности ущерба от беглых лесных пожаров становится весьма и весьма спорным.

Наибольший вред нашим лесам наносят устойчивые низовые пожары, которые случаются в разгар лета, когда поверхностный слой почвы в лесу уже просох, а вместе с ним и вся органика, которая находится там. Усиливает негативное воздействие пожара на насаждения и высокая их захламленность, которая при соответствующих погодных условиях способна поднять пламя на такую высоту, что оно достигнет кроны деревьев. В засушливое и жаркое лето, при достаточно сильных ветрах, такой низовой пожар способен перерасти в верховой, остановить который дело трудное и чрезвычайно опасное.

Помимо этого, устойчивый низовой пожар и сам способен нанести непоправимый ущерб любым древесным породам, обжигая или прогревая стволы деревьев до такой температуры, что погибают живые клетки камбия. Если это произойдет по всей окружности ствола, то гибель дерева неминуема. Если же дерево получит сильный ожог лишь с одной стороны ствола, то оно выживет, но на пострадавшей стороне образуется сухобочина. А это уже своеобразные ворота для проникновения в ствол дерева как насекомых-вредителей, так и грибной инфекции.

«Ну что поделаешь, – может пожать плечами несведущий читатель, – стихия». И будет он глубоко не прав. Не стихия виновна в том, что возникают в таком количестве лесные пожары, а мы с вами.

Статистика, в зависимости от того, кто поставляет ей данные, показывает, что в восьмидесяти процентов случаев лесные пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнем человека, то есть нас с вами. Более того, исходя из собственного опыта, автор глубоко убежден, что этот процент значительно выше и составляет порядка девяносто пяти.

Бороться с лесными пожарами дело нелегкое и дорогостоящее. Раньше даже обнаружить лесной пожар на громадных таежных просторах Сибири было делом далеко не простым. Сегодня, с появлением возможности спутникового мониторинга наших лесов, задача значительно упростилась.

Но обнаружить лесной пожар – это только полдела. Забросить на его тушение людей, особенно в таежную глубинку, достаточно сложно. А вот с доставкой туда техники могут возникнуть большие трудности из-за отсутствия дорог и «присутствия» на пути к пожару болот и скальных барьеров.

Все знают, что чем раньше приступишь к тушению лесного пожара, тем легче с ним справиться. Если упущено время, то при определенных погодных условиях в зависимости от характера насаждения и местности, пожар может стать неуправляемым, и сколько бы потом мы ни бросали на его тушение техники и людей, все может оказаться напрасным.

Так что оперативность прохождения информации о лесном пожаре и своевременность доставки на него средств тушения огня предопределяют успех всей работы. А кто у нас способен быстрее всех добраться в лесную глубинку и вступить в схватку с огнем? Конечно, лесные пожарные, обеспеченные «малой авиацией».

Получается, что спутник спутником, а авиация авиацией, и развитие космического наблюдения за лесными пожарами не должно отменять существования «сил быстрого реагирования» в виде лесной авиации. К сожалению, в настоящее время будущее авиационной охраны лесов поставлено под вопросом. И создана такая проблема не столько экономическими трудностями государства, сколько неоднозначным отношением к ней отдельных людей во властных структурах.

Для лесных пожарных, вступающих в схватку с огнем, необходимо, кроме безукоризненного владения всеми приемами тушения пожара, притом именно лесного пожара, еще уметь не просто хорошо, а очень хорошо ориентироваться в условиях глухой тайги. От этого зависит не только успех дела, но и очень часто жизнь людей.

Применение же для борьбы с огнем летающих «водовозов» – самолетов-амфибий и вертолетов, не исключает из борьбы с огнем человека и наземных средств тушения огня. Без патрулирования человеком затушенной кромки пожара, всегда отыщется место, где огонь только затаился на время в старом пне или трухлявой валежине, чтобы спустя час-другой снова поднять свою рыжую голову и выползти за пределы, казалось бы, ликвидированного очага лесного пожара.

Дело в том, что использование авиации для сброса воды на кромку лесного пожара не только «удовольствие» очень дорогое, но и не всегда результативное. Практика показала, что для эффективной борьбы с огнем воздушные водовозы должны загружаться водой на расстоянии десяти-пятнадцати минут полетного времени от кромки пожара или работать в паре, чтобы интервалы между сбросами воды были как можно короче.

Выяснилось также много других тонкостей, от которых зависит успешность их использования на тушении лесных пожаров. Определяющие из них – точность попадания и высота сброса воды. И если первое понятно для всех, ведь тушить необходимо не весь пожар, а лишь его действующую кромку, то в отношении высоты сброса воды дело обстоит намного сложнее.

Падая с большой высоты, вода раздробляется встречным потоком воздуха в мелкую пыль и рассеивается по большой площади, что резко снижает ее способность подавлять огонь. Слишком малая высота сброса наоборот, ведет к падению воды более-менее компактной массой. В этом случае огонь глушится «намертво», но на очень небольшой площади.

Помимо того появляются и побочные, довольно неприятные свойства падающей водной массы: она иногда ломает вершины деревьев и валит наземь сушины. На легких и слабых почвах, а также в пихтово-еловых лесах удара падающей воды достаточно, чтобы с корнем вывалить деревья на десятках квадратных метров. Помимо того, при компактном падении воды над землей может образоваться воздушная волна, способная при недостаточно точном попадании на кромку пожара, отбросить горящую мелочь на несколько метров в сторону, что может послужить новым источникам огня за пределами действующего очага.

Все вышеизложенное требует от пилотов и летнабов определенных навыков в тушении лесных пожаров. Трудности многократно возрастают при работе над пересеченной местностью, где приходиться дополнительно учитывать крутизну склонов, направление ветра в распадках, не всегда совпадающее с основным. Но самое главное – обеспечить безопасность полета. Отдельные, выступающие над пологом леса деревья, способны прервать полет раз и навсегда.

При этом, само собой понятно, что связь между «воздухом» и землей должна быть абсолютно надежной. Не дай Бог случайному человеку очутиться в месте сброса воды – сделаться на некоторое время заикой, может оказаться для него не самым худшим вариантом.

При тушении лесного пожара, если его невозможно сразу ликвидировать, самое главное – не дать огню низового пожара войти в хвойные молодняки или сильно захламленные участки темнохвойного леса, с низкоопушенными кронами и большим количеством подроста.

В таких местах огонь «выпрыгивает» наверх и дальше уже распространяется верховой пожар, с которым, как уже говорилось ранее, справиться очень и очень сложно, а иногда и невозможно.

Пускать встречный пал, чтобы сбить огонь огнем, как это зачастую описывают в художественной литературе, дело чрезвычайно трудное и опасное. Практика давно выработала стратегию и тактику тушения лесных пожаров в их взаимосвязи с конкретными условиями действующего очага возгорания.

Но существует один способ, который вначале не каждый человек способен воспринимать именно в качестве способа борьбы с лесным пожаром. Называется он отжигом и суть его заключается в том, что к моменту подхода фронта огня к определенному месту, следует зачистить это место от горючего материала. И тогда огонь пожара, лишенный пищи, угаснет сам собой.

Каким же образом проще всего убрать горючий материал с пути надвигающегося пожара, если нет у вас под рукой такой техники, которая смогла бы быстро и качественно проделать эту трудную операцию? Именно в таких ситуациях лесные пожарники и используют отжиг, то есть специально пускают навстречу надвигающемуся пожару огонь.

Главное при этом достаточно сложном мероприятии создать надежную противопожарную полосу, через которую вновь разжигаемый, и пока еще слабый огонь, перебраться не должен. А что может послужить достаточно надежным барьером распространению огня? Конечно, очищенный от горючего материала слой почвы.

Отсюда становятся понятными необходимые действия людей, вступивших в схватку с огнем. Любыми подручным средствами, используя даже обыкновенные лопаты, они должны создать минерализованную полосу, от которой и начнут пускать огонь навстречу надвигающемуся пожару. Если опорная полоса в виде открытого грунта окажется не совсем надежной, и огонь встречного пала сможет перебраться через нее, то никакого отжига у нас не получится, а своими неумелыми действиями мы только усугубим положение.

Для чего автор потратил столько времени для разъяснения способа борьбы с пожаром посредством отжига? Дело в том, что были случаи, когда работники полиции задерживали лесников, занимающихся профилактическим отжигом обочин дорог общего пользования, целью которого являлось предотвращение возможного возгорания прошлогодней травы от случайно выброшенного из окна машины окурка или спички.

В данном случае, отжиг – это управляемый процесс сжигания сухой растительности на территориях наиболее часто посещаемых людьми, проводимый специалистами в безветренную погоду, при еще не оттаявшей почве. При этом у людей, занимающихся отжигом, всегда должны быть наготове средства пожаротушения на случай угрозы выхода огня из-под контроля или его перехода за границу территории, подлежащей отжигу.

Все мы не единожды уже слышали о лесных и степных пожарах, в результате которых в малых поселениях не только уничтожались жилые строения, но даже погибали люди. А ведь предотвратить эти бедствия, по мнению автора, не так уж и сложно, если придерживаться простых правил по противопожарному обустройству малых населенных пунктов, расположенных возле или внутри лесных массивов.

Во-первых, кромка леса должна находиться от поселковых строений на расстоянии не ближе двухсот метров для высокоствольных чистых лиственных, сосновых и лиственничных насаждений, и не ближе 300 метров от тех же самых насаждений, но сильно захламленных или имеющих густой подлесок, а также всех пихтово-еловых насаждений и хвойных молодняков.

Во-вторых, каждый поселок должен быть опахан двумя минерализованными полосами. Одна из них должна проходить непосредственно вблизи строений или по внешней кромке пахотных земель, если таковые непосредственно примыкают к поселениям, вторая – вблизи кромки лесных насаждений. При этом следует учесть, что деревянные изгороди, разделяющие земельные наделы селян, представляют собой при чрезвычайных ситуациях определенную опасность, поскольку способны послужить своеобразным бикфордовым шнуром, передающим огонь от надвигающегося лесного пожара к поселковым строениям.

Возможно, в некоторых случаях понадобится еще и третья минерализованная полоса между двумя перечисленными, чтобы площадь будущего отжига не оказалась слишком большой, что создаст определенные трудности при контроле за распространением огня отжига.

В-третьих, все пространство между минерализованными полосами должно быть вначале пожароопасного периода отожжено в безветренную погоду и под контролем поселковой администрации, с привлечением общественности или рабочих предприятий, базирующихся в поселках. Отжиг должен вестись от опорной минерализованной полосы у границы поселковых строений в сторону кромки леса. При этом особое внимание должно быть обращено на состояние почвы. При сухой почве делать отжиг в высшей степени рискованно.

Думается, что аналогичные мероприятия могут быть рекомендованы и для степных поселков. Главное – ежегодно подновлять минерализованные полосы, очищать их от выросшей за лето растительности, а так же мусора, исключить возможность захламления пространства между минерализованными полосами. Затраты на устройства таких полос минимальны: один бульдозер, при пологом рельефе, вполне способен «опахать» за восьмичасовый рабочий день даже лесной поселок средних размеров, не говоря уже о степных поселках.И если затраты окажутся несколько больше предполагаемых, предотвращение стихийного бедствия того стоит.

Много можно говорить о технике тушения лесных пожаров и всех перипетиях, возникающих при этом, но не лучше ли будет позаботиться нам с вами о том, чтобы пожаров, случающихся по вине человека, не было вообще. И если все мы при посещении леса будем вести себя с огнем осторожно, то не будет и пожаров в таких количествах. Ведь молнии или какие-нибудь «летающие тарелки» поджигают наши леса не так уж часто. Так что, уважаемые друзья, давайте запомним несколько несложных правил, выполняя которые, мы никогда не станем виновниками лесной трагедии.

А эти правила-заповеди таковы:

первое – не бросай не загашенные спички или окурки из окна поезда или машины;

второе – не разводи костер в лесу среди прошлогодней сухой травы; побежит огонь по ней – не удержишь;

третье – не разводи костер на торфяниках даже во влажной пойме рек, поскольку торф способен гореть, имея влажность 170%, а по некоторым сведениям – даже и 500%; уйдет огонь в землю – не загасишь;

четвертое – не разводи костер в хвойных молодняках; вспыхнет крона близстоящего деревца, и «загуляет» верховой пожар; погибнет не только лес, но может пострадать и сам виновник поджога;

пятое – не разводи костер под кроной даже взрослого дерева, этим ты можешь погубить его; хуже того, при определенных погодных условиях его крона может вспыхнуть;

шестое – не разводи костер вблизи трухлявых стволов упавших деревьев, поскольку они способны затлеть от случайной искры, а загасить их очень и очень трудно;

седьмое – не разводи вообще костер в лесу при устойчивой засушливой погоде, потому что в пересохшей почве могут оказаться старые корни деревьев, по которым огонь способен «уйти» вглубь земли, чтобы вынырнуть через некоторое время на значительном расстоянии от костра;

восьмое – прежде чем развести костер на хорошо подобранном, безопасном месте, окопай будущее кострище, сделай преграду распространению огня в виде минерализованного слоя почвы;

девятое и последнее – прежде, чем покинуть место лагеря, надежно затуши костер водой или землей вне зависимости от условий погоды – неожиданно начавшийся дождь может также внезапно и закончиться, не загасив оставленный костер. Теперь, когда мы с вами знаем правила обращения с огнем в лесу и станем их строго выполнять, лесные пожары будут достаточно редким явлением, и солнце не будет краснеть за нас с вами, скрываясь в дыму на целые недели.

Иван Кудрявцев