Делай раз, делай два

Гегель утверждал, что история повторяется дважды: первый раз - в виде трагедии, второй - в виде фарса. Тут он, конечно, не вполне прав: в Республике Беларусь история повторяется сперва в виде президентской директивы, после - в виде ее обновленной редакции
Делай раз, делай два
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Речь о директиве N1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (в просторечии - «директива номер раз»), увидевшей свет 11 марта 2004г. Для обсуждения вопроса о редактуре документа президент РБ 6 августа собрал специальное совещание. Все очень серьезно, раз править документ собираются на высшем уровне, а надзор за его исполнением осуществляет Совбез.

ДЛЯ ПРАВКИ И ЗАТРАВКИ

Предваряя экскурс в историю овеянного славой документа, разберемся в причинах правок. Зачем Александру Лукашенко директива N1 или ее обновленная редакция? Тем более, по словам президента, директива «свою роль сыграла, и положительные тенденции по многим направлениям, которые были прописаны в ней, наметились» (снижение производственного травматизма, сокращение количества чрезвычайных ситуаций, числа гибнущих на пожарах и т.п.).

Однако, как признался глава государства, «при анализе действующей директивы N1 было выявлено, что содержание документа не соответствует нынешнему уровню развития общества, проблемам, которые решаются, и сложившейся ситуации». Неужели реалии белорусского общества за десять с лишним лет изменились столь радикально, что приходится спешно перелицовывать ключевые для его развития документы? Вероятно, да, судя по заслушанным на совещании мнениям президента, Совбеза и исполнителей на местах.

Как всегда, президент горячо и неравнодушно предостерегал от формализма и оторванности от жизни при редактировании директивы: «Документ, если мы его создадим, должен быть приземленным и конкретным, чтобы каждый руководитель, член правительства, министр, должностное лицо знали, где их задачи». Собственно, для этого уже существуют Конституция, законы и подзаконные акты, ведомственные распоряжения, должностные инструкции и т.д., и т.п., вплоть до правил эксплуатации электрочайника или фритюрницы.

Если глава государства вынужден подписывать чрезвычайные правовые акты, обычно это обусловлено двумя причинами: 1) появилась новая, экстраординарная, никакими законами не предусмотренная угроза; 2) все прочие нормативные акты (от Конституции до правил эксплуатации электрочайника) не выполняются или выполняются не должным образом, т.е. налицо проблемы с качеством менеджмента.

НЕ ВЛЕЗАЙ - УБЬЁТ

Что побуждает рядового белоруса дегустировать метиловый спирт, заключать в объятия циркулярные пилы, отплясывать Gangnam Style на путях перед грузовыми составами, на спор подкладывать руку под кузнечный пресс или собирать борщевик на букет любимой? Ответ на этот вопрос тоже прозвучал на совещании: «Каждый третий пострадавший на производстве получил травму или погиб из-за личной халатности и недисциплинированности».

Справка «БелГазеты». По оперативным данным Департамента госинспекции труда, за январь-июнь 2015г. в результате несчастных случаев на производстве погибло 63 человека, что на 15 меньше, чем за аналогичный период 2014г.; 13 погибших (20,6%) в момент травмирования находились в состоянии алкогольного опьянения. В 2014г. 20,5% смертельных случаев на производстве было обусловлено воздействием движущихся (разлетающихся, вращающихся) предметов, деталей и т.п., 17,2% - падением с высоты, 13,2% - обрушением конструкций, зданий и сооружений, обвалами предметов, материалов, грунта. В ДТП за 2014г. погибло 23 человека, от поражения электротоком - 11, от пожара - 2.

Разгильдяйство работника - это, прежде всего, проблема криворукого менеджмента, умудрившегося рекрутировать столь ценный кадр, но не способного заставить его жить по правилам. Поэтому на совещании предсказуемо прозвучало предложение «усилить спрос за дисциплину и порядок» с руководителей. Все правильно, но много ли наспрашиваешь с управленца, систематически нарушающего либо закрывающего глаза на нарушение не только техники безопасности или техрегламентов, но и самой светоносной директивы N1?

Где разгильдяйство, там и пьянство: треть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, ежегодно от болезней, связанных с алкоголем, умирает около 3 тыс. человек (не менее 2 тыс. - в трудоспособном возрасте). Наряду с пьянством президент, известный любовью к здоровому образу жизни, пополнил список врагов директивы наркоманией и даже курением, но насчет последнего сильно распространяться не стал.

Справка «БелГазеты». В 2014г. доклад ВОЗ поставил Беларусь на 1-е место в мире по потреблению алкоголя (в среднем 27,5 л чистого спирта в год на мужчину, 17,5 л - на каждого жителя). После обоснованных возражений властей РБ (данные Белстата за тот же период - 12,6 л на душу населения), указавших на сомнительную методологию доклада и оспоривших итоговые цифры, Европейское бюро ВОЗ включило РБ в двадцатку стран с наиболее сильными стратегиями по сокращению вредного потребления алкоголя.

Финальным аккордом совещания можно считать упомянутые президентом общегуманитарные факторы укрепления дисциплины: «Необходимо прививать человеку культуру поведения, не допускающую разгильдяйства и пьянства». Эта сфера компетенции скорее относится к идеологии, чем к менеджменту.

Как видим, список проблем старый. Руководство страны, как обычно, не настроено изобретать велосипед и рассчитывает исцелить старые болячки старыми же лекарствами - даже если срок их годности сомнителен.

КАК ДВА ПАЛЬЦА В ПАТРОН

Целительное действие, оказанное, по словам Лукашенко, директивой N1, объясняется просто: и народец, и контролирующий его аппаратец попросту перетрусили под напором девятого вала кампанейщины, череды проверок, постоянных напоминаний о персональной ответственности и пр. В 2004-05гг. в любой госорганизации, от НИИ до гормолзавода, текст «директивы номер раз», изящно распечатанный и заботливо заключенный в элегантную рамочку, словно икона, висел в красном углу, пугая неотвратимостью возмездия.

Но уже спустя пару лет под заключенным в рамку судьбоносным документом спокойно накрывали «поляну»: эффект административно-пропагандистского прессинга истек. Средний белорусский бюрократ не только закроет глаза на попытку подчиненного зажать пару пальцев в патрон токарного станка, но и сам зажмет в патрон что угодно, если велит начальство. Более того - если начальство к теме равнодушно, то можно не только в патрон и не только пальцы.

ПЕНДЕЛЬ ПО-ЧЕСТНОМУ

Обновление и редактирование уже принятых директив - шаг, во многом обесценивающий сами эти документы и их содержание. На наш взгляд, лучше директива N5, чем директивы NN1-2, 1(2) или 1-бис. На какое-то время с ее помощью гайки удастся подкрутить (в т.ч. в плане социальной стабильности), однако эффект будет явно слабее, чем в 2004г.

А волшебный пендель менеджменту низового звена, безусловно, нужен: без него даровитые отечественные управленцы не соблюдают техники безопасности даже при работе с зубочисткой. Но одним пенделем не обойтись: поднятые директивой проблемы упираются в качество менеджмента, эффективность мотивации, уровень производительности труда (в разы ниже развитых стран), физический, моральный, социальный износ основных фондов предприятий и т.п. Пендель нужно давать по-честному и в нужную точку, иначе он вряд ли окажется волшебным.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Знакомый, работавший в каком-то чахоточном производственном УПе или ПРУПе, в 2004г. в лицах рассказывал, как их коллектив знакомили с содержанием директивы. Отвечавший за идеологию старый п… (извините, выпускник Института культуры) с алыми глазами, багровыми брылями и характерным для управленцев его уровня амбре собрал подчиненных и произнес примерно следующее: «Значит, так. Президент принял директиву. Не бухать. Не бузить. По территории не шлындаться. С работы до шести не сбегать. Ты, Х, ключ от каптерки отдашь мне - знаю, чем вы там со Светкой занимаетесь. Ты, Y, метизы больше домой не уноси, а то оформим по всей строгости. Завхозу скажите, чтобы все надписи в сортире закрасил. Чуть что - всех уволю по статье». После чего все расписались об ознакомлении с так и не прочитанной директивой и приступили к ее нарушению.

Янка Грыль