Платят ли пенсии в стране дураков?
Дмитрий Горенштейн
03 сентября 2015, 11:09 (по косвенно выраженному желанию уважаемый публикум помещается целиком и без комментариев - Л.А.)
Государство Израиль, еще такое молодое, стремительно стареет. Это, конечно, замечательно, что у граждан нашей страны увеличивается продолжительность жизни. И даже вроде как прекрасно. Вопрос только в том, какой будет эта жизнь: прозябание в нищете или все же достойная старость?
Нет-нет, я сейчас не про пенсии для репатриантов, которые приехали в возрасте 40+. Это очень важная тема, но о ней уже много написано, созданы форумы, группы поддержки, этим занимается партия НДИ, так что этот вопрос на повестке дня. Я же хотел бы поговорить вообще о пенсиях. О наших пенсиях, израильтяне.
Вопрос о том, что осталось от наших пенсий после всех реформ, которые начинались во благо, а закончились заупокой, в СМИ на иврите обсуждается долго, подробно, с выкладками и таблицами. Но обсуждается он все время в одном ключе, напоминающем мне цитату из великолепного фильма «Большой Лебовски»: «Чувак, кто украл наши пенсии?» Израильтян, в том числе и молодых, очень волнует этот вопрос. На русском языке я таких обсуждений не встречал. В этой статье я лишь брошу пробный камень, и понадеюсь, что от него разойдутся круги по воде.
Постараюсь не перегружать вас цифирью, а объяснить доступно, как говорится, на пальцах.
В принципе, существуют два вида пенсий: бюджетная и накопительная. Бюджетная пенсия существовала до начала 2000-х у госслужащих и в общественных компаниях. Она означала, что все выплаты производит работодатель, то есть в данном случае - государство.
Накопительная пенсия существует сегодня. Тут уже выплаты осуществляются работником и работодателем, накапливаются и должны по достижении пенсионного возраста выплачиваться свежеиспеченным пенсионерам.
Государственные служащие, кроме, может быть, высшего эшелона, - это такие же, как мы с вами, наемные работники, получающие совсем небольшие зарплаты (учителя, социальные работники, мелкие чиновники, медперсонал и т.д). К 1995 году государство накопило огромный долг по бюджетным пенсиям. Случилось это по нескольким причинам. Во-первых, и это самое главное, действительно увеличилась продолжительность жизни, а на всех, как говорится, рассчитано не было. Во-вторых, социалистические методы хозяйствования тех, кто находился у власти, а как ни странно, с 1977 года это была в основном партия Ликуд, привели к тому, что деньги, которые вроде как должно было формально копить в расчете на будущее, государством пускались на покрытие насущных бюджетных нужд.
Сначала эти бюджеты вкладывались в инфраструктуру и человеческие ресурсы. Но потом, как всегда, у министров начался праздник, зарплаты приближенных были актуальнее, чем мысли о будущем. Ну, и в-третьих, Государство Израиль опоздало с либерализацией экономики на хорошее десятилетие. В этот период почти все демократические страны начали реформировать пенсионное законодательство, поскольку у всех скопилось огромное количество долгов по пенсиям.
Для интереса приведу пример. По расчетам специалистов, на сегодня задолженность по бюджетным пенсиям (и это при том, что, кроме военных, после 2001 года никто больше к этим программам не присоединялся) составляет почти полтора бюджета государства — 600 миллиардов шекелей. И это справедливо называют тикающей бомбой.
Но продолжим наше повествование. В 1996-м к власти в стране опять пришел Ликуд во главе с Биньямином Нетаниягу. И он принялся реформировать. Да так, что в итоге этих реформ Израиль стал единственной страной, где был полностью (почти — минобороны, как всегда портит картину, поскольку еще до 2009 года продолжало набирать будущих бюджетных пенсионеров) уничтожен институт бюджетных пенсий.
Замечательно, скажете вы. Да нет. Совсем не замечательно. И специалисты не зря назвали эти реформы «выбором из худшего».Чтобы это понять, давайте рассмотрим, что же происходило с накопительными пенсиями. До начала 2000-х в стране было 8 крупных пенсионных фондов, которые в основном принадлежали профсоюзам. Понятно, что и там накопились огромные долги из за растущей продолжительности жизни.
И тогда, в 2003 году, министр финансов произвел реформу. Эти пенсионные кассы были национализированы, условия для работников были пересмотрены в худшую сторону: пенсионный возраст был увеличен для женщин с 60 до 62 лет, для мужчин - с 65 до 67 лет, сборы на управленческий аппарат фондов многократно увеличены (а платим эти сборы мы с вами), проведены так называемые «стрижки», когда государство изъяло из наших пенсионных накоплений от 10% до 30% для покрытия своих долгов. И так далее.
Кстати, министром финансов в том самом 2003 году был все тот же Биньямин Нетаниягу. И рубил он, как всегда, без оглядки на конкретного работника, с трудом сводящего концы с концами сегодня и ставшего нищим по выходе на пенсию.
А теперь одведем итоги. Итак, мы имеем несколько категорий будущих пенсионеров.
Министерство обороны. Там почти 10% бюджета уже становится пенсионным фондом. Черт ногу сломит. До 2009 года там еще были бюджетные пенсии. Да и выходят военные на пенсию в 45 лет, что еще добавляет бюджетной головной боли. Биньямин Нетаниягу туда никогда особо не совался. И сейчас министр обороны встал на дыбы, когда надо было претворять в жизнь отчет комиссии Локера. И отчет похоронили. Возможно, порядок сумел бы навести Авигдор Либерман, если бы стал министром обороны, но в правительстве Ликуда с ортодоксами ему места нет.
Те госслужащие и работники общественных компаний, которые начали трудовой стаж до 2001 года и которых ожидают бюджетные пенсии. О, здесь интересно. Условия их пенсий должны были быть ухудшены, как были ухудшены условия тех, кто в те годы уже давно шел по пути накопительных пенсий. Но Биньямин Нетаниягу их не тронул. Побоялся. Потому что восстали юридические советники минюста. Их ожидали большие пенсии, и они просто не дали провести закон об сокращении.
Сегодняшние работники высшего эшелона, прилежно копящие пенсионные отчисления. При зарплатах более 20 тысяч шекелей в месяц они могут ожидать, что их пенсии, хоть и будут меньше зарплат, все же обеспечат ту самую достойную старость, когда человек может поехать, посмотреть мир, помочь детям, и еще внукам на конфеты останется.
Ну, и наконец, те, о ком безжалостный реформатор Биньямин Нетаниягу никогда не думал вообще. Мы, те, кто ищут поле чудес в стране Дураков. И государственные работники, и не государственные. Те, для кого премьер-министр, а потом министр финансов Нетаниягу и не подумал сделать дифференцированные пенсии, где была бы часть бюджетной, и часть накопительной, чтобы компенсировать все те потери, которые превратили наши пенсии в пшик. И мы, те, чья зарплата крутится вокруг средней по стране, если мы заглянем в отчеты наших пенсионных касс и в их расчеты наших будущих пенсий, то мы увидим, что пенсии наши составят дай бог 3-4 тысячи. А то и меньше.
Кроме того, после всех реформ нам предлагают самим нести ответственность за наши пенсии. Вот только никакого минимального финансового образования нам давать власть имущие не собираются. Государство собиралось заняться этим вопросом, но воз и ныне там. А без хотя бы элементарных понятий расчетов пенсионных накоплений понять, что нас ждет можно только в общем: нищета.
Если после этого, кто-нибудь еще не нашел ответ на вопрос: «Чувак, кто украл наши пенсии?», если кто-то еще собирается голосовать за человека, которому плевать, какой будет наша старость, то объяснять такому Буратино что-либо бесполезно.
P.S. Действительность, к сожалению, жестко подтверждает тезисы этой статьи. После падения бирж специалисты объясняют обеспокоенным гражданам, что надо проверять, во что вложены средства ваших пенсионных фондов: в акции, долговые обязательства или еще куда. И если в акции, то надо думать и делать так то и так то. И так далее. Интересно, многие ли из нас разбираются в подобных вещах, о которых вообще-то должно было бы думать государство.
P.P.S. Появилось сообщение, что наконец-то будет принят закон о пенсионном обеспечении предпринимателей. Малых и средних, в основном. Их обяжут отчислять пенсионные. А где государство, спросите вы? А государство в пенсионном обеспечении граждан участвовать не собирается.
Комментарии
А тут встряну я с небольшими поправками...
***
1. с 1977 года это была в основном партия Ликуд,
***
Интересно... а почему взята именно эта точка отсчёта? Может быть автору и неизвестно, но основные институты будущего гос-ва Израиль закладывались с ...1938 года. Под эгидой английских банков формировались пенсионные накопления еврейских переселенцев. И все они в 1948 году были брошены на закупку оружия для войны за независимость . Правда, не были тронуты иностранные займы, которые предполагалось оставить для развития инфраструктуры и помощь киббуцам (социалистическим), то есть важнейшему электорату Бен-Гуриона.
Ну, допустим, что война 1948-1950 г.г. была важнее всего.
Но и с 1950 по 1977 г.г. у власти были всё те же социалисты, а это 27 !!! лет. Почему автор решил вычеркнуть эти годы из своего подсчёта?
Далее...
1977-1984 (6,,5 лет) - у власти Ликуд. Именно в это время Шимон Перес (Авода) продвигает атомный проект, который он же тормозил двумя годами раньше. Конечно, положительное решение по атомному проекту было абсолютно верным, но почему такая смена мнения у "рулевого"? Да просто обошёлся он Израилю в 40 млрд дол. ( это 120 -150 млрд на сегодня- почти годовой бюджет Израиля). Если бы такая нагрузка пришлась на правление Аводы, то бюджет просто не был бы принят ( на что и надеялся Перес уже в каденцию Ликуда). Но Ликуд выстоял аж 2 срока и на себе вытянул эти 40 миллиардов. Разумеется, одно одеяло на несколько человек поделить сложно, у кого-то ноги подмёрзнут, а у кого-то задница... Пришлось и пенсионные фонды потревожить. И всё бы залаталось, но тут ровно на 2 выбивается в премьеры Перес и ИМЕННО в это время начинается профсоюзная реформа. А заканчивать уже ПРИНЯТЫЙ проект оставили Шамиру на следующие 6 лет. Расчёт Переса не оправдался, Шамир вытянул страну даже ценой денежной и банковской реформы, при которой пострадали именно богатые граждане. Это было время, когда остатки ипотечной ссуды погашали 1000-3000 долларов.
Напомнить как в начале 90-х наших старичков водили по ресторанам представители Аводы? И как потом эти бабульки-дедульки дружно привели к власти Рабина? Чем не печеньки на майдане?
М вот теперь я могу найти те самые 600 млрд долларов, недостающих в пенсионном фонде.
Знаете ли вы во сколько Израилю обходятся Ослиные соглашения, в которых уж никак нельзя обвинить Ликуд?
Приготовьтесь!
20 миллиардов долларов ЕЖЕГОДНО!
Сколько лет мы уже оплачиваем это предательство нац. интересов?
С 1995 года- 20 лет! Вот вам 200 миллиардов!
Вторая интифада была прямым ответом арабов на эти соглашения, поскольку допустить их реализацию было вовсе не в их интересах. Строить государство? Да упаси Б-же!!! На это никто из них и не рассчитывал. А Израиль оплатил меры безопасности и последствия , по разным источникам, от 80 до 120 млрд. за 1995-1997 г.г.. В бюджете таких средст не было. Сильно предполагаю откуда эти средства взялись. Не из наших ои пенсионных и прочих накоплений?
С 1992 по 2015 десять лет " у руля" была Авода и Кадима и 13- Ликуд. А за всю историю Израиля Ликуд правил 26 лет. Простым вычитанием узнайте сколько лет правили социалисты?
Нет, я не собираюсь обеливать ничьи ошибки, но сегодня опять же Авода хочет навесить на нас ещё и беженцев из Сирии и именно в каденцию Биби.
Не скажите, зачем им это так нужно?
Комментарий удален модератором